Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2017 N 17АП-14156/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А50-12814/2017

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. N 17АП-14156/2017-ГК

Дело N А50-12814/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии представителя истца, акционерного общества "ГалоПолимер Пермь": Рязановой Н.Г., доверенность от 31.12.2016,
от иных лиц - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 07 августа 2017 года по делу N А50-12814/2017,
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по иску акционерного общества "ГалоПолимер Пермь" (ОГРН 1025901602858, ИНН 5908007560)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка,
установил:

Акционерное общество "ГалоПолимер Пермь" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент, ответчик) о возложении на департамент обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с АО "ГалоПолимер Пермь" договор купли-продажи N 0095-17 земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717095:908 с приложением к нему "Расчет цены выкупа земельного(ых) участка(ов) при продаже" в редакции протокола разногласий от 07.03.2017, изложив условия следующим образом: "п. 2.1 договора в редакции: "Цена земельного участка составляет 3 997 050 (Три миллиона девятьсот девяносто семь тысяч пятьдесят) рублей", п. 1 приложения к договору "Расчет цены выкупа земельного(ых) участка(ов) при продаже" в редакции: "Процент от кадастровой стоимости земельного участка утвержден Законом Пермского края от 07.10.2011 г. N 837-ПК (в редакции от 25.12.2015) и равняется 15", "Цена земельного участка составляет 3 997 050 рублей".
Решением суда от 07.08.2017 иск удовлетворен.
Департамент с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что расчет цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717095:908 должен определяться исходя из даты регистрации соответствующего заявления в департаменте, в данном случае 09.01.2017. Департамент указал, что в решении суда не нашли отражение ссылки департамента на п. 3.3.1 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 04.09.2015 N 624 (далее - Административный регламент), согласно которому основанием для начала проведения административной процедуры является зарегистрированное в департаменте заявление и приложенные к нему документы в объеме, предусмотренном пунктом 2.8.1 настоящего Регламента.
Представитель истца в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным отзыве, выражает согласие с выводами суда первой инстанции и просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, общество является собственником нежилых зданий корпусов N 212, N 232 общей площадью 8 429,6 кв. м с кадастровым номером 59:01:1717095:267, расположенных по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Ласьвинская, 98.
Вышеуказанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 59:01:1717095:908, по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Ласьвинская, 98.
30.12.2016 заявитель обратился в департамент, подав в краевое государственное автономное учреждение "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (МФЦ), заявление о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717095:908.
Департамент подготовил проект договора N 0095-17 купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым цена земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717095:908 определена в размере 6 661 750 руб. (25% от кадастровой стоимости земельного участка, определенном на основании Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК "Об установлении порядка определения цены и порядка оплаты земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, расположенных на этих земельных участках" (далее - Закон N 837-ПК) в редакции, действующей с 01.01.2017).
Не согласившись с ценой объекта, истцом в адрес ответчика направлен протокол разногласий к проекту договора купли-продажи, в котором указана иная цена - 3 997 050 руб.
Письмом от 28.03.2017 N 21-01-06-И-2777 ответчик отклонил от подписания протокол разногласий.
Поскольку возникшие разногласия относительно стоимости объекта не урегулированы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые и признавая, что договор должен быть заключен по цене, указанной истцом, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно п. 3.1.3 Положения о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 N 39, в функции (полномочия) Департамента, в том числе входит принятие решений о предоставлении земельных участков, заключение договоров купли-продажи.
В соответствии с ч. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно ст. 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Право АО "ГалоПолимер Пермь" на приобретение земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717095:908 в собственность без проведения торгов не оспаривается.
Материалами дела подтверждается, что основанием обращения общества "ГалоПолимер Пермь" в суд с настоящим иском явилось недостижение согласия с департаментом относительно условий договора купли-продажи в части указания момента, на который определяется цены земельного участка.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 837-ПК расчет цены по конкретному земельному участку осуществляется исполнительным органом государственной власти Пермского края или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующим земельным участком, на день подачи заявления о приобретении права собственности на земельный участок.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 1 Закона N 837-ПК в редакции от 25.12.2015, действующей с 01.01.2016 по 31.12.2016, продажа земельных участков осуществляется в размере 15% от кадастровой стоимости земельных участков.
В редакции Закона Пермского края от 25.12.2015 N 582-ПК в размере 25 процентов в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
То есть, в зависимости от даты подачи заявления, цена участка составляет 15% (если заявление подано до 31.12.216), или 25% (если заявление подано после 01.01.2017).
Как полагает общество, датой подачи заявления следует считать 30.12.2016 - дата подачи заявления о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717095:908 через краевое государственное автономное учреждение "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (МФЦ).
Департамент считает, что датой подачи заявления считается 09.01.2017 - когда оно было зарегистрировано в департаменте.
В п. 3.2.1 Административного регламента установлено, что подача заявлений в Департамент возможна любым способом, в том числе в ходе личного приема, через доверенное лицо, почтовое отправление, Единый портал, на электронную почту, МФЦ.
Реализуя данное право, АО "ГалоПолимер Пермь" 30.12.2016 обратилось в департамент через краевое государственное автономное учреждение "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (МФЦ) с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:1717095:908.
Довод департамента о необходимости считать датой подачи заявления время его фактического поступления в департамент (09.01.2017) нельзя признать обоснованным. Краевое государственное автономное учреждение "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (МФЦ) является участником правоотношений по предоставлению государственной или муниципальной услуги (п. 1.1 Административного регламента), следовательно, датой подачи заявления является дата его регистрации в МФЦ (30.12.2016).
При этом ссылка департамента на п. 3.3.1 Административного регламента не принимается, поскольку регистрация заявления в департаменте является основанием для начала проведения следующей административной процедуры - рассмотрение заявления. Предшествующая административная процедура - прием и регистрация заявлений, указана в п. 3.2.1, которым и руководствовался суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда от 29.06.2016 отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 07 августа 2017 года по делу N А50-12814/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
М.А.ПОЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)