Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 по делу N А31-3512/2017, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроПромышленная Компания" (ОГРН 1064437012474; ИНН 4414011565)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ОГРН 1133340004401; ИНН 3329056771)
с участием в деле третьего лица: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994; ИНН 7710723134)
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение о предоставлении земельного участка
общество с ограниченной ответственностью "АгроПромышленная Компания" (далее - заявитель, ООО "АгроПромышленная Компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (далее - ТУ Росимущества в Костромской области) по предоставлению ООО "АгроПромышленная Компания" в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:968, общей площадью 112928 квадратных метров, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, сельское поселение Бакшеевское, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства; об обязании ТУ Росимущества в Костромской области направить Обществу проект договора купли-продажи данного земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании пункта 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Арбитражный суд Костромской области заменил ответчика ТУ Росимущества в Костромской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление).
Определением от 05.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, Агентство).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи неприменением судом закона, подлежащего применению, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с действующей редакцией Типового положения территориального органа Росимущества последний осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью равной либо меньшей десяти гектар, в связи с чем, Территориальное управление не обладает полномочием на продажу спорного участка, так как его площадь превышает десять гектар.
ООО "АгроПромышленная Компания" в отзыве на апелляционную жалобу опровергает заявленные в ней доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Агентство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ООО "АгроПромышленная компания" и МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.01.2017 ООО "АгроПромышленная Компания" обратилось в ТУ Росимущества по Костромской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:968, общей площадью 112928 квадратных метров, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Бакшеевское сельское поселение.
Письмом от 26.01.2017 N 332 ТУ Росимущества в Костромской области сообщило о невозможности принять решение о передаче указанного участка в собственность Обществу без поручения Росимущества. В установленный законом срок соответствующее решение принято не было.
ООО "АгроПромышленная Компания" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании указанного бездействия незаконным, а также об обязании ТУ Росимущества в Костромской области направить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Суд первой инстанции, установив, что ТУ Росимущества в Костромской области допустило бездействие, которое нарушает права и законные интересы Общества, связанные с реализацией им права на приобретение земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировано положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Статьей 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
На основании пункта 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
По смыслу пункта 4 Положения N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение), утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374) территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с указанным Положением.
Территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар (пункт 4.1.20 Типового положения).
По поручению Росимущества его территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (пункт 4.2.27 Типового положения).
В соответствии с Типовым положением ТУ Росимущества в Костромской области направило в Агентство пакет документов для принятия решения о предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:968, площадь которого превышает 10 гектар (исх. от 25.01.2017 N 320).
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, уполномоченный орган был обязан в тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в предоставлении земельного участка с указанием мотивов.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, находящиеся в собственности ООО "АгроПромышленная Компания".
ТУ Росимущества в Костромской области, получив заявление Общества от 20.01.2017 о предоставлении в собственность спорного земельного участка в установленный законом срок не приняло ни положительного, ни отрицательного решения по данному вопросу. Следовательно, ТУ Росимущества в Костромской области допустило незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, связанные с приобретением в собственность спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается Управлением исключительно по поручению Агентства, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм права.
Разграничение полномочий между центральным аппаратом и территориальными подразделениями органа, представляющего федерального собственника, не может выступать препятствием для реализации прав заявителя, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, а также исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом.
В спорном случае судом первой инстанции установлено неправомерное бездействие, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Общества о предоставлении в собственность земельного участка, которое не соответствовало положениям земельного законодательства и, как следствие, нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю суд первой инстанции не усмотрел. Доказательств невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным законом, Территориальное управление не представило.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконным, поскольку оно не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:968, общей площадью 112928 квадратных метров, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, сельское поселение Бакшеевское.
Апелляционным судом нарушений норм материального и процессуального права Арбитражным судом Костромской области не выявлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 по делу N А31-3512/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 по делу N А31-3512/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 02АП-6837/2017 ПО ДЕЛУ N А31-3512/2017
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N А31-3512/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 по делу N А31-3512/2017, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроПромышленная Компания" (ОГРН 1064437012474; ИНН 4414011565)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ОГРН 1133340004401; ИНН 3329056771)
с участием в деле третьего лица: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994; ИНН 7710723134)
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение о предоставлении земельного участка
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АгроПромышленная Компания" (далее - заявитель, ООО "АгроПромышленная Компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (далее - ТУ Росимущества в Костромской области) по предоставлению ООО "АгроПромышленная Компания" в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:968, общей площадью 112928 квадратных метров, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, сельское поселение Бакшеевское, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства; об обязании ТУ Росимущества в Костромской области направить Обществу проект договора купли-продажи данного земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании пункта 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Арбитражный суд Костромской области заменил ответчика ТУ Росимущества в Костромской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление).
Определением от 05.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, Агентство).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи неприменением судом закона, подлежащего применению, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с действующей редакцией Типового положения территориального органа Росимущества последний осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью равной либо меньшей десяти гектар, в связи с чем, Территориальное управление не обладает полномочием на продажу спорного участка, так как его площадь превышает десять гектар.
ООО "АгроПромышленная Компания" в отзыве на апелляционную жалобу опровергает заявленные в ней доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Агентство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ООО "АгроПромышленная компания" и МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.01.2017 ООО "АгроПромышленная Компания" обратилось в ТУ Росимущества по Костромской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:968, общей площадью 112928 квадратных метров, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Бакшеевское сельское поселение.
Письмом от 26.01.2017 N 332 ТУ Росимущества в Костромской области сообщило о невозможности принять решение о передаче указанного участка в собственность Обществу без поручения Росимущества. В установленный законом срок соответствующее решение принято не было.
ООО "АгроПромышленная Компания" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании указанного бездействия незаконным, а также об обязании ТУ Росимущества в Костромской области направить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Суд первой инстанции, установив, что ТУ Росимущества в Костромской области допустило бездействие, которое нарушает права и законные интересы Общества, связанные с реализацией им права на приобретение земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировано положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Статьей 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
На основании пункта 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
По смыслу пункта 4 Положения N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение), утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374) территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с указанным Положением.
Территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар (пункт 4.1.20 Типового положения).
По поручению Росимущества его территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (пункт 4.2.27 Типового положения).
В соответствии с Типовым положением ТУ Росимущества в Костромской области направило в Агентство пакет документов для принятия решения о предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:968, площадь которого превышает 10 гектар (исх. от 25.01.2017 N 320).
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, уполномоченный орган был обязан в тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в предоставлении земельного участка с указанием мотивов.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, находящиеся в собственности ООО "АгроПромышленная Компания".
ТУ Росимущества в Костромской области, получив заявление Общества от 20.01.2017 о предоставлении в собственность спорного земельного участка в установленный законом срок не приняло ни положительного, ни отрицательного решения по данному вопросу. Следовательно, ТУ Росимущества в Костромской области допустило незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, связанные с приобретением в собственность спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается Управлением исключительно по поручению Агентства, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм права.
Разграничение полномочий между центральным аппаратом и территориальными подразделениями органа, представляющего федерального собственника, не может выступать препятствием для реализации прав заявителя, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, а также исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом.
В спорном случае судом первой инстанции установлено неправомерное бездействие, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Общества о предоставлении в собственность земельного участка, которое не соответствовало положениям земельного законодательства и, как следствие, нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю суд первой инстанции не усмотрел. Доказательств невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным законом, Территориальное управление не представило.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконным, поскольку оно не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:968, общей площадью 112928 квадратных метров, почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, сельское поселение Бакшеевское.
Апелляционным судом нарушений норм материального и процессуального права Арбитражным судом Костромской области не выявлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 по делу N А31-3512/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.07.2017 по делу N А31-3512/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Е.В.МИНАЕВА
Е.В.МИНАЕВА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Г.Г.ИВШИНА
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)