Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2017 N 10АП-3392/2017 ПО ДЕЛУ N А41-75170/16

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. по делу N А41-75170/16


Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Техностандарт": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от администрации Клинского муниципального района Московской области: Куликова Д.С. по доверенности от 10.10.2016;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Клинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2017 года по делу N А41-75170/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техностандарт"
к администрации Клинского муниципального района Московской области,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Техностандарт" (далее - заявитель, ООО "Техностандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения - л.д. 66-69), в котором просило суд о нижеследующем:
- - признать незаконным отказ администрации Клинского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) в предварительном согласовании предоставления в собственность обществу земельного участка площадью 1 330 кв. м и об утверждении схемы его расположения на кадастровом плане, оформленный решением от 22.07.2016 года N 1904;
- - обязать администрацию и Управление правового регулирования земельно-имущественных отношений в отношении общества согласовать схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории и вынести решение (постановление) о предварительном согласовании размещения спорного земельного участка в следующих координатах (МСК-50):





















К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество отказалось от заявления в части требования об обязании администрации предоставить в собственность за плату земельный участок под существующим объектом недвижимости.
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 февраля 2017 года отказ от вышеназванного требования принят судом, производство по делу в указанной части прекращено (л.д. 74).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2017 года по делу N А41-75170/16 признан незаконным отказ администрации в предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка площадью 1 330 кв. м и об утверждении схемы его расположения на кадастровом плане, оформленный решением от 22.07.2016 года N 1904. Администрация обязана принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность обществу земельного участка площадью 1 330 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, г. Клин, Ленинградское шоссе, 88 км, с утверждением схемы его расположения в следующих координатах:





















Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Техностандарт" и Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителя администрации, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание административно-производственное, общей площадью 4 455,7 кв. м, инв. N 110-0058, лит. 8Б, расположенное по адресу: Московская область, г. Клин, Ленинградское шоссе, 88 км, о чем 20.12.2005 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена соответствующая регистрационная запись, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРП (л.д. 18).
В целях предоставления в собственность земельного участка, на котором располагается данный объект недвижимого имущества, 30.05.2016 ООО "Техностандарт" обратилось в администрацию Клинского района с заявлением (вх. N М503-7543388028-1942749), в котором просило предварительно согласовать предоставление в собственность общества земельного участка площадью 1 330 кв. м, и утвердить схему его расположения на кадастровом плане (л.д. 52).
К указанному заявлению, общество приложило следующие документы: схему расположения земельного участка; документ, удостоверяющий личность; документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя; топографическую токосъему; рукописное заявление; свидетельство о государственной регистрации права.
Решением администрации Клинского района от 22.07.2016 N 1904 обществу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылкой на положения статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (несоответствие вида разрешенного использования здания испрашиваемому виду разрешенного использования формируемого земельного участка).
Полагая, что указанное выше решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Техностандарт" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003, предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 2 статьи 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержатся в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, к своему обращению общество приложило полный комплект документов необходимый для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Администрация Клинского района, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указала на то, что общество в качестве целей, для которых испрашивается земельный участок, указало вид разрешенного использования по классификатору видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" - "Склады" (код 6.9), в том время как на земельном участке располагается "административно-производственное здание".
Однако классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" такого вида разрешенного использования "как "размещение административно-производственных зданий" не предусмотрено.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае при определении вида разрешенного использования земельного участка необходимо исходить из фактического использования объекта недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, а не его наименования.
Как установлено судом, общество использует объект недвижимого имущество под временные склады с размещением в нем административного офиса.
Испрашиваемый вид разрешенного использования в соответствии с утвержденным классификатором относится к группе "Производственная деятельность" (код. 6.0), а объект недвижимого имуществ имеет наименование: "Административно-производственное здание", следовательно, данный объект может использоваться под склады.
Доказательств того, что указанный вид разрешенного использования невозможно установить в отношении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что он противоречит документам территориального планирования, в том числе, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории и т.д., администрацией суду не представлено.
Из материалов дела не следует, что земельный участок, в отношении которого заявитель просит суд обязать орган местного самоуправления предварительно согласовать предоставление, относится к землям, изъятым из оборота, или к землям, ограниченным в обороте.
Довод заинтересованного лица о том, что заявителем пропущен процессуальный срок на обращение в суд, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Данному доводу судом дана надлежащая и правильная оценка.
Исходя из изложенного, заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2017 года по делу N А41-75170/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)