Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Дьячкова В.Е., действующего на основании доверенности от 07.09.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 по делу N А29-7075/2015, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта (ИНН: 1102012053, ОГРН: 1021100730606),
об урегулировании разногласий по договору аренды,
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - ООО "Газпром трансгаз Ухта", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта (далее - Комитет, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при изменении ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка от 25.08.2005 N 05.25А.349, изложив расчеты ежегодной арендной платы на 2014 год в редакции Арендатора, по следующей формуле: АП = КС * 2%, где АП - арендная плата, КС - кадастровая стоимость земельного участка, равная 234 753 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 исковые требования ООО "Газпром трансгаз Ухта" удовлетворены в полном объеме.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В связи с чем, в рассматриваемом случае не применим спорный порядок определения арендной платы, поскольку на момент принятия Федерального закона N 212-ФЗ Общество уже не обладало правом постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, а переоформило его на право аренды, а указанный льготный размер арендной платы применим только к земельным участкам, право постоянного (бессрочного) пользования в отношении которых переоформлено на право аренды после принятия соответствующей нормы.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром трансгаз Ухта" и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Комитета.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В силу подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), если право аренды на земельный участок, не указанный в подпунктах "а" - "г" пункта 3 Правил, переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, арендная плата за такой земельный участок рассчитывается в размере 2% от его кадастровой стоимости.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено подпунктом 1 пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми от 25.12.2007 N 314 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, расположенные на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 314) и подпунктом 1 пункта 3 Решения Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 14.05.2008 N 167 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории МОГО "Ухта" (далее - Решение N 167), согласно которым при переоформлении на право аренды права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые находятся в государственной собственности Республики Коми, и земельными участками, расположенными на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, ежегодная арендная плата за пользование такими земельными участками устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, из анализа пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, подпункта "д" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением N 582 следует, что размер арендной платы за земли, приобретенные в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, не может превышать 2% кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка по договору аренды от 05.25А.349, заключенному с Администрацией муниципального образования "Город Ухта" 25.08.2005 в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:20:02 01 001:0221 площадью 1 962,0 кв. м, расположенный по адресу: Республика Коми, МО "Город Ухта", р-н КС-10, для обслуживания столовой N 6 (л.д. 10-14).
Указанный участок площадью 1 962,0 кв. м на основании постановления Главы Администрации МО "Город Ухта" N 214 от 22.03.2000 (лд. 39-40) был закреплен за ООО "Севергазпром" на праве постоянного (бессрочного) пользования для обслуживания столовой N 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 11АА 029917 от 04.09.2000 (л.д. 69).
Право аренды в отношении земельного участка было оформлено в соответствии с земельным законодательством в результате замены права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании и в порядке, которые предусмотрены Законом N 137-ФЗ и в соответствии с постановлением главы муниципального образования "Город Ухта" N 1374 от 13.05.2005, с учетом изменений от 15.07.2005 (л.д. 36, 37-38).
В результате переоформления прав был заключен и зарегистрирован в предусмотренном законом порядке договор аренды земельного участка N 05.25А.349 от 25.08.2005 сроком действия на 25 лет до 13.05.2030 (л.д. 10-14).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами (выписками), договором аренды, постановлениями Администрации и сторонами не оспариваются.
Разделом 2 Договора предусмотрено, что арендная плата вносится в сроки, указанные в расчете арендной платы, прилагаемом к Договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 2).
Согласно пункту 2.5 Договора размер арендной платы может изменяться в случае изменения соответствующих законодательных актов Российской Федерации, Республики Коми, нормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, о чем арендодатель своевременно информирует арендатора. При этом изменение размера арендной платы осуществляется путем оформления нового расчета арендной платы, подписанного обеими сторонами. Изменения условий договора в этом случае для его сторон является обязательными.
В соответствии с расчетами арендной платы к Договору с 2008 года Арендодатель руководствовался нормами Постановления N 314 и рассчитывал ее по формуле: А = ПК х КС х К1 х К2, где А - годовой размер арендной платы, ПК - процент, принимаемый для различных категорий земель, КС - кадастровая стоимость земельного участка, К1 - коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка, К2 - коэффициент, учитывающий размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора.
На 2014 год сторонами было подписано Приложение N 2 (л.д. 31), в котором арендная плата определена в размере 117 376 рублей 65 копеек по указанной выше формуле исходя из кадастровой стоимости участка 234 753 рублей 30 копеек.
Арендодатель в своем расчете произвел расчеты исходя из 50% принимаемых для различных категорий земель, с применением коэффициентов в размере 1 (коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка), в размере 1 (коэффициент, учитывающий размер арендной платы, за земельные участки от категории арендаторов).
Письмом N 56-1721 от 20.03.2014 (л.д. 29-30) Общество обратилось в Комитет с просьбой выполнить перерасчет арендной платы на 2014 год с применением предельно допустимого размера годовой арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ - в размере двух процентов от кадастровой стоимости. Посчитав, что к спорным правоотношениям данный порядок не применим, Комитет письмом от 26.05.2014 отказал Обществу в выполнении перерасчета (л.д. 27-28).
11.07.2014 письмом N 25-4487 (л.д. 24-26) Общество повторно направило в Комитет письмо о перерасчете арендной платы и дополнительное соглашение N 1 к Договору, предлагая внести в расчет арендной платы изменения (л.д. 19-22). Письмом от 16.03.2015 N 09/2526 предложение Общества отклонено Комитетом (л.д. 18).
Расчет арендной платы, направленный Истцом Ответчику, соответствует названным выше нормативным актам, в связи с чем, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что Приложение N 2 к договору следует принять в редакции Общества.
При рассмотрении доводов Комитета об ошибочном применении судом первой инстанции подпункта "д" пункта 3 постановления N 582 апелляционный суд учитывает следующее.
Пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ регулирует особенности установления размера платы по договорам аренды для земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено.
Арендная плата за использование земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. Размер арендной платы на год по таким договорам не может превышать 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
При этом в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом и к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен, а изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, поэтому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что договор аренды земельного участка N 05.25А.349 от 25.08.2005 был заключен в порядке переоформления истцом права постоянного (бессрочного) пользования.
Названный договор заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего регулирование соответствующими уполномоченными органами арендной платы за пользование земельными участками, размер арендной платы за пользование земельным участком должен устанавливаться в соответствии с таким регулированием, в том числе с учетом императивного порядка, который предусмотрен пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) и который действовал в 2014 году.
Согласно Постановлению N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Названные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а, согласно его требованиям, подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены, поэтому нормативные акты публичных образований, устанавливающие порядок исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, должны соответствовать указанным принципам и ориентирам.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о том, что порядок применим лишь к тем земельным участкам, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды после принятия Закона N 212-ФЗ, не могут быть приняты во внимание, как противоречащие пункту 16 постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 15824/12.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в данном случае порядок не подлежит применению и в связи с тем, что земельный участок предоставлен Обществу для обслуживания столовой, который не является линейным объектом топливно-энергетического комплекса, также является несостоятельной, поскольку Постановление N 582, Постановление N 314 и Решение N 167 связывают необходимость применения Порядка лишь с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды, а не со статусом находящегося на соответствующем земельном участке объекта недвижимого имущества.
Примененные истцом при расчете суммы арендной платы площадь земельного участка и его кадастровую стоимость заявитель не оспаривает.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 по делу N А29-7075/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2015 N 02АП-10505/2015 ПО ДЕЛУ N А29-7075/2015
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2015 г. по делу N А29-7075/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Дьячкова В.Е., действующего на основании доверенности от 07.09.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 по делу N А29-7075/2015, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта (ИНН: 1102012053, ОГРН: 1021100730606),
об урегулировании разногласий по договору аренды,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - ООО "Газпром трансгаз Ухта", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта (далее - Комитет, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при изменении ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка от 25.08.2005 N 05.25А.349, изложив расчеты ежегодной арендной платы на 2014 год в редакции Арендатора, по следующей формуле: АП = КС * 2%, где АП - арендная плата, КС - кадастровая стоимость земельного участка, равная 234 753 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 исковые требования ООО "Газпром трансгаз Ухта" удовлетворены в полном объеме.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В связи с чем, в рассматриваемом случае не применим спорный порядок определения арендной платы, поскольку на момент принятия Федерального закона N 212-ФЗ Общество уже не обладало правом постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, а переоформило его на право аренды, а указанный льготный размер арендной платы применим только к земельным участкам, право постоянного (бессрочного) пользования в отношении которых переоформлено на право аренды после принятия соответствующей нормы.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром трансгаз Ухта" и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Комитета.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В силу подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), если право аренды на земельный участок, не указанный в подпунктах "а" - "г" пункта 3 Правил, переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, арендная плата за такой земельный участок рассчитывается в размере 2% от его кадастровой стоимости.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено подпунктом 1 пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми от 25.12.2007 N 314 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, расположенные на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 314) и подпунктом 1 пункта 3 Решения Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 14.05.2008 N 167 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории МОГО "Ухта" (далее - Решение N 167), согласно которым при переоформлении на право аренды права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые находятся в государственной собственности Республики Коми, и земельными участками, расположенными на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, ежегодная арендная плата за пользование такими земельными участками устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, из анализа пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, подпункта "д" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением N 582 следует, что размер арендной платы за земли, приобретенные в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, не может превышать 2% кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка по договору аренды от 05.25А.349, заключенному с Администрацией муниципального образования "Город Ухта" 25.08.2005 в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:20:02 01 001:0221 площадью 1 962,0 кв. м, расположенный по адресу: Республика Коми, МО "Город Ухта", р-н КС-10, для обслуживания столовой N 6 (л.д. 10-14).
Указанный участок площадью 1 962,0 кв. м на основании постановления Главы Администрации МО "Город Ухта" N 214 от 22.03.2000 (лд. 39-40) был закреплен за ООО "Севергазпром" на праве постоянного (бессрочного) пользования для обслуживания столовой N 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 11АА 029917 от 04.09.2000 (л.д. 69).
Право аренды в отношении земельного участка было оформлено в соответствии с земельным законодательством в результате замены права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании и в порядке, которые предусмотрены Законом N 137-ФЗ и в соответствии с постановлением главы муниципального образования "Город Ухта" N 1374 от 13.05.2005, с учетом изменений от 15.07.2005 (л.д. 36, 37-38).
В результате переоформления прав был заключен и зарегистрирован в предусмотренном законом порядке договор аренды земельного участка N 05.25А.349 от 25.08.2005 сроком действия на 25 лет до 13.05.2030 (л.д. 10-14).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами (выписками), договором аренды, постановлениями Администрации и сторонами не оспариваются.
Разделом 2 Договора предусмотрено, что арендная плата вносится в сроки, указанные в расчете арендной платы, прилагаемом к Договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 2).
Согласно пункту 2.5 Договора размер арендной платы может изменяться в случае изменения соответствующих законодательных актов Российской Федерации, Республики Коми, нормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, о чем арендодатель своевременно информирует арендатора. При этом изменение размера арендной платы осуществляется путем оформления нового расчета арендной платы, подписанного обеими сторонами. Изменения условий договора в этом случае для его сторон является обязательными.
В соответствии с расчетами арендной платы к Договору с 2008 года Арендодатель руководствовался нормами Постановления N 314 и рассчитывал ее по формуле: А = ПК х КС х К1 х К2, где А - годовой размер арендной платы, ПК - процент, принимаемый для различных категорий земель, КС - кадастровая стоимость земельного участка, К1 - коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка, К2 - коэффициент, учитывающий размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора.
На 2014 год сторонами было подписано Приложение N 2 (л.д. 31), в котором арендная плата определена в размере 117 376 рублей 65 копеек по указанной выше формуле исходя из кадастровой стоимости участка 234 753 рублей 30 копеек.
Арендодатель в своем расчете произвел расчеты исходя из 50% принимаемых для различных категорий земель, с применением коэффициентов в размере 1 (коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка), в размере 1 (коэффициент, учитывающий размер арендной платы, за земельные участки от категории арендаторов).
Письмом N 56-1721 от 20.03.2014 (л.д. 29-30) Общество обратилось в Комитет с просьбой выполнить перерасчет арендной платы на 2014 год с применением предельно допустимого размера годовой арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ - в размере двух процентов от кадастровой стоимости. Посчитав, что к спорным правоотношениям данный порядок не применим, Комитет письмом от 26.05.2014 отказал Обществу в выполнении перерасчета (л.д. 27-28).
11.07.2014 письмом N 25-4487 (л.д. 24-26) Общество повторно направило в Комитет письмо о перерасчете арендной платы и дополнительное соглашение N 1 к Договору, предлагая внести в расчет арендной платы изменения (л.д. 19-22). Письмом от 16.03.2015 N 09/2526 предложение Общества отклонено Комитетом (л.д. 18).
Расчет арендной платы, направленный Истцом Ответчику, соответствует названным выше нормативным актам, в связи с чем, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что Приложение N 2 к договору следует принять в редакции Общества.
При рассмотрении доводов Комитета об ошибочном применении судом первой инстанции подпункта "д" пункта 3 постановления N 582 апелляционный суд учитывает следующее.
Пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ регулирует особенности установления размера платы по договорам аренды для земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено.
Арендная плата за использование земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. Размер арендной платы на год по таким договорам не может превышать 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
При этом в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом и к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен, а изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, поэтому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что договор аренды земельного участка N 05.25А.349 от 25.08.2005 был заключен в порядке переоформления истцом права постоянного (бессрочного) пользования.
Названный договор заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего регулирование соответствующими уполномоченными органами арендной платы за пользование земельными участками, размер арендной платы за пользование земельным участком должен устанавливаться в соответствии с таким регулированием, в том числе с учетом императивного порядка, который предусмотрен пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) и который действовал в 2014 году.
Согласно Постановлению N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Названные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а, согласно его требованиям, подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены, поэтому нормативные акты публичных образований, устанавливающие порядок исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, должны соответствовать указанным принципам и ориентирам.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о том, что порядок применим лишь к тем земельным участкам, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды после принятия Закона N 212-ФЗ, не могут быть приняты во внимание, как противоречащие пункту 16 постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 15824/12.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в данном случае порядок не подлежит применению и в связи с тем, что земельный участок предоставлен Обществу для обслуживания столовой, который не является линейным объектом топливно-энергетического комплекса, также является несостоятельной, поскольку Постановление N 582, Постановление N 314 и Решение N 167 связывают необходимость применения Порядка лишь с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды, а не со статусом находящегося на соответствующем земельном участке объекта недвижимого имущества.
Примененные истцом при расчете суммы арендной платы площадь земельного участка и его кадастровую стоимость заявитель не оспаривает.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2015 по делу N А29-7075/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа Ухта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)