Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2017 N 10АП-14211/2017 ПО ДЕЛУ N А41-29987/17

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N А41-29987/17


Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Астерра Инвест": Кабакова С.А., по доверенности от 22.04.2017, от Заместителя прокурора Московской области: Пастухова Е.Ю., удостоверение N 226738; от ООО "Каллиста": Зайцев А.Н., по доверенности от 10.10.2017; от Администрации городского округа Балашиха Московской области: не явились, извещены; от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Сорокин И.А., по доверенности от 22.12.2016; от ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": не явились, извещены; от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены; от ТУ Росимущества по МО: Гуляева Ю.А., по доверенности от 21.08.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Астерра Инвест" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2017 года по делу N А41-29987/17, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску Заместителя прокурора Московской области к ООО "Каллиста", ООО "Астерра Инвест", Администрации городского округа Балашиха Московской области, третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества по МО, об оспаривании договора аренды,

установил:

Заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Каллиста", ООО "Астерра Инвест", Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:129507 от 16.04.2014 N 139-П, заключенного между Администрацией городского округа Балашиха и ООО "Каллиста", признании недействительным договора субаренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:129507 от 01.10.2015 N 1, заключенного между ООО "Каллиста" и ООО "Астерра Инвест".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2017 года по делу N А41-29987/17 требования Заместителя прокурора Московской области удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Астерра Инвест" обжаловало его в апелляционном порядке.
ООО "Астерра Инвест" и ООО "Каллиста" направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Заместитель прокурора Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ТУ Росимущества по МО направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Администрация городского округа Балашиха Московской области, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Управление Росреестра по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 16.04.2014 между Администрацией городского округа Балашиха (арендодатель) и ООО "Каллиста" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 139-П, в соответствии с которым во временное владение и пользование арендатору предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:15:0000000:129507, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, юго-восточнее квартала Абрамцево, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для благоустройства" (далее - Договор аренды земельного участка N 139-П).
В пункте 1.1 договора аренды земельного участка N 139-П указаны ограничения (обременения) в пользовании земельным участком, в том числе указано, что земельный участок полностью расположен в границах территории размещения сторонних землепользователей ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров".
В соответствии с пунктом 2.1 срок договора аренды составляет 10 лет, с 16.04.2014 по 15.04.2024.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 10.09.2015 в ЕГРП внесена соответствующая регистрационная запись.
В соответствии с договором субаренды земельного участка от 01.10.2015 N 1 года права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 139-П были переданы от ООО "Каллиста" ООО "Астерра Инвест".
Считая, что Администрация городского округа Балашиха не имела право распоряжаться земельными участками, поскольку они входят в границы Национального парка "Лосиный остров", а, следовательно, не могла предоставлять земельные участки в аренду и заключать договоры аренды в отношении них, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых договоров аренды), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Исходя из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- - земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 95 ЗК РФ, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений пункта 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Соответственно, исходя из норм действовавшего в момент заключения договоров аренды земельных участков законодательства, земельные участки, расположенные в границах национальных парков силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, за исключением отдельных случаев, когда в границах национальных парков располагаются земельные участки иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.
В соответствии с подп. 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0000000:129507 расположен в границах Национального парка "Лосиный остров". Границы национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны были установлены совместным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 года N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
В дальнейшем на основании решения Исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 года N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшения содержания этого парка" (Т. 2 л.д. 130 - 159), постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 года N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 года N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров", Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы природного национального парка были расширены.
Постановлением Главы администрации Балашихинского района Московской области от 16.02.1995 N 163, во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии ГПНП "Лосиный остров", совместного постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 года N 235-113 "О дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров", утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
При этом из пункта 3 указанного постановления следует, что площадь ГПНП "Лосиный остров" составляет 4993,6 га, в том числе земли ГПНП "Лосиный остров" - 4521,4 га, земли участков постороннего пользования - 472,2 га, в том числе: - Акуловский гидроузел - 122,5 га; - АОЗТ "1-е Мая" - 91,3 га; - Пехра-Покровская сельская администрация - 156,69 га; - земли бывшего п/л "Орбита" - 4,5 га; - земли бывшего п/л "Полет" - 4,4 га; - п/л завода "рубин" - 5,3 га; - о/т "Восток" - 5,0 га; - с/т "Сокольники" - 11,4 га; - земли Министерства обороны - 70,9 га.
На основании данного постановления Государственному природному национальному парку "Лосиный остров" был выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии с которым в бессрочное (постоянное) пользование данной организации, правопреемником которой является ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", передавался земельный участок общей площадью 4521,4 га.
На указанный земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в дальнейшем было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, о чем 24.04.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись за номером 50-01/00-02/2003-237.1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2003.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2010 года N 232 "Об утверждении положения о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" утверждено описание границ охранной зоны национального парка "Лосиный остров", а также состав и описание границ функциональных зон и карта-схема функционального зонирования.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0000000:129507 расположен в границах сторонних землепользователей, земельных участков, которые ранее были предоставлены АОЗТ "1-е Мая", что не отрицалось сторонами в ходе судебного разбирательства и подтверждается заключением кадастрового инженера от 29.06.2017.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0000000:129507 на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" не передавались, но они входят в границы Национального парка "Лосиный остров".
Включение земельных участков сторонних землепользователей в границы национальных парков, означает, что указанные земельные участки входят в границы национальных парков и имеют ограничения в их хозяйственном использовании в соответствии с действующим законодательством, но не изымаются у их правообладателей.
При этом, исходя из взаимосвязанных положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 95 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Гражданского кодекса РФ, суд приходит к выводу, что земельные участки сторонних землепользователей, которые находились у них на праве частной собственности, после включения указанных земельных участков в границы национальных парков, так и продолжают находиться на указанном праве у данных лиц, а земельные участки, которые были предоставлены сторонним землепользователям на ином вещном праве, либо праве аренды автоматически в силу указания закона относятся к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, без прекращения соответствующего вещного права, в том числе права аренды.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:15:0000000:129507 расположен в границах земельного участка, который ранее принадлежал на вещном праве АОЗТ "1-е Мая", но находился в связи с включением его в границы национального парка "Лосиный остров" в федеральной собственности. 7 66_6098552 При таких обстоятельствах после прекращения права пользования АОЗТ "1-е Мая", как стороннего землепользователя, земельный участок, ранее предоставленный обществу, остался в федеральной собственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация городского округа Балашиха не имела права распоряжаться земельными участками, входящими в границы Национального парка "Лосиный остров", а сам земельный участок на основании статьи 27 ЗК РФ является изъятым из гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров аренды), сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров аренды), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что земельные участки расположены в границах Национального парка "Лосиный остров", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что факт расположения спорного земельного участка в границах Национального парка "Лосиный остров" документально не подтвержден. По мнению ответчика, в рассматриваемом случае, необходимо назначение экспертизы.
Между тем, в соответствии с пунктом 1.1 договора N 139-П от 16.04.2014 спорный земельный участок полностью расположен на территории ФГБУ НП "Лосиный остров".
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2017 года по делу N А41-29987/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)