Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2017 N 15АП-9227/2017 ПО ДЕЛУ N А32-40664/2016

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. N 15АП-9227/2017

Дело N А32-40664/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ванина В.В., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
- от истца: представитель Беличенко Е.Н. по доверенности N Д-16/40254 от 03.10.2016, паспорт;
- представитель Осипян Ю.А. по доверенности N Д-16/40235 от 14.09.2016;
- от ответчика: представитель Шкуратова Т.П. по доверенности N 4/76-17 от 19.05.2017, паспорт;
- от третьего лица: представитель Шетова Л.А. по доверенности N 390 от 29.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.04.2017 по делу N А32-40664/2016
- по иску Государственной компании "Российские автомобильные дороги";
- к ответчику - Федеральному государственное казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования"
при участии третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации
о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования путем изъятия,
принятое в составе судьи Семушина А.В.,
установил:

ГК "Российские автомобильные дороги" Краснодарское территориальное управление (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" об изъятии земельных участков для федеральных нужд Российской Федерации с предоставлением возмещения за каждый земельный участок: земельный участок с кадастровым номером 23:41:0202001:885, площадью 26 382 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 1 451 010 руб.; земельный участок с кадастровым номером 23:41:0000000:766, площадью 9 051 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 515 907 руб.; земельный участок с кадастровым номером 23:41:0202001:883, площадью 8 276 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 471 732 руб.; земельный участок с кадастровым номером 23:41:0901001:1929, площадью 8 073 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 460 161 руб.; земельный участок с кадастровым номером 23:41:0202001:884, площадью 11 369 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 625 295 руб.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2017 удовлетворено ходатайство истца, согласно которому просит прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ответчика путем изъятия: земельный участок с кадастровым номером 23:41:0202001:885, площадью 26 382 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 1 451 010 руб.; земельный участок с кадастровым номером 23:41:0000000:766, площадью 9 051 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 515 907 руб.; земельный участок с кадастровым номером 23:41:0202001:883, площадью 8 276 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 471 732 руб.; земельный участок с кадастровым номером 23:41:0901001:1929, площадью 8 073 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 460 161 руб.; земельный участок с кадастровым номером 23:41:0202001:884, площадью 11 369 кв. м с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 625 295 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
ГК "Российские автомобильные дороги" Краснодарское территориальное управление с принятым судебным актом не согласилось, в порядке, определенном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что истцом в полном объеме соблюдена процедура изъятия земельных участков, поэтому имеются основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Председательствующий в судебном заседании объявил о замене в составе суда на основании определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 года судьи Маштаковой Е.А. на судью Ванина В.В. в связи с нахождением судьи Маштаковой Е.А. в трудовом отпуске.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи дело рассматривается сначала.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Государственная компания "Российские автомобильные дороги" осуществляет деятельность по реализации проекта "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1119,5 - км 1319, км 1373 - км 1383 (4 этап) Краснодарский край" на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Под зону застройки попадают земельные участки с кадастровыми номерами: 23:41:0202001:885, 23:41:0000000:766, 23:41:0202001:883, 23:41:0901001:1929, 23:41:0202001:884.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:41:0202001:885, 23:41:0000000:766, 23:41:0202001:883, 23:41:0901001:1929, 23:41:0202001:884 принадлежат на праве собственности Российской Федерации и предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны, что подтверждается кадастровыми паспортами от 08.12.2015 N 2343/12/15-1405707, N 2343/12/15-1404965, N 2343/12/15-1404968, N 2343/12/15-1404957, N 2343/12/15-1404973.
Истец поясняет, что в соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства N 1534-р от 24.08.2015 для обеспечения строительства Автомобильной дороги подлежат изъятию земельные участки, расположенные в Краснодарском крае, г. Горячий Ключ, с/о Саратовский, с кадастровыми номерами: 23:41:0202001:885, площадью 26 382 кв. м; 23:41:0000000:766, площадью 9 051 кв. м; 23:41:0202001:883, площадью 8 276 кв. м; 23:41:0901001:1929, площадью 8 073 кв. м; 23:41:0202001:884, площадью 11 369 кв. м.
Истец уведомил ответчика об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0202001:885, 23:41:0000000:766, 23:41:0202001:883, 23:41:0901001:1929, 23:41:0202001:884 письмом от 15.09.2015 N 24/2567-КрТУ, письмом N 11/833-КрТУ от 04.04.2016 истец направил ответчику проект соглашения об изъятии указанных земельных участков.
Истец указывает, что согласно Отчету N 20/16-О от 29.01.2016 "Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0000000:766, 23:41:0202001:883, 23:41:0202001:884, 23:41:0202001:885, 23:41:0901001:1929 для государственных нужд Российской Федерации" (приложение N 14 к исковому заявлению) общий размер возмещения составляет 3 524 105 (три миллиона пятьсот двадцать четыре тысячи сто пять) рублей 00 копеек, из них: рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:41:0202001:885 составляет 1451010 (один миллион четыреста пятьдесят одна тысяча десять) рублей 00 копеек; рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:41:000000:766 составляет 515 907 (пятьсот пятнадцать тысяч девятьсот семь) рублей 00 копеек; рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:41:0202001:883 составляет 471732 (четыреста семьдесят одна тысяча семьсот тридцать два) рубля 00 копеек; рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:41:0901001:1929 составляет 460 161 (четыреста шестьдесят тысяч сто шестьдесят один) рубль 00 копеек; рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:41:0202001:884 составляет 625 295 (шестьсот двадцать пять тысяч двести девяносто пять) рублей 00 копеек; рыночная стоимость права требования компенсации убытков, причиненных изъятием земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:0000000:766, 23:41:0202001:883, 23:41:0202001:884, 23:41:0202001:885, 23:41:0901001:1929, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода - отсутствуют.
Письмом от 26.05.2016 N 7/2749А ответчик сообщил, что для заключения соглашения об изъятии земельных участков для государственных нужд необходимо обратиться в департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, соглашение об изъятии не подписал.
В связи с тем, что ответчик соглашение о выкупе изымаемых для федеральных нужд земельных участков не подписал, девяносто дней со дня получения проекта соглашения истекли, истец обратился с настоящим иском в суд с целью принудительного изъятия земельных участков.
Исследовав и оценив материалы дела в совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело доказательств по правилам статей 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Действующее земельное законодательство устанавливает принципиальную возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Как указано в п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации, в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:
1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для Федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании:
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
В соответствии с п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ, п. 5.4.1 (1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 374 к компетенции Федерального дорожного агентства относится принятие решений об изъятии для федеральных нужд, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с требованиями ст. 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В силу п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (ч. 6 ст. 279 ГК РФ).
В соответствии со ст. 282 ГК РФ устанавливает, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Согласно п. 4 статьи 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 ст. 281 ГК РФ, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе ст. 8 указанного закона, установлена обязательность проведения оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, утверждает, что не является правообладателем изымаемых участков.
Кроме того полагает то, что законом не предусмотрено изъятие земельного участка находящегося в собственности Российской Федерации в собственности Российской Федерации.
Также полагает, что фактически указанный спор должен разрешаться во внесудебном порядке на административном уровне, так как право подлежащее прекращению (право постоянного (бессрочного) пользования) наделено федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации.
Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2133-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящиеся в федеральной собственности и подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление государственной компании "Российские автомобильные дороги", а также сроки такой передачи, в том числе и участок М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска.
В соответствии с передаточным актом от 30.04.2010 руководитель Федерального дорожного агентства А.М. Чабунин передал председателю правления Государственной компании "Российские автомобильные дороги" СВ. Костину участок М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска протяженностью 1517 км.
Распоряжением Росавтодора от 24.08.2015 N 1534-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1119,5 - км 1319, км. 1373- км 1383, Краснодарский край" указано изъять в установленном порядке для нужд Российской Федерации поименованные земельные участки.
Указанным распоряжением Росавтодора, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" надлежит направить копию настоящего распоряжения правообладателям изымаемых участков, а также подготовить копию соглашения об изъятии земельных участков.
В соответствии с ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости и не представлено подписанного соглашения об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Законодателем четко определено понятие правообладателя земельного участка, отражено в ст. 5 ЗК РФ: "Правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков".
Собственником указанных в исковом заявлении земельных участков является Российская Федерация в лице Минобороны России, в свою очередь наделившее правом постоянного (бессрочного) пользования ответчика.
В материалы дела представлено письмо ответчика, направленное в адрес начальника Краснодарского территориального управления государственной компании "Российские автомобильные дороги", где сообщается, что полномочиями по управлению имуществом Минобороны России наделен Департамент имущественных отношений Минобороны России.
В соответствии с ч. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61 ФЗ "Об обороне", земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения, Минобороны России уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с п. 7 Положения, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Подпункт 71 п. 3 Положения устанавливает, что правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Следовательно, учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8476/10 по делу А40-78263/2009, имущество, являющееся федеральной собственностью, предоставленное Министерству обороны Российской Федерации, не может быть передано иным органам без соответствующего согласования с Министерством обороны Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению, в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Земельные участки образованы на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 04.12.2014 N 2219 "Об образовании земельных участков с сохранением исходного в измененных границах" путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:41:000000:410, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий ключ, с/о Саратовский.
Леса, расположенные на участке площадью 26 385 га, были переданы Саратовскому лесничеству Минобороны России в соответствии со сводным актом, утвержденным совместным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России и Министерства Российской Федерации от 13 апреля 1999 года N 86/136 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны", с целью постоянного использования их для нужд и обеспечения обороны. Категория лесов - защитные, категория - защитные полосы вдоль дорог, разрешенное использование: эксплуатация военного полигона для нужд обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" определено, что решения о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, принимает Министерство обороны Российской Федерации в лице компетентного органа.
На основании вышеназванного следует, что военное недвижимое имущество подлежит высвобождению только по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и только в том случае, если отпала необходимость его использования для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Принудительное изъятие имущества Министерства обороны Российской Федерации невозможно.
Однако, в соответствии с письмом от 03.02.2016 N 33/6-60 Саратовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России строительство (расширение) автомагистрали "Дон" выполнено на 100%.
Таким образом, Росавтодор в нарушение норм законодательства в отсутствие согласования Минобороны России на изъятие земельных участков произвело строительство (расширение) автомагистрали "Дон" на земельных участках, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику.
Как следует из Обобщения судебной практики Арбитражного суда Северо-Кавказского округа об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2016): "Согласно пункту 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу, также представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются".
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11 сделан вывод о том, что порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен.
Из совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса усматривается, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. В связи с этим порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен.
Следовательно, изъятие одним публичным собственником у другого публичного собственника земельного участка ведет к коллизии публичных интересов, разрешение которой требует установления их приоритетов. Степень значимости публичных интересов должна быть закреплена на законодательном уровне. Она не может быть установлена судом на основе норм частного (гражданского) права".
Исходя из анализа норм права и фактических обстоятельств дела в их совокупности следует, что принудительное изъятие в данном случае невозможно.
Кроме того, суды отмечают, что решение вопросов, относящихся к компетенции сугубо уполномоченных органов Российской Федерации должно происходить во вне судебном порядке.
Фактически происходит изъятие для нужд Российской Федерации земельного участка у Российской Федерации, в виду чего непонятна возмездность данного требования - возмещение компенсации убытков, причиненных изъятием земельных участков.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Оснований к отмене судебного акта не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителей жалобы в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2017 по делу N А32-40664/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.КОВАЛЕВА
Судьи
В.В.ВАНИН
Е.А.МАШТАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)