Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 13.09.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителя от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - Мокринской Н.В., доверенность б/н от 17.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кайласд" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.05.2016 по делу N А84-181/2016 (судья Архипенко А.М.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кайласд" (ул. Коммунистическая, 39, г. Севастополь, 299011)
об оспаривании решений, принятых Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.05.2016 по делу N А84-181/2016 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Кайласд" о признании недействительными решений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 16.11.2015 N 91/2/15-25474, от 16.11.2015 N 91/5/15-25508, от 16.11.2015 N 91/5/15-25486, от 16.11.2015 N 91/5/15-25456, от 17.11.2015 N 91/5/15-25628, от 17.11.2015 N 91/5/15-25625.
Не согласившись с указанным решением Общество с ограниченной ответственностью "Кайласд" обратилось с апелляционной жалобой, считает что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, в связи с чем, просит пересмотреть его, по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 апелляционная жалоба принята к производству.
Представители Общества с ограниченной ответственностью "Кайласд", Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.01.2011 между Ленинским районным в г. Севастополе Советом (распорядитель) и частным предприятием "Кайласд" (сервитуарий) подписаны договоры личного срочного сервитута (далее - Договоры сервитута), по условиям которых распорядитель устанавливает в интересах сервитуария личные срочные сервитуты на земельные участки, которые относятся к землям жилой и общественной застройки и находятся в г. Севастополе в районе пр. Генерала Острякова, 70, для осуществления предпринимательской деятельности, без права капитального строительства, с правом осуществления благоустройства, а именно:
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1501 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0049, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 7;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1502 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0047, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 8;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1503 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0054, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 9;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1504 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0053, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 10;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1505 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0057, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 13;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1506 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0058, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 14.
Пунктом 3.1 Договоров сервитута определен срок их действия - 5 лет.
Договоры сервитута вступают в силу после подписания сторонами и их государственной регистрации (пункт 12.1 Договоров сервитута).
К Договорам сервитута приложены: план границ земельного участка; кадастровый план земельного участка; акт определения границ земельного участка в натуре (на местности); акт приема-передачи земельного участка.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым принята в Российскую Федерацию, в связи с чем, образованы новые субъекты федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно нормам статьи 401 Гражданского кодекса Украины право пользования чужим имуществом (сервитут) может быть установлено относительно земельного участка, других естественных ресурсов (земельный сервитут) или другого недвижимого имущества для удовлетворения потребностей других лиц, которые не могут быть удовлетворены другим способом.
В силу статьи 98 Земельного кодекса Украины право земельного сервитута - это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком.
Согласно статье 100 Земельного кодекса Украины сервитут может быть установлен договором, законом, завещанием или решением суда. Сервитут может принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также другому конкретно определенному лицу (личный сервитут). Земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, требующим его установления, и собственником (владельцем) земельного участка. Договор об установлении земельного сервитута подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Аналогичные положения содержатся в статье 402 Гражданского кодекса Украины.
По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Украины, статьи 100 Земельного кодекса Украины и статьи 4 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" Договоры сервитута подлежали государственной регистрации.
Как подтверждается материалами дела, указанные выше Договоры сервитута государственную регистрацию по правилам законодательства Украины не прошли.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", частное предприятие "Кайласд" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации с изменением своего наименование на ООО "Кайласд", о чем 27.11.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
20.10.2015 и 21.10.2015 ООО "Кайласд" обратилось в государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь" с заявлениями о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости - земельных участках, относительно которых Договорами сервитута установлены права заявителя на размещение торговых павильонов, а также о выдаче кадастровых паспортов на данные объекты недвижимости (регистрационные N N 92-0-1-3/3002/2015-27306, 92-0-1-3/3002/2015-27307, 92-0-1-3/3002/2015-27309, 92-0-1-3/3002/2015-27311, 92-0-1-3/3002/2015-27431, 92-0-1-3/3002/2015-273432).
Решениями от 16.11.2015 N N 91/5/15-25456, 91/5/15-25474, 91/5/15-25486, 91/5/15-25508 и от 17.11.2015 N N 91/5/15-25625, 91/5/15-25628 Севреестр отказал во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, права ограниченного пользования которыми являются предметом Договоров сервитута, указав на невозможность определения таких земельных участков в качестве индивидуально-определенной вещи.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно частям 3 и 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения о земельном участке: категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 17 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в частности, если: имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания (пункт 1); в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Так согласно части 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона N 221-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 46-ЗС при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений и документов о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона N 221-ФЗ, в срок не более тридцати календарных дней со дня получения органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, соответствующих документов на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков под объектами капитального строительства, возведенными на основании гражданско-правовых договоров с правообладателями земельных участков, заключенных до 18 марта 2014 года, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2016 N 274-ПП "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков под объектами капитального строительства, возведенными на основании гражданско-правовых договоров с правообладателями земельных участков, заключенных до 18 марта 2014 г."
Учитывая в совокупности толкования вышеприведенных норм права суд первый инстанции пришел к верному выводу, что государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, осуществленные до дня вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими на территории города Севастополя актами, признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимости в соответствии со статьей 45 Закона N 221-ФЗ. Орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений о таких объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании заявления заинтересованного лица в сроки и в порядке, которые установлены Порядком N 227.
Кроме того, правомерным является и вывод суда первой инстанции о том, что предметом Договоров сервитута является право пользования ООО "Кайласд" земельными участками, находящимися в государственной собственности, в целях размещения торговых павильонов и осуществления предпринимательской деятельности, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об установлении сервитута.
Так, согласно части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу части 11 статьи 3 Закона N 46-ЗС положения договора об установлении сервитута, заключенного до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и зарегистрированного в действовавшем на момент заключения такого договора порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пункт 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, устанавливает, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
09.11.2015 Правительством Севастополя принято постановление N 1030-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 N 246-ПП и от 29.05.2015 N 459-ПП", которым, в частности, утверждены Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, Положение об организации и проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и порядке заключения такого договора и Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя на период до 01.11.2017.
В соответствии с требованиями пункта 1.5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, осуществление торговой деятельности (оказание услуг населению) на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, с использованием нестационарного торгового объекта в месте, не включенном в установленном порядке в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, или в отсутствие действующего договора на размещение нестационарного торгового объекта не допускается).
Исходя из содержания Положения об организации и проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и порядке заключения такого договора, на лиц, с которыми до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ был заключен договор аренды (договор об установлении сервитута) земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, для размещения нестационарного торгового объекта, также распространяются требования, предусмотренные Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. Заключение с такими лицами договоров на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, возможно без проведения конкурса, в случае если не истек срок действия договора аренды (договора об установлении сервитута).
Следовательно, осуществление заявителем торговой деятельности на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя и являющихся предметом Договоров сервитута, с использованием нестационарных торговых объектов, не предусмотрено и противоречит федеральному законодательству и возможно исключительно на основании договоров на размещение нестационарного торгового объекта, заключенных по правилам Положения об организации и проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, и только в случае включения соответствующих мест в установленном порядке в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Учитывая отсутствие необходимой совокупности условий для признания оспариваемых решений Севреестра недействительными, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно пришел к выводу, что уполномоченный орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии действующего законодательства, и, не нарушая права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для удовлетворения требования об устранении допущенных прав и законных интересов заявителя путем возложения на Севреестр обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, расположенных в г. Севастополе в районе пр. Генерала Острякова, 70, и выдать соответствующие кадастровые паспорта, также отсутствуют.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.05.2016 по делу N А84-181/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кайласд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2016 N 21АП-1153/2016 ПО ДЕЛУ N А84-181/2016
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу N А84-181/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 13.09.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителя от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - Мокринской Н.В., доверенность б/н от 17.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кайласд" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.05.2016 по делу N А84-181/2016 (судья Архипенко А.М.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кайласд" (ул. Коммунистическая, 39, г. Севастополь, 299011)
об оспаривании решений, принятых Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.05.2016 по делу N А84-181/2016 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Кайласд" о признании недействительными решений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 16.11.2015 N 91/2/15-25474, от 16.11.2015 N 91/5/15-25508, от 16.11.2015 N 91/5/15-25486, от 16.11.2015 N 91/5/15-25456, от 17.11.2015 N 91/5/15-25628, от 17.11.2015 N 91/5/15-25625.
Не согласившись с указанным решением Общество с ограниченной ответственностью "Кайласд" обратилось с апелляционной жалобой, считает что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, в связи с чем, просит пересмотреть его, по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 апелляционная жалоба принята к производству.
Представители Общества с ограниченной ответственностью "Кайласд", Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.01.2011 между Ленинским районным в г. Севастополе Советом (распорядитель) и частным предприятием "Кайласд" (сервитуарий) подписаны договоры личного срочного сервитута (далее - Договоры сервитута), по условиям которых распорядитель устанавливает в интересах сервитуария личные срочные сервитуты на земельные участки, которые относятся к землям жилой и общественной застройки и находятся в г. Севастополе в районе пр. Генерала Острякова, 70, для осуществления предпринимательской деятельности, без права капитального строительства, с правом осуществления благоустройства, а именно:
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1501 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0049, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 7;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1502 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0047, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 8;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1503 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0054, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 9;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1504 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0053, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 10;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1505 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0057, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 13;
- - на основании решения Ленинского районного в г. Севастополе Совета от 30.07.2010 N 1506 личный срочный сервитут относительно земельного участка площадью 0,0019 га, кадастровый номер 8536600000:02:001:0058, для размещения малой архитектурной формы - торгового павильона N 14.
Пунктом 3.1 Договоров сервитута определен срок их действия - 5 лет.
Договоры сервитута вступают в силу после подписания сторонами и их государственной регистрации (пункт 12.1 Договоров сервитута).
К Договорам сервитута приложены: план границ земельного участка; кадастровый план земельного участка; акт определения границ земельного участка в натуре (на местности); акт приема-передачи земельного участка.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым принята в Российскую Федерацию, в связи с чем, образованы новые субъекты федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно нормам статьи 401 Гражданского кодекса Украины право пользования чужим имуществом (сервитут) может быть установлено относительно земельного участка, других естественных ресурсов (земельный сервитут) или другого недвижимого имущества для удовлетворения потребностей других лиц, которые не могут быть удовлетворены другим способом.
В силу статьи 98 Земельного кодекса Украины право земельного сервитута - это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком.
Согласно статье 100 Земельного кодекса Украины сервитут может быть установлен договором, законом, завещанием или решением суда. Сервитут может принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также другому конкретно определенному лицу (личный сервитут). Земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, требующим его установления, и собственником (владельцем) земельного участка. Договор об установлении земельного сервитута подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Аналогичные положения содержатся в статье 402 Гражданского кодекса Украины.
По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Украины, статьи 100 Земельного кодекса Украины и статьи 4 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" Договоры сервитута подлежали государственной регистрации.
Как подтверждается материалами дела, указанные выше Договоры сервитута государственную регистрацию по правилам законодательства Украины не прошли.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", частное предприятие "Кайласд" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации с изменением своего наименование на ООО "Кайласд", о чем 27.11.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
20.10.2015 и 21.10.2015 ООО "Кайласд" обратилось в государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь" с заявлениями о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости - земельных участках, относительно которых Договорами сервитута установлены права заявителя на размещение торговых павильонов, а также о выдаче кадастровых паспортов на данные объекты недвижимости (регистрационные N N 92-0-1-3/3002/2015-27306, 92-0-1-3/3002/2015-27307, 92-0-1-3/3002/2015-27309, 92-0-1-3/3002/2015-27311, 92-0-1-3/3002/2015-27431, 92-0-1-3/3002/2015-273432).
Решениями от 16.11.2015 N N 91/5/15-25456, 91/5/15-25474, 91/5/15-25486, 91/5/15-25508 и от 17.11.2015 N N 91/5/15-25625, 91/5/15-25628 Севреестр отказал во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, права ограниченного пользования которыми являются предметом Договоров сервитута, указав на невозможность определения таких земельных участков в качестве индивидуально-определенной вещи.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно частям 3 и 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения о земельном участке: категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 17 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в частности, если: имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания (пункт 1); в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Так согласно части 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона N 221-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 46-ЗС при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений и документов о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона N 221-ФЗ, в срок не более тридцати календарных дней со дня получения органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, соответствующих документов на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков под объектами капитального строительства, возведенными на основании гражданско-правовых договоров с правообладателями земельных участков, заключенных до 18 марта 2014 года, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2016 N 274-ПП "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков под объектами капитального строительства, возведенными на основании гражданско-правовых договоров с правообладателями земельных участков, заключенных до 18 марта 2014 г."
Учитывая в совокупности толкования вышеприведенных норм права суд первый инстанции пришел к верному выводу, что государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, осуществленные до дня вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими на территории города Севастополя актами, признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимости в соответствии со статьей 45 Закона N 221-ФЗ. Орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений о таких объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании заявления заинтересованного лица в сроки и в порядке, которые установлены Порядком N 227.
Кроме того, правомерным является и вывод суда первой инстанции о том, что предметом Договоров сервитута является право пользования ООО "Кайласд" земельными участками, находящимися в государственной собственности, в целях размещения торговых павильонов и осуществления предпринимательской деятельности, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об установлении сервитута.
Так, согласно части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу части 11 статьи 3 Закона N 46-ЗС положения договора об установлении сервитута, заключенного до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и зарегистрированного в действовавшем на момент заключения такого договора порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пункт 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, устанавливает, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
09.11.2015 Правительством Севастополя принято постановление N 1030-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 N 246-ПП и от 29.05.2015 N 459-ПП", которым, в частности, утверждены Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, Положение об организации и проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и порядке заключения такого договора и Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя на период до 01.11.2017.
В соответствии с требованиями пункта 1.5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, осуществление торговой деятельности (оказание услуг населению) на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, с использованием нестационарного торгового объекта в месте, не включенном в установленном порядке в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, или в отсутствие действующего договора на размещение нестационарного торгового объекта не допускается).
Исходя из содержания Положения об организации и проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и порядке заключения такого договора, на лиц, с которыми до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ был заключен договор аренды (договор об установлении сервитута) земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, для размещения нестационарного торгового объекта, также распространяются требования, предусмотренные Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. Заключение с такими лицами договоров на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, возможно без проведения конкурса, в случае если не истек срок действия договора аренды (договора об установлении сервитута).
Следовательно, осуществление заявителем торговой деятельности на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя и являющихся предметом Договоров сервитута, с использованием нестационарных торговых объектов, не предусмотрено и противоречит федеральному законодательству и возможно исключительно на основании договоров на размещение нестационарного торгового объекта, заключенных по правилам Положения об организации и проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, и только в случае включения соответствующих мест в установленном порядке в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Учитывая отсутствие необходимой совокупности условий для признания оспариваемых решений Севреестра недействительными, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно пришел к выводу, что уполномоченный орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии действующего законодательства, и, не нарушая права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для удовлетворения требования об устранении допущенных прав и законных интересов заявителя путем возложения на Севреестр обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, расположенных в г. Севастополе в районе пр. Генерала Острякова, 70, и выдать соответствующие кадастровые паспорта, также отсутствуют.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.05.2016 по делу N А84-181/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кайласд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.П.ГОРОШКО
Н.П.ГОРОШКО
Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)