Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2017 N 15АП-8169/2017 ПО ДЕЛУ N А32-18740/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. N 15АП-8169/2017

Дело N А32-18740/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой Н.В.,
при участии:
- от истца: представитель Муромцева Ю.Ф. по доверенности от 09.01.2017;
- от ООО "Миррод": представители Бирюков Д.В. по доверенности от 29.08.2016, Коротаев В.Э. по доверенности от 29.08.2016;
- от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.03.2017 по делу N А32-18740/2016 по иску администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Миррод", Министерству природных ресурсов Краснодарского края, при участии третьих лиц: Федерального агентства лесного хозяйства; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании отсутствующим права аренды на земельный участок,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.

установил:

администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Миррод" (далее - общество) о признании отсутствующим права аренды ООО "Миррод" на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0405010:4, расположенный по адресу: Геленджикское лесничество, 2 Кабардинское участковое лесничество, квартал 53Б, части выделов 27, 31, выдел N 32, общей площадью 6,1 га, для осуществления рекреационной деятельности.
Исковые требования мотивированы отсутствием у департамента лесного хозяйства Краснодарского края права распоряжения земельным участком, который отнесен к землям населенных пунктов, в связи с чем, право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0405010:4 у общества не возникло.
Определением суда первой инстанции от 08.08.2016 к участию в деле в качестве ответчика привлечено министерство природных ресурсов Краснодарского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Определением от 20.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управление Росреестра в Краснодарском крае.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд указал, что включение земельного участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта само по себе не является достаточным основанием для выбытия данного участка из земель фонда и прекращения права федеральной собственности на него.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда первой инстанции отменить, исковые требования администрации удовлетворить. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы:
- - согласно утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 06.02.2006 N 183 генеральному плану, спорный земельный участок отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", администрацией были представлены в материалы дела согласования и заключения по материалам проверки проекта генерального плана города Геленджика;
- - спорный договор аренды был заключен в декабре 2006 года, то есть на момент его заключения генеральный план города Геленджика, в соответствии с которым спорный земельный участок был отнесен к категории "земли населенных пунктов", уже действовал;
- - допустимые доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
В судебное заседание представители третьих лиц и Министерства природных ресурсов Краснодарского края явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ООО "Миррод" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с протоколом лесного конкурса N 12 от 19-21 декабря 2006 года ООО "Миррод" признано агентством лесного хозяйства по Краснодарскому краю победителем лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда, расположенного в кв. 53 части выделов 27, 31; выдел 32, общей площадью 6,1 га, в ФГУ "Геленджикский опытный лесхоз", лесничество Кабардинское, являющегося частью участка лесного фонда, расположенного по адресу: Кабардинское лесничество, ФГУ "Геленджикский опытный лесхоз", общей площадью 80520000 кв. м, право федеральной государственной собственности на который зарегистрировано в ЕГРП 01.07.2005, о чем произведена запись регистрации 23-23-01/199/2005-215 (т. 1, л.д. 12).
06.08.2008 между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и ООО "Миррод" (арендатор) заключен договор N 33/04-08 аренды лесного участка, по условиям которого в аренду был передан лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 6,10 га со следующим местоположением: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 53Б, части выделов 27, 31, выдел N 32, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00083 (т. 1, л.д. 13-20).
В соответствии с кадастровым паспортом от 23.04.2012 N 2343/12/12-232617 земельный участок площадью 61 000 кв. м с кадастровым номером 23:40:0405010:4 поставлен на государственный кадастровый учет 06.08.2008 как участок земель лесного фонда (т. 1, л.д. 22). Разрешенное использование участка - для осуществления рекреационной деятельности.
Как следует из текста искового заявления, в границах указанного земельного участка расположены земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0405011:2, 23:40:0405011:4, 23:40:0405011:7, 23:40:0405011:10, 23:400405011:12, 4 23:40:0405011:13, 23640:0405011:14, 23:400405011:15, 23:40:0405011:16, 23:40:0405011:17, 23:4060405012:4, 23:40:0405012:6, 23:40:0405012:8, 23:40:0405012:9.
В соответствии с кадастровыми паспортами на указанные земельные участки, данные участки отнесены к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объекта индивидуального жилищного строительства (т. 1, л.д. 27-53).
В обоснование исковых требований администрацией представлена выкопировка из генерального плана г. Геленджика (т. 1, л.д. 54), на которой указанные земельные участки отмечены как расположенные в зоне рекреационного жилья.
Полагая, что Департамент лесного хозяйства Краснодарского края предоставил обществу "Миррод" право пользования земельным участком, а впоследствии заключил договор аренды земельного участка лесного фонда, расположенного по адресу: Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 53Б, части выделов 27, 31, выдел N 32, общей площадью 6,1 га для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет в нарушение требований действующего законодательства, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (пункт 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации). Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (части 1, 2, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (части 1, 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и внесен в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним как земельный участок из земель лесного фонда, что подтверждается сведениями кадастрового паспорта от 23.04.2012. Государственная собственность на данные земельные участки разграничена - установлена федеральная собственность. В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного названным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) регламентирован указанный порядок.
При этом, изменение границ населенного пункта путем включения спорного участка в границы муниципального образования не может быть признано достаточным правовым основанием для признания спорного земельного участка находящимся в собственности муниципального образования в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации.
Статьей 8 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Вместе с тем, доказательства, подтверждающих включение спорного земельного участка в состав территории муниципального образования город-курорт Геленджик, администрацией в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены, как и правовые акты, предусмотренные градостроительным и земельным законодательством, а также карты, планы, иные документы, схематично отображающие размещение спорного земельного участка в границах населенного пункта город Геленджик.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что в определениях от 08.08.2016, от 09.11.2016 суд первой инстанции предлагал администрации представить материалы согласования генерального плана муниципального образования города-курорта Геленджик с Федеральным агентством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов Краснодарского края в части границ земель лесного фонда; подтвердить соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов; нормативные документы об утверждении генплана города-курорта Геленджик.
Как следует из письма Управления архитектуры и градостроительства администрации от 19.09.2016 N 110-52-5871/16-01-11 (т. 1, л.д. 99), генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа до настоящего времени не утвержден. В настоящее время действует генеральный план города Геленджика, утвержденный решением Совета народных депутатов города-курорта Геленджик от 16.12.2002 N 165 "Об утверждении проекта корректировки генерального плана города Геленджика" (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 29.04.2016 N 428).
Как следует из письма Краснодарского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России от 24.08.2000 N 03-03/829 (т. 1, л.д. 101), Краснодарское управление лесами, ознакомившись с материалами проекта концепции развития и корректировки генерального плана г. Геленджика, в принципе не возражает об использовании земель лесного фонда под вышеназванные цели, при условии, что предоставление участков лесного фонда должно осуществляться согласно ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации и Закона Краснодарского края "О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений Краснодарского края".
Вместе с тем, указанное письмо не содержит однозначно выраженного решения федерального органа исполнительной власти о переводе земельного участка лесного фонда в земли населенного пункта, при этом, указано, что предоставление участков лесного фонда должно осуществляться согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ и Закона Краснодарского края "О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений Краснодарского края".
Представленное администрацией заключение N 31 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта корректировки генерального плана города-курорта Геленджика от 26.07.2002 также не может быть расценено судом как согласование перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Проект корректировки генерального плана города-курорта Геленджика, который был предметом указанной экспертизы, администрацией ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлен, как и графическое приложение к данному проекту, из которого можно было бы установить включение спорного участка лесного фонда в земли населенного пункта город Геленджик.
В связи с чем, подлежит отклонению ссылка администрации на утвержденный решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 06.02.2006 N 183 генеральный план, в соответствии с которым спорный земельный участок отнесен к категории земель "земли населенных пунктов".
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией не доказана процедура перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов с согласованием данного перевода с Федеральным агентством лесного хозяйства, так же как не представлено решение федерального органа исполнительной власти о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенного пункта город Геленджик.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
С учетом отсутствия в материалах дела надлежащим доказательств согласования генерального плана муниципального образования города-курорта Геленджик с Федеральным агентством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов Краснодарского края; соблюдения процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов довод заявителя жалобы об отсутствии в материалах дела допустимых доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда является несостоятельным и подлежит отклонению.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.03.2017 по делу N А32-18740/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
В.Л.НОВИК

Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
И.В.ПОНОМАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)