Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2017 N Ф05-15549/2017 ПО ДЕЛУ N А40-238332/16

Требование: О признании незаконными распоряжения уполномоченного органа, действий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество полагает, что принятое в отношении арендуемого им земельного участка распоряжение об изменении вида разрешенного использования является недействительным, а действия по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости нарушают его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2017 г. по делу N А40-238332/16


Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Воробьев А.М., доверенность от 25.11.2016;
- от заинтересованных лиц: от Департамента городского имущества города Москвы: Брызгалова А.Ф., доверенность от 03.10.2017; от ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Москве: представители не явились, извещены;
- рассмотрев 05 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - АО "ГЕЛИУС"
на решение от 18 апреля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 11 июля 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Москвиной Л.А.,
по делу N А40-238332/16
по заявлению АО "ГЕЛИУС"
об оспаривании распоряжения и действий
к Департаменту городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Москве,

установил:

АО "ГЕЛИУС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент), ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконным распоряжения Департамента от 10.03.2015 N 3064 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32", о признании незаконным действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "ГЕЛИУС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованные лица - ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Росреестра по Москве, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании договора аренды земельного участка для целей эксплуатации объектов капитального строительства от 25.02.2011 N М-01-035192, зарегистрированного Управлением 06.05.2011 за N 77-77-14/003/2011-993, заявитель является арендатором земельного участка площадью 32.689 кв. м из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:03:0006007:32, имеющего адресный ориентир: г. Москва, 3-й проезд Перова Поля, вл. 8. Согласно пункту 2.1 договора аренды земельного участка договор заключен сроком до 14.10.2059.
Вышеуказанный земельный участок предоставлен в пользование заявителю на условиях аренды для эксплуатации зданий под административно-производственные цели в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка (пункт 1.1 договора аренды земельного участка).
Суды установили, что из прилагаемого к договору аренды земельного участка кадастрового паспорта земельного участка от 04.10.2010 N 77/501/10-97581 следует, что земельный участок по целевому назначению относится к категории земель "земли населенных пунктов" и имеет установленное разрешенное использование для "эксплуатации зданий под административно-производственные цели".
10.03.2015 Департаментом принято распоряжение N 3064 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32" (далее - Распоряжение N 3064).
Пунктом 1 Распоряжения N 3064 установлены следующие виды разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32: 1.1. Деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)). 1.2. Магазины (4.4.) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)). 1.3. Обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5). 1.4. Склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
09.04.2015 ФГБУ "ФКП Росреестра" в государственный кадастр недвижимости внесены сведения из вышеуказанного распоряжения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 77603:0006007:32, что повлекло увеличение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 77:03:0006007:32 до суммы 1.336.932.374,06 руб.
Заявитель, посчитав оспариваемое распоряжение недействительным, а действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости нарушающим права и законные интересы заявителя, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48), фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования.
Согласно сведениям информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости" (далее - ИС РЕОН), которая является государственным информационным ресурсом, положение о которой утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы", раздела данных БТИ фактическим назначением зданий, указанных в заявлении общества является - нежилые производственные, нежилое складское, трансформаторная, нежилые административные, что подтверждается представленными Департаментом распечатками информации из базы данных ИС РЕОН.
Согласно общедоступным источникам информации Яндекс, Google, а также сведений ИС РЕОН фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 соответствует установленным видам Распоряжением N 3064, а именно по указанному адресу находится - автомойка, шиномонтаж, бизнес центр и др., что также подтверждается и представленными Департаментом фотоматериалами.
В силу положения Приказа Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в состав земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования входят:
- - 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения;
- - 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- - 1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно указано на то, что у Департамента имелись законные основания для изменения видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32, что свидетельствует о законности оспариваемого распоряжения.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Данное положение также закреплено в пункте 5.1 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
В данном акте установлено, что до принятия Правил землепользования и застройки в городе Москве при подготовке правовых актов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
Функциональное назначение объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, имеет определяющее значение при установлении вида разрешенного использования земельного участка.
При этом воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленной собственником земельного участка, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка.
Иное толкование положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации противоречит фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивает его права.
Признавая необоснованным требование заявителя о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 суды обоснованно исходили из следующего.
Как установлено судами, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществлялось Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на момент внесения сведений в ГКН об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 4 Закона о кадастре, сведения вносились в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре порядке документов. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносились, в том числе, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о кадастре, органы государственной власти и органы местного самоуправления в установленном порядке обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений: об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006007:32 является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором были переданы в порядке информационного взаимодействия Департаментом без документов на бумажном носителе.
По состоянию на момент внесения сведений о земельном участке в ГКН (02.02.2010) вид разрешенного использования числился как "Земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи".
В соответствии с классификатором - Эксплуатации зданий под административно-производственные цели.
На основании поступившей от Департамента информации (письмо от 18.03.2015 N ДГИ-И-11859/1) и предоставленных документов органом кадастрового учета были внесены сведения в ГКН об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32: деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)).
В соответствии с классификатором - Для размещения объектов делового назначения, в том числе офисных центров.
При этом судами обоснованно учтено, что орган кадастрового учета не наделен полномочиями по экспертизе поступающих от государственных органов документов, данные сведения подлежат внесению в ГКН в обязательном порядке.
Таким образом, поскольку распоряжение Департамента об изменении разрешенного использования земельного участка признано законным и обоснованным, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для признания незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка, поскольку они были совершены во исполнение указанного распоряжения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2017 года по делу N А40-238332/16 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ГЕЛИУС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)