Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.05.2017 N 13АП-5223/2017 ПО ДЕЛУ N А26-11127/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. N 13АП-5223/2017

Дело N А26-11127/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5223/2017) Государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Мост" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2017 по делу N А26-11127/2016 (судья Старовойтова И.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия "Мост"
об обязании провести работы по рекультивации земель,
установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия "Мост" (далее - ответчик, Предприятие) об обязании провести работы по рекультивации земель и передать лесной участок по акту приема-передачи.
Решением от 23.01.2017 иск удовлетворен, суд обязал Предприятие в срок до 15.06.2017 выполнить работы по рекультивации нарушенных земель и лесовосстановлению на лесном участке площадью 6,1 га, расположенном в квартале 273, 274 Пиндушского участкового лесничества государственного казенного учреждения Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество", арендованном по договору аренды от 11.06.2014 N 69.
В апелляционной жалобе Предприятие, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что ликвидация технологического комплекса и последующая рекультивация допускается после полной обработки запасов полезных ископаемых, при отсутствии перспектив их прироста, невозможности и нецелесообразности повторной разработки месторождения, тогда как для возобновления разработки месторождения Предприятием в Министерство подана заявка на спорный лесной участок для заключения договоров аренды и продолжения работ по добыче гравийного материала, в связи с чем оснований для проведения работ по рекультивации нарушенных земель и лесовосстановлению не имеется.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Предприятием (арендатор) заключен договор от 11.06.2014 N 69 аренды лесного участка общей площадью 6,1 га с кадастровым номером 10:00:0000000:239, расположенного в кварталах 273, 274 Пиндушского участкового лесничества Медвежьегорского лесничества в Медвежьегорском муниципальном районе Республики Карелия, в целях разработки месторождения "Пиндуши-2002" в соответствии лицензией ПТЗ 01344 ТЭ, зарегистрированной 13.03.2006.
Пунктом 2.1 договора установлен срок действия договора с момента государственной регистрации на срок до 30.01.2016.
Согласно пункту 4.4.5 договора арендатор обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В составе проекта освоения лесов предусмотреть рекультивацию нарушенных земель.
Согласно пункту 4.4.16 договора арендатор обязался при прекращении действия договора передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи лесного участка, форма которого аналогична форме указанной в приложении N 5 к настоящему договору, в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства с характеристиками, установленными Проектом освоения лесов на момент завершения пользования. Если земли лесного фонда в результате проведения работ будут нарушены, провести в месячный срок в полном объеме рекультивацию земель лесного фонда для нужд лесного хозяйства (лесовосстановления), в соответствии с проектом освоения лесов, в том числе лесовосстановительные работы.
Как указывает истец, в результате текущего лесного контроля и осмотра лесного участка, арендованного ГУП РК "Мост", должностными лицами Министерства установлена необходимость рекультивации земель, нарушенных ответчиком, а также проведения работ по лесовосстановлению, что отражено в акте осмотра от 28.06.2016.
Ссылаясь на то, что требование Министерства провести работы по рекультивации лесного участка ответчиком не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что иск судом первой инстанции удовлетворен правомерно.
В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации являются самостоятельными видами использования лесных участков. Лесные участки на основании части 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 данной статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами в соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода. Прекращение прав пользователей недр на предоставленные им земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом (статья 25.2).
Права и обязанности пользователя недр в силу части 7 статьи 9 Закона о недрах возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока.
По окончании арендных правоотношений согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации у арендатора возникают обязательства по возврату арендованного имущества. При этом, частью 6 статьи 21 ЛК РФ установлено, что земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Таким образом, использование лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, влечет за собой процедуру рекультивации земель, которая, в свою очередь, является мерой по обеспечению экологической безопасности, ликвидации последствий допущенных загрязнений, восстановлению окружающей природной среды.
Как следует из материалов дела, действие договора и лицензии ответчика по состоянию на 30.01.2016 прекращено в связи с истечением их срока.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств осуществления необходимых работ по рекультивации арендуемого земельного участка суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка подателя жалобы на подачу Предприятием в Министерство заявки на спорный участок лесного фонда для заключения договора аренды и продолжения работ по добыче гравийного материала подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованная, поскольку ответчиком не представлены как доказательства такого обращения, так и доказательства наличия возможности получения лицензии и заключения соответствующего договора аренды лесного участка.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2017 по делу N А26-11127/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Е.В.ЖИЛЯЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)