Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 24.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-18132/2017

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец полагает, что кадастровая стоимость участка чрезмерно завышена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2017 г. по делу N 33а-18132/2017


Судья Ибрагимов Р.С.
Учет N 098а

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Галимова Л.Т., Мочаловой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Е. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 августа 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Е. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: обслуживание складской базы) площадью 11 635 квадратных метров с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты>) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 апреля 2017 года,

установила:

Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: обслуживание складской базы) площадью 11 635 квадратных метров с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес>.
Его кадастровая стоимость определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты> копеек.
Полагая эту стоимость чрезмерно завышенной и ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
Судом первой инстанции принято решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Е. просит решение суда изменить в части установления даты подачи административного искового заявления, считая его поданным не 27 апреля 2017 года, как указал суд, а 29 декабря 2016 года.
В обоснование приводит доводы о том, что изначально административное исковое заявление было направлено ею по почте в суд 29 декабря 2016 года, однако оставлено без движения определением судьи от 8 февраля 2017 года для устранения недостатков в срок до 1 марта 2017 года. Несмотря на то, что Е. 27 февраля 2017 года все требуемые названным определением документы были направлены экспресс-почтой в суд, и телеграммой она уведомила об этом обстоятельстве, 2 марта 2017 года судьей вынесено определение о возвращении ее административного искового заявления в связи с неустранением недостатков, которое, несмотря на предпринятые ею меры по его обжалованию, вступило в силу.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что Е. является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: обслуживание складской базы) площадью 11 635 квадратных метров с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость этого земельного участка определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты> копеек.
Полагая эту стоимость явно завышенной, Е. обратилась в оценочную организацию для определения его рыночной стоимости принадлежащего ей земельного участка, и согласно отчету оценщика общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Сервис" от 7 ноября 2016 года N 269/16 по состоянию на 1 января 2015 года его рыночная стоимость определена в размере <данные изъяты> рублей.
По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2017 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения его рыночной стоимости.
Как следует из заключения эксперта N 3а-446/2017/РН от 25 июля 2017 года, вышеназванный отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.... по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты> рублей.
Судебная коллегия, изучив экспертное заключение N 3а-446/2017/РН от 25 июля 2017 года, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной и экспертной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Материалами административного дела подтверждается, что датой подачи Е. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которое принято судом к производству, является 27 апреля 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что изначально административное исковое заявление было направлено в суд 29 декабря 2016 года, не могут являться основанием для изменения решения суда в этой части ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок не исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами.
Как следует из материалов дела, определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 февраля 2017 года административное исковое заявление Е. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка оставлено без движения для устранения недостатков в срок до 1 марта 2017 года. 2 марта 2017 года судьей вынесено определение о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков. Поскольку это определение вступило в законную силу и на момент рассмотрения настоящего дела не отменено, судебная коллегия в силу вышеприведенной части 2 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лишена возможности изменить дату подачи Е. заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку первоначально направленное ею административное исковое заявление считается неподанным.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 августа 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)