Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2017 N 04АП-5562/2017 ПО ДЕЛУ N А19-6315/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2017 г. по делу N А19-6315/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 декабря 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фариз" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2017 года по делу N А19-6315/2017 (суд первой инстанции - Пенюшов Е.С.),

установил:

Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фариз" (ОГРН 1053812075382, ИНН 3812985532, далее - ответчик, ООО "Фариз") об обязании освободить земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Депутатская, у дома N 102, площадью 64 кв. м, путем демонтажа временного сооружения - павильона и возвратить земельный участок по акту приема-передачи в течение 5 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2017 года по делу N А19-6315/2017 заявленные требования удовлетворены.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В апелляционной жалобе ответчик полагает, что в силу прямого указания п. 2 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов, каким является торговый павильон, расположенный на земельном участке, площадью 64 кв. м по адресу: г. Иркутск, ул. Депутатская, у дома 102 должно осуществляться без предоставления земельного участка, а также при отсутствии разрешения уполномоченного органа, но при наличии схемы, утвержденной уполномоченным органом.
Министерство в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 28.10.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между администрацией города Иркутска (арендодатель) и ООО "Фариз" (арендатор) на основании распоряжения заместителя главы администрации - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от 17.04.2007 N 504-02-1197/7 "Определение заключении договора аренды земельного участка под размещение павильона, расположенного в Октябрьском районе, г. Иркутск по ул. Депутатской у дома N 102" заключен договор аренды земельного участка от 02.05.2007 N 562-ВС, согласно пункту 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Депутатская, у дома N 102, площадью 64 кв. м, из земель населенных пунктов.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "Определение перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования г. Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с положением о Министерстве, утвержденным постановлением правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп.
Права и обязанности Администрации г. Иркутска, являющейся стороной по договору аренды земельного участка, с момента изменения порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к Правительству Иркутской области в лице его уполномоченного органа - Министерства имущественных отношений Иркутской области в порядке правопреемства, независимо от переоформления договоров аренды.
Срок действия договора аренды установлен пунктом 1.5 с 17.04.2007 по 17.03.2008.
Факт передачи земельного участка арендатору подтверждается передаточным актом от 17.04.2007.
Дополнительным соглашением (А) срок действия договора продлен на тот же срок, т.е. до 17.02.2009 и на тех же условиях.
Дополнительным соглашением (Б) срок действия договора продлен на тот же срок и на тех же условия до 17.01.2010 (пункт 14 соглашения).
Дополнительным соглашением (В) срок действия договора аренды земельного участка N 562-ВС от 02.05.2007 продлен до 17.12.2010.
Дополнительным соглашением (Г) срок действия договора аренды земельного участка N 562-ВС от 02.05.2007 продлен до 17.11.2011.
На основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в отсутствие возражений сторон, срок действия договора продлен на неопределенный срок.
Пунктом 2.3.13 названного договора стороны предусмотрели обязанность арендатора возвратить объекты аренды арендодателю в течение 5 дней с момента окончания срока действия договора (его расторжения, прекращения) в надлежащем состоянии, т.е. не хуже первоначального, с оформлением передаточного акта, обеспечив своевременный снос временного сооружения.
Уведомлением от 30.12.2016 N 02-51-26428/16 истец известил ООО "Фариз" об отказе от договора аренды 02.05.2007 N 562-ВС на основании пункта 2 статьи 610 ГК РФ и пункта 2.2.2 спорного договора, обществу предложено по истечении 30 дней с момента получения настоящего уведомления освободить земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителю министерства.
Уведомление от 30.12.2016 N 02-51-26428/16 получено генеральным директором общества Мамедовым Р.Т. 08.02.2017.
В установленный срок требования истца ответчиком в добровольном порядке не исполнены.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", статьи 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления, отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, в соответствии с Положением о министерстве Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп, министерство имущественных отношений Иркутской области осуществляет от имени Правительства Иркутской области необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Из пункта 2 статьи 76 ЗК РФ следует, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Статьей 62 ЗК РФ (пункт 2) предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями главы 34 ГК РФ и статьи 22 ЗК РФ (в редакции, действующей по состоянию на 27.10.2004, на момент заключения договора).
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Пунктом 2 статьи 610 ГК РФ предусмотрено право каждой из сторон в случае, если срок аренды не определен и договор считается заключенным на неопределенный срок, в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Учитывая положения названных норм права, принимая во внимание, что по истечении срока, указанного в пункте 8 дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 02.05.2007 N 562-ВС арендатор продолжал пользоваться земельным участком в отсутствие возражений арендодателя, следует признать, что названный договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, пунктом 2.2.2 договора аренды земельного участка от 03.07.2009 N 1031-ВС предусмотрено право арендодателя на досрочный отказ от исполнения договора в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель отправляет арендатору извещение (заказным письмом с уведомлением о вручении) о принятом решении и требовании освободить объект. По истечении 30 дней с момента направления арендодателем арендатору уведомления заказным письмом с уведомлением о вручении договор считается расторгнутым.
Таким образом, право арендодателя на односторонний отказ от исполнения договора предусмотрено как Законом, так и соглашением сторон.
Основанием для расторжения договора аренды земельного участка от 02.05.2007 N 562-ВС явилось уведомление арендодателя об отказе от договора в одностороннем порядке на основании пункта 2.2.2 договора и статьи 610 ГК РФ.
Уведомление от 30.12.2016 N 02-51-26428/16 получено генеральным директором общества Мамедовым Р.Т. 08.02.2017 (т. 1 л.д. 30).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор аренды земельного участка от 02.05.2007 N 562-ВС в соответствии с условиями пункта 2.2.2 договора следует считать расторгнутым с 09.03.2015, то есть по истечении 30 дней с момента вручения арендодателем арендатору названного уведомления.
Довод ответчика о наличии волеизъявления министерства на продолжения договорных отношений после вручения уведомления об отказе от спорного договора, мотивированный последующим направлением министерством ответчику расчета арендной платы на 2017 год на период с 01.07.2017 по 31.12.2017, следует признать не обоснованным.
В силу требования части 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в любом случае, как при наличии, так и в отсутствие договора (сделки) является платным.
Следовательно, в отсутствие факта добровольного освобождения спорного земельного участка действуя разумно и добросовестно министерство как участник отношений гражданского оборота, связанных с пользованием спорным земельным участком, проинформировало ООО "Фариз" о размере платы за такое пользование.
Исследовав и оценив по правилам статьи 431 ГК РФ и статьи 71 АПК РФ представленный расчет платы за пользование земельным участком, суд первой инстанции не установил волеизъявления министерства выраженного уполномоченным лицом на продление договора аренды земельного участка от 02.05.2007 N 562-ВС.
Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно пункту 2.3.13 арендатор обязан возвратить объект арендодателю в течение 5 дней с момента окончания срока действия договора (его расторжения, прекращения) в надлежащем состоянии, т.е. не хуже первоначального, с оформлением соответствующего передаточного акта, обеспечив своевременный снос временного сооружения.
В нарушение требования части 1 статьи 65 АПК РФ доказательств наличия иных правовых оснований для размещения временного сооружения - павильона на спорном земельном участке ответчиком не представлено.
Судом первой инстанции также правильно опровергнут как несостоятельный довод ответчика о том, что основанием для размещения павильона на спорном земельном участке является постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов и схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Октябрьского района города Иркутска, которая предусматривает размещение павильона площадью 64 кв. м по адресу: г. Иркутск по ул. Депутатской у дома N 102.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33. ЗК РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).
Пунктами 1, 3 статьей 10 Закона о торговле предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определяются статьей 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), то пунктом 1 указанной статьи предусматривается заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В целях обеспечения единого порядка размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Иркутска принято Постановление администрации г. Иркутска от 06.11.2013 N 031-06-2721/13 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска", которым предусмотрен порядок предоставления земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов.
Порядком размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска (приложение N 2 к постановлению администрации г. Иркутска от 6 ноября 2013 года N 031-06-2721/13) установлено, что размещение нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, остановочно-торгового комплекса) осуществляется на основании договора аренды земельного участка под размещение нестационарного объекта, заключаемого комитетом экономики администрации города Иркутска в соответствии с настоящим Порядком.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, под размещение нестационарных торговых объектов (киоска, павильона, остановочно-торгового комплекса) осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта (далее - аукцион) в порядке, установленном ЗК РФ.
Предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, остановочно-торгового комплекса), прошедшего государственный кадастровый учет и находящегося в муниципальной собственности города Иркутска. Договор аренды земельного участка заключается на срок до 5 лет.
Таким образом, анализ приведенного нормативно-правового регулирования свидетельствует, что к действующей в настоящее время на территории муниципального образования "Город Иркутск" схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11, правила статьи 39.36. ЗК РФ без дополнительной регламентации и обеспечения реализации соответствующим муниципальным образованием требований Закона о защите конкуренции о публичных процедурах, не могут быть применены, поскольку иной подход к применению правил статьи 39.36. ЗК РФ приведет фактически к признанию правомерными действий участников гражданского оборота, совершенных в обход закона, а именно требований статьи 17.1. Закона о защите конкуренции.
Приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр (ред. от 11.12.2014) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутской области.
На основании данного приказа постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - постановление от 30.12.2011 N 031-06-3192/11) утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Иркутск.
Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что период действия схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных данным постановлением до 01.01.2017, а срок размещения спорного павильона согласно представленной схеме - "до года".
В письме Минэкономразвития России от 14.10.2016 N Д23и-4886 указано, что ни схема размещения объектов, ни договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, в том смысле, что они не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что схема размещения нестационарных объектов не является правоустанавливающим документом, который порождает право пользования данным земельным участком, а целью ее утверждения является упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска.
Более того, согласно данным, содержащимся в схеме, период размещения нестационарного объекта ответчика истек.
В нарушение требования части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиком не предоставлено доказательств соблюдения публичных процедур для предоставления, как земельного участка, так и торгового места под размещение спорного нестационарного торгового объекта.
Судом первой инстанции установлено, что нестационарный торговый объект - павильон, принадлежащий ответчику, располагается на спорном земельном участке в отсутствие на то каких-либо законных оснований, из чего следует, что ООО "Фариз" обязано в силу правил статьи 304 ГК РФ и статьи 76 ЗК РФ освободить земельный участок, по требованию уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Иных доказательств наличия законных оснований владения и (или) пользования земельным участком ответчиком суду в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не предоставлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит также из того, что к правоотношениям, связанным с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшим до 01.03.2015, применялись правила, установленные статьей 34 ЗК РФ, которая предусматривала оформление прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности в порядке, предусмотренном нормативным актом, принятым уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в котором устанавливались процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установленный статьей 34 ЗК РФ, действующей до 01.03.2015, предусматривал предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно или за плату либо на праве аренды.
Таким образом, до 01.03.2015, ЗК РФ устанавливался порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на соответствующем праве, в том числе, на праве аренды.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2017 года по делу N А19-6315/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)