Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от администрации городского округа Жигулевск Самарской области - представителя Леоновой Н.В. (доверенность от 07.09.2016),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный пак "Самарская Лука" - представитель не явился, извещено,
Исаков Дмитрий Васильевич - не явился, извещен,
федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2017 года апелляционную жалобу администрации городского округа Жигулевск
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2017 года по делу N А55-23767/2016 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Самарская область, г. Жигулевск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный пак "Самарская Лука" (ОГРН 1026303245616, ИНН 6345003910), Самарская область, г. Жигулевск, Исаков Дмитрий Васильевич, Самарская область, г. Тольятти, федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 07 июля 2016 года N 7330,
установил:
Администрация городского округа Жигулевск Самарской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области, Управление Росимущества) в безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа Жигулевск земельного участка с кадастровым номером 63:02:0405005:1, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, дом 34, содержащегося в письме от 07.07.2016 N 7330; возложении на ТУ Росимущества в Самарской области обязанности по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность городского округа Жигулевск на основании п. 1 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с заявлением от 18.11.2015 N 7335.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Самарская Лука" (далее - ФГУП "Национальный парк "Самарская Лука"), Исаков Дмитрий Васильевич, федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области далее - ФГУП "ФКП Росреестра"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Жигулевск Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что законодательством предусмотрена возможность нахождения особо охраняемых территорий на землях населенных пунктов (категории земельных участков) только в соответствующей функциональной зоне: в зоне особо охраняемых территорий. По состоянию на момент создания Национального парка "Самарская Лука", с. Ширяево, входило в состав г. Жигулевска, и соответственно земли, на котором оно расположено, были исключены из состава территории Национального парка решением о его создании - решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 333 от 10.08.1984. Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989 "О проекте районной планировки государственного природного национального парка "Самарская Лука" было установлено, что границами национального парка в районе г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг являются внешние границы лесных кварталов N 25, 24, 34, 44, 45, 56, 57, 51, 62, 14, 21,31, 40, 41, 42, 32, 22, 23, 15, 68, 69, 70, 71, 76, 75 - Жигулевского лесничества и N 31, 39, 14, 21, 32, 22, 15, 9, 2, 3, 10, 16, 11, 4, 5, 1 - Александровского лесничества. Однако спорный земельный участок расположен за границами вышеуказанных лесных кварталов. Подтверждением того, что данный участок не входит в территорию Национального парка "Самарская Лука" свидетельствует и согласование на проведение торгов на право аренды, полученное администрацией городского округа Жигулевск от департамента управления государственным имуществом от 01.04.2002 N 12-24/431, а также согласование и.о. директора Национального парка "Самарская Лука" в акте выбора земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в селе Ширяево по ул. Рабочей N 34 от 14.09.2001, письмом директора Национально парка "Самарская Лука" от 19.09.01 N 452. Данные согласования были получены администрацией городского округа Жигулевск до проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка, состоявшегося 07.10.2002, и до государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией. Кроме того, основанием государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405005:1 был п. 2 ст. 214 ГК РФ, а не факт нахождения земельного участка в границах Национального парка "Самарская Лука".
Учитывая нахождение на испрашиваемом земельном участке жилого дома, на который в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности гражданина - третьего лица Исакова Д.В., у которого имеется действующий договор аренды на земельный участок с администрацией городского округа Жигулевск, по мнению администрации, факт нахождения данного земельного участка на территории Национального парка "Самарская Лука" будет противоречить принципу, заложенному пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Самарской области, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя администрации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, администрация городского округа Жигулевск обратилась в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 18.11.2015 N 7335 (л.д. 13) о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе земельного участка с кадастровым номером 63:02:0405005:1, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, дом 34, в муниципальную собственность городского округа Жигулевск.
Письмом ТУ Росимущества в Самарской области от 07.07.2016 N 7330 (л.д. 14-16), поступившим в администрацию 11.07.2016, в безвозмездной передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность городского округа Жигулевск отказало, поскольку данный земельный участок расположен в границах Национального парка "Самарская Лука".
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в соответствии с п. 3 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69, национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество с ним от 15.09.2016 N 63/01/2016-66831 правообладателем земельного участка с назначением: земли населенных пунктов, для индивидуальной жилой застройки, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, дом 34, с кадастровым номером 63:02:00405005:1, является Российская Федерация, номер и дата государственной регистрации N 63-02-1/2002-1108.1 от 15.03.2002 (л.д. 30).
Согласно п. 4.1 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, (далее - Положение) Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Так, в соответствии с п. 4.1.15 Положения Территориальное управление осуществляет действия по принятию в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью равной либо менее 10 гектара, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков, указанной площадью, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ст. 39.30 ЗК РФ безвозмездной передаче подлежат земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Из сведений, имеющихся в Территориальном управлении, спорный земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405005:1 расположен в границах национального парка "Самарская Лука". Обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 ЗК РФ.
Согласно ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ установлено, что земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
В ходе судебного разбирательства суд установил, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:02:0405005:1, расположенном: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, дом 34, уточненной площадью 1200 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки.
Согласно данным ГКН и ЕГРП указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и в аренде Исакова Дмитрия Васильевича.
Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 18.09.2003 по заявке Исакова Д.В. от 15.09.2003 N 02-4-7/03-0946У о постановке на государственный кадастровый учет на основании представленных документов: свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2002, договора купли-продажи права аренды земельного участка от 24.10.2002 N 134, плана.
В соответствии с договором аренды земельного участка N 138 от 08.10.2002 (л.д. 23-25) земельный участок предоставлен в аренду Исакову Д.В.
Исходя из сведений ГКН, указанный земельный участок имеет обременение в виде части с учетным номером 63:02:0405005:1/1, площадью 71 кв. м, занята объектом недвижимости: занята и необходима для использования строение, в соответствии с регистрационной записью 63-63-02/019/2007-337 от 22.06.2007.
Таким образом, спорный земельный участок занят строением, принадлежащим физическому лицу. Обратного суду не представлено. Суд находит, что оспариваемым в настоящем деле отказом не нарушаются права администрации, поскольку на спорном земельном участке уже расположен объект недвижимости, принадлежащий иному лицу и участок используется данным лицом.
Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.09.2016 N 63/01/01/2016-6632 (л.д. 31). При этом, как указывалось судом выше, спорный земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405005:1 расположен в границах национального парка "Самарская Лука".
Государственный природный национальный парк "Самарская Лука" образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161.
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 990 государственный национальный природный парк "Самарская Лука" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Самарская Лука".
Отнесение земельного участка к зоне Ж-1 - зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (1-3 этажа) не освобождает от обязанности соблюдения ограничений, установленных для особо охраняемых территорий национальных парков.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц: 1) в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов; 2) в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов; 3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; 4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ установлено, что земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п. 6 ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, в том числе, земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством предусмотрена возможность нахождения особо охраняемых территорий на землях населенных пунктов (категории земельных участков) только в соответствующей функциональной зоне: в зоне особо охраняемых территорий, не принимаются. Спорный земельный участок расположен в границах Национального парка "Самарская Лука", что обуславливает возможность нахождения его только в федеральной собственности.
Не могут приняты и ссылки на то, что по состоянию на момент создания Национального парка "Самарская Лука", с. Ширяево входило в состав г. Жигулевска, и соответственно земли, на котором оно расположено, были исключены из состава территории Национального парка решением о его создании - решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 333 от 10.08.1984. Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989 "О проекте районной планировки государственного природного национального парка "Самарская Лука" было установлено, что границами национального парка в районе г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг являются внешние границы лесных кварталов N 25, 24, 34, 44, 45, 56, 57, 51, 62, 14, 21,31, 40, 41, 42, 32, 22, 23, 15, 68, 69, 70, 71, 76, 75 - Жигулевского лесничества и N N 31, 39, 14, 21, 32, 22, 15, 9, 2, 3, 10, 16, 11, 4, 5, 1 - Александровского лесничества. При этом надлежащих доказательств (в том числе лесоустроительной документации) того, что спорный земельный участок расположен за границами вышеуказанных лесных кварталов, в материалы дела не представлено. Согласование на проведение торгов на право аренды, полученное администрацией городского округа Жигулевск от департамента управления государственным имуществом от 01.04.2002 N 12-24/431, а также согласование и.о. директора Национального парка "Самарская Лука" в акте выбора земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в селе Ширяево по ул. Рабочей N 34 от 14.09.2001, письмом директора Национально парка "Самарская Лука" от 19.09.01 N 452, на которые ссылается администрация, не могут свидетельствовать о том, что спорный земельный участок не относится к территории Национального парка "Самарская Лука".
Довод о том, что основанием государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405005:1 был п. 2 ст. 214 ГК РФ, а не факт нахождения земельного участка в границах Национального парка "Самарская Лука", не имеет значения, так как в данном случае указанное обстоятельство не исключает факта нахождения спорного участка в составе территории национального парка.
Нахождение на испрашиваемом земельном участке жилого дома, на который в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности гражданина - третьего лица Исакова Д.В., также не влечет автоматического исключения этого земельного участка из состава особо охраняемых территорий.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 22 февраля 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина администрацией городского округа Жигулевск в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2017 года по делу N А55-23767/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2017 N 11АП-4417/2017 ПО ДЕЛУ N А55-23767/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2017 г. по делу N А55-23767/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от администрации городского округа Жигулевск Самарской области - представителя Леоновой Н.В. (доверенность от 07.09.2016),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный пак "Самарская Лука" - представитель не явился, извещено,
Исаков Дмитрий Васильевич - не явился, извещен,
федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2017 года апелляционную жалобу администрации городского округа Жигулевск
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2017 года по делу N А55-23767/2016 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Самарская область, г. Жигулевск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный пак "Самарская Лука" (ОГРН 1026303245616, ИНН 6345003910), Самарская область, г. Жигулевск, Исаков Дмитрий Васильевич, Самарская область, г. Тольятти, федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 07 июля 2016 года N 7330,
установил:
Администрация городского округа Жигулевск Самарской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области, Управление Росимущества) в безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа Жигулевск земельного участка с кадастровым номером 63:02:0405005:1, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, дом 34, содержащегося в письме от 07.07.2016 N 7330; возложении на ТУ Росимущества в Самарской области обязанности по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность городского округа Жигулевск на основании п. 1 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с заявлением от 18.11.2015 N 7335.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Самарская Лука" (далее - ФГУП "Национальный парк "Самарская Лука"), Исаков Дмитрий Васильевич, федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области далее - ФГУП "ФКП Росреестра"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Жигулевск Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что законодательством предусмотрена возможность нахождения особо охраняемых территорий на землях населенных пунктов (категории земельных участков) только в соответствующей функциональной зоне: в зоне особо охраняемых территорий. По состоянию на момент создания Национального парка "Самарская Лука", с. Ширяево, входило в состав г. Жигулевска, и соответственно земли, на котором оно расположено, были исключены из состава территории Национального парка решением о его создании - решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 333 от 10.08.1984. Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989 "О проекте районной планировки государственного природного национального парка "Самарская Лука" было установлено, что границами национального парка в районе г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг являются внешние границы лесных кварталов N 25, 24, 34, 44, 45, 56, 57, 51, 62, 14, 21,31, 40, 41, 42, 32, 22, 23, 15, 68, 69, 70, 71, 76, 75 - Жигулевского лесничества и N 31, 39, 14, 21, 32, 22, 15, 9, 2, 3, 10, 16, 11, 4, 5, 1 - Александровского лесничества. Однако спорный земельный участок расположен за границами вышеуказанных лесных кварталов. Подтверждением того, что данный участок не входит в территорию Национального парка "Самарская Лука" свидетельствует и согласование на проведение торгов на право аренды, полученное администрацией городского округа Жигулевск от департамента управления государственным имуществом от 01.04.2002 N 12-24/431, а также согласование и.о. директора Национального парка "Самарская Лука" в акте выбора земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в селе Ширяево по ул. Рабочей N 34 от 14.09.2001, письмом директора Национально парка "Самарская Лука" от 19.09.01 N 452. Данные согласования были получены администрацией городского округа Жигулевск до проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка, состоявшегося 07.10.2002, и до государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией. Кроме того, основанием государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405005:1 был п. 2 ст. 214 ГК РФ, а не факт нахождения земельного участка в границах Национального парка "Самарская Лука".
Учитывая нахождение на испрашиваемом земельном участке жилого дома, на который в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности гражданина - третьего лица Исакова Д.В., у которого имеется действующий договор аренды на земельный участок с администрацией городского округа Жигулевск, по мнению администрации, факт нахождения данного земельного участка на территории Национального парка "Самарская Лука" будет противоречить принципу, заложенному пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Самарской области, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя администрации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, администрация городского округа Жигулевск обратилась в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 18.11.2015 N 7335 (л.д. 13) о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе земельного участка с кадастровым номером 63:02:0405005:1, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, дом 34, в муниципальную собственность городского округа Жигулевск.
Письмом ТУ Росимущества в Самарской области от 07.07.2016 N 7330 (л.д. 14-16), поступившим в администрацию 11.07.2016, в безвозмездной передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность городского округа Жигулевск отказало, поскольку данный земельный участок расположен в границах Национального парка "Самарская Лука".
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в соответствии с п. 3 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69, национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество с ним от 15.09.2016 N 63/01/2016-66831 правообладателем земельного участка с назначением: земли населенных пунктов, для индивидуальной жилой застройки, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, дом 34, с кадастровым номером 63:02:00405005:1, является Российская Федерация, номер и дата государственной регистрации N 63-02-1/2002-1108.1 от 15.03.2002 (л.д. 30).
Согласно п. 4.1 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, (далее - Положение) Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Так, в соответствии с п. 4.1.15 Положения Территориальное управление осуществляет действия по принятию в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью равной либо менее 10 гектара, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков, указанной площадью, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ст. 39.30 ЗК РФ безвозмездной передаче подлежат земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Из сведений, имеющихся в Территориальном управлении, спорный земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405005:1 расположен в границах национального парка "Самарская Лука". Обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 ЗК РФ.
Согласно ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ установлено, что земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
В ходе судебного разбирательства суд установил, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:02:0405005:1, расположенном: Самарская область, городской округ Жигулевск, с. Ширяево, ул. Рабочая, дом 34, уточненной площадью 1200 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки.
Согласно данным ГКН и ЕГРП указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и в аренде Исакова Дмитрия Васильевича.
Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 18.09.2003 по заявке Исакова Д.В. от 15.09.2003 N 02-4-7/03-0946У о постановке на государственный кадастровый учет на основании представленных документов: свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2002, договора купли-продажи права аренды земельного участка от 24.10.2002 N 134, плана.
В соответствии с договором аренды земельного участка N 138 от 08.10.2002 (л.д. 23-25) земельный участок предоставлен в аренду Исакову Д.В.
Исходя из сведений ГКН, указанный земельный участок имеет обременение в виде части с учетным номером 63:02:0405005:1/1, площадью 71 кв. м, занята объектом недвижимости: занята и необходима для использования строение, в соответствии с регистрационной записью 63-63-02/019/2007-337 от 22.06.2007.
Таким образом, спорный земельный участок занят строением, принадлежащим физическому лицу. Обратного суду не представлено. Суд находит, что оспариваемым в настоящем деле отказом не нарушаются права администрации, поскольку на спорном земельном участке уже расположен объект недвижимости, принадлежащий иному лицу и участок используется данным лицом.
Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.09.2016 N 63/01/01/2016-6632 (л.д. 31). При этом, как указывалось судом выше, спорный земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405005:1 расположен в границах национального парка "Самарская Лука".
Государственный природный национальный парк "Самарская Лука" образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161.
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 990 государственный национальный природный парк "Самарская Лука" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Самарская Лука".
Отнесение земельного участка к зоне Ж-1 - зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (1-3 этажа) не освобождает от обязанности соблюдения ограничений, установленных для особо охраняемых территорий национальных парков.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц: 1) в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов; 2) в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов; 3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; 4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ установлено, что земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п. 6 ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, в том числе, земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством предусмотрена возможность нахождения особо охраняемых территорий на землях населенных пунктов (категории земельных участков) только в соответствующей функциональной зоне: в зоне особо охраняемых территорий, не принимаются. Спорный земельный участок расположен в границах Национального парка "Самарская Лука", что обуславливает возможность нахождения его только в федеральной собственности.
Не могут приняты и ссылки на то, что по состоянию на момент создания Национального парка "Самарская Лука", с. Ширяево входило в состав г. Жигулевска, и соответственно земли, на котором оно расположено, были исключены из состава территории Национального парка решением о его создании - решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 333 от 10.08.1984. Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989 "О проекте районной планировки государственного природного национального парка "Самарская Лука" было установлено, что границами национального парка в районе г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг являются внешние границы лесных кварталов N 25, 24, 34, 44, 45, 56, 57, 51, 62, 14, 21,31, 40, 41, 42, 32, 22, 23, 15, 68, 69, 70, 71, 76, 75 - Жигулевского лесничества и N N 31, 39, 14, 21, 32, 22, 15, 9, 2, 3, 10, 16, 11, 4, 5, 1 - Александровского лесничества. При этом надлежащих доказательств (в том числе лесоустроительной документации) того, что спорный земельный участок расположен за границами вышеуказанных лесных кварталов, в материалы дела не представлено. Согласование на проведение торгов на право аренды, полученное администрацией городского округа Жигулевск от департамента управления государственным имуществом от 01.04.2002 N 12-24/431, а также согласование и.о. директора Национального парка "Самарская Лука" в акте выбора земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в селе Ширяево по ул. Рабочей N 34 от 14.09.2001, письмом директора Национально парка "Самарская Лука" от 19.09.01 N 452, на которые ссылается администрация, не могут свидетельствовать о том, что спорный земельный участок не относится к территории Национального парка "Самарская Лука".
Довод о том, что основанием государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:02:0405005:1 был п. 2 ст. 214 ГК РФ, а не факт нахождения земельного участка в границах Национального парка "Самарская Лука", не имеет значения, так как в данном случае указанное обстоятельство не исключает факта нахождения спорного участка в составе территории национального парка.
Нахождение на испрашиваемом земельном участке жилого дома, на который в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности гражданина - третьего лица Исакова Д.В., также не влечет автоматического исключения этого земельного участка из состава особо охраняемых территорий.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 22 февраля 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина администрацией городского округа Жигулевск в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2017 года по делу N А55-23767/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)