Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2017 N 16АП-1454/2017 ПО ДЕЛУ N А22-2108/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. по делу N А22-2108/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Жукова Е.В. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Авдыш М.С., при участии: от главы КФХ Арлтановой Зинаиде Цереновне: Букуров О.В. (по доверенности от 25.06.2015); от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Юга": Шуняева Г.В. (по доверенности N 54-17 от 09.01.2017); в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.03.2017 по делу N А22-2108/2016 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) к Главе КФХ Арлтановой Зинаиде Цереновне (ОГРНИП 307081015600018, ИНН 081000284771), третье лицо - Администрация Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия, об обязании согласовать схемы расположения земельных участков,

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к главе КФХ Арлтановой Зинаиде Цереновне (далее - ответчик) об обязании согласовать схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории для эксплуатации ПС 110/10кВ "НПС-2", общей площадью 12354 кв. м, а также схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории для эксплуатации Захода ВЛ 110 кВ на Пс 110/10 кВ "НПС-2" со стороны ПС "Адык" и Захода ВЛ 110 кВ на ПС 110/10 НПС-2 со стороны ПС "Черноземельская", общей площадью 487 кв. м, и взыскать с ответчика расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 6 000 рублей (с учетом уточнений).
Решением от 03.03.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, компания подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда от 03.03.2017 отменить, удовлетворив заявленные требования, сославшись на согласие ответчика с выбором земельного участка для строительства и невозможность оформления прав на участок в установленные сроки из-за судебных споров в отношении спорного земельного участка, а также осуществлением строительства объектов недвижимости на спорных участках.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.01.2008 в соответствии с постановлением Администрации Черноземельского РМО РК от 22.01.2008 N 21 между Администрацией Черноземельского РМО РК (Арендодатель) и Главой КФХ "Буурул" Арлтановой З.Ц. (далее - КФХ "Буурул", Ответчик) был заключен договор аренды земельного участка N 3, согласно которому КФХ "Буурул" принял во временное владение и пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 08:10:230101:0629, находящийся по адресу: Черноземельский район, Ачинеровское СМО, примерно в 8,5 км севернее от ориентира п. Раздольный для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемое к договор) и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 1500 га. Срок действия данного договора - 49 лет с 23.01.2008 по 23.01.2057.
30.09.2009 между ЗАО "КТК-Р" (Заказчик) и ПАО "МРСК Юга" (Исполнитель) заключен договор N 09-2348 об осуществлении технологического присоединения, в рамках которого Исполнитель обязуется за свои счет построить подстанцию 110/10 кВ НПС-2 и заходы ВЛ 110 кВ, что соответственно влечет за собой оформление прав на земельный участок под указанной подстанцией и ВЛ на ПАО "МРСК Юга".
Согласно утвержденному главой Черноземельского районного муниципального образования акту выбора от 11.06.2010 произведен предварительный выбор земельного участка для строительства подстанции ПС 110/10 кВ НПС-2 - 1,3 га, захода высоковольтной линии до НПС-2 протяженностью 15,7 км и высоковольтной линии до НПС-2 протяженностью 5,8 км, общей площадью 44,3 га, в границах земель Ачинеровского и Адыковского сельских муниципальных образований.
11.10.2010 утвержден акт выбора земельного участка для строительства ПС 110/10 НПС-2, согласно которого комиссия, созданная распоряжением главы Черноземельского РМО РК от 09.10.2009 N 252, произвела выбор земельного участка под строительство ПС 110/1-0 НПС-2 в границах Черноземельского района. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.1994 N 235 "О строительстве экспортного трубопровода системы "Каспийского Трубопроводного Консорциума Тенгиз-Астрахань-Черное море" и в соответствии с утверждением ТЭО заказчиком - ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" принято решение о расширении существующей нефтепроводной системы КТК-Р. В указанном акте имеется подпись ответчика о согласии с выбором земельного участка общей площадью 1,3 га, в постоянное пользование - 1,3 га, из земель в границах Ачинеровского СМО Черноземельского района Республики Калмыкия.
Факт согласования и подписания ответчиком Актов выбора земельных участков от 11.06.2010 и 11.10.2010 установлены судебным актом Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1168/2012.
Получен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 07.07.2011 N 08:10:230101:997.
10.11.2011 между Администрацией Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия (Арендодатель) и Истцом (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 45/294, предметом которого являлась передача земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:10:230101:996, общей площадью 1,2354 га, расположенного по адресу: РК, Черноземельский район в границах Ачинеровского СМО. Вид разрешенного использования - под строительство подстанции ПС 110/10 кВ на НПС-2 для внешнего энергоснабжения НПС-2 ЗАО "КТК-Р".
22.11.2011 между Администрацией Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия (Арендодатель) и Истцом (Арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 51/320 общей площадью 23,7366 га в том числе: из категории земель сельскохозяйственного назначения - 22,5288 га, из категории земель населенных пунктов - 1.2078 га. Данные земельные участки предназначались под строительство захода ВЛ-110 кВ "ПС Черноземельская - ПС Адык" и захода ВЛ 110 кВ ПС "Черноземельская - ПС Чолун Хамур".
В 2013 г. земельный участок с кадастровым номером 08:10:230101:997 снят с регистрационного учета по истечении двух лет, в связи с применением положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О государственном кадастре недвижимости".
Письмом от 17.11.2015 истец направил ответчику для согласования Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для эксплуатации ПС 110/10 кВ НПС-2 и для эксплуатации Захода ВЛ 110 кВ на ПС 110/10 кВ НПС-2 со стороны ПС "Адык" и Захода ВЛ 110 кВ на ПС 110/10 кВ НПС-2 со стороны ПС "Черноземельская" в целях их образования, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 08:10:230101:629, находящегося в государственной собственности и принадлежащего Ответчику на праве аренды. Одновременно в письме истец просил ответчика согласовать в письменной форме схемы расположения земельных участков.
Ссылаясь на отсутствие возможности проведения мероприятий по оформлению государственного права на часть земельного участка, который находится на праве аренды КФХ "Буурул", и необходимости произведения раздела земельного участка с кадастровым номером 08:10:230101:629, арендатором которого является ответчик для использования объектов истца, последний обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Таким образом, схема расположения земельного участка создается как документ, необходимый для образования земельного участка.
По общему правилу лицами, которые вправе подготавливать схему расположения земельного участка являются исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Однако в зависимости от целей образования земельного участка схему расположения земельного участка вправе подготовить граждане или юридические лица (пункты 4 - 8 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
Таким образом, действия по формированию земельного участка, в том числе подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
Как верно установлено судом первой инстанции, истец не доказал наличие нарушений ответчиком норм действующего законодательства, которые могут являться основанием для принятия решения об обязании ответчика согласовать схемы расположения земельных участков, а также наличие полномочий на обращение в суд с таким иском, поскольку, как указано выше, данные полномочия отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
Поскольку ответчик не является распорядителем спорных земельных участков, постольку иск предъявлен к ненадлежащему лицу, при отсутствии доказательств нарушения ответчиком прав истца, в связи с чем в удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен. Фактически доводы жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда по доводам, приведенным в жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.03.2017 по делу N А22-2108/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ

Судьи
Е.В.ЖУКОВ
Е.Г.СОМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)