Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Прошкина О.Г. (по доверенности от 17.05.2016),
от ответчика: представитель Михайлова Е.А. (по доверенности от 05.12.2016),
от 3-х лиц: представители не явились, уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8598/2017) Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2017 по делу N А56-65887/2016 (судья Заварзина М.А.), принятое
по заявлению ИП Сапегина А.А.
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
3-и лица: 1) Администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, 2) Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0713001:189; об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0713001:189,
Индивидуальный предприниматель Сапегин Анатолий Алексеевич (зарегистрирован в Санкт-Петербурге, ОГРНИП: 316784700128619, ИНН: 781423840098) (далее - Предприниматель, Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (адрес: Россия, 188643, Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, Колтушское шоссе, дом 138, ОГРН: 1064703000911, ИНН: 4703083640) (далее - Администрация района) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0713001:189; об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0713001:189.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация поселения), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление).
Решением арбитражного суда от 09.03.2017 заявление удовлетворено.
Администрация обжаловала решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, просила в удовлетворении заявления отказать, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации района доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По существу спора полагал, что Администрацией района не доказано обоснованности принятого решения об отказе в выкупе земельного участка.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
На основании постановления главы Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 01.06.1992 N 843/3 Сапегину А.А. на праве пожизненного наследуемого владения предоставлен земельный участок площадью 7,44 га, в том числе 6 га сельскохозяйственных угодий и 1,44 га древесно-кустарниковой растительности.
07.08.1992 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 747:07:0713001:189, адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение, д. Порошкино, Кольцевое шоссе, уч. 1-А, общая площадь 68 800 кв. м.
Сапегин А.А. неоднократно обращался в Администрацию района с заявлением о выкупе земельного участка.
В том числе, 21.04.2016 Предприниматель обратился в Администрацию района с заявлением о выкупе земельного участка в порядке переоформления права пожизненного наследуемого владения.
Как следует из выписки из протокола от 15.06.2016 N 23/16, Администрация отказала Предпринимателю в переоформлении права пожизненного наследуемого владения в связи с неиспользованием земельного участка по целевому назначению.
Ссылаясь на то, что отказ в выкупе земельного участка является необоснованным, нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявления, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 4 статьи 1 указанного закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе без проведения торгов. В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 названного кодекса (подпункт 7 пункта 2 названной статьи), а также земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 8 пункта 2 этой же статьи).
Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьей 39.17 Кодекса, согласно пункту 5 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий: подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю; принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 Кодекса оснований.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Аналогичное положение предусмотрено в статье 4 Областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-оз "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области".
Из указанных норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения по льготной цене принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
Пунктом 1.6 приказа Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 22.11.2005 N 244 "Об установлении перечня документов, представляемых сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, совместно с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на имеющиеся у них земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды" установлено, что при обращении в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды, сельскохозяйственные организации совместно с заявлением о переоформлении права на земельный участок предоставляют, в том числе документы, подтверждающие статус заявителя как сельскохозяйственной организации (копия расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Росстата о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы).
В материалах дела имеется выписка из ЕГРИП согласно которой основным видом деятельности Предпринимателя является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки, дополнительным видом деятельности - овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников (л.д. 25-26, т. 1).
Также апелляционным судом установлено, что до внесения записи о приобретении физическим лицом статуса индивидуального Предпринимателя, Сапегин А.А. являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Алорис" (ИНН 4703017534) и осуществлял фермерскую деятельность на испрашиваемом им земельном участке. В том числе в материалах дела имеется заключение Администрации района от 15.10.2008, согласно которому земельный участок используется Сапегиным А.А. по целевому назначению (л.д. 14, т. 1). Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков во Всеволожском районе от 10.08.2005 N 30 фермеру Сапегину А.А. разрешен выкуп земельного участка в соответствии с действующим законодательством (л.д. 12, т. 1). Кроме того, в материалах дела имеются доказательства ведения "Алорис" фермерского хозяйства, в том числе договор на поставку сена, квитанция к приходному кассовому ордеру на покупку сельскохозяйственного оборудования (л.д. 48-52, т. 1).
Удовлетворяя заявление Предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией района в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств нецелевого использования земельного участка.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Этот вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 20.09.2011 N 4344/11.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель, должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 3 указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии со статьей 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях определения лиц, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов.
Между тем, как видно из материалов дела, Заявитель никаких доказательств, подтверждающих использование земельного участка по целевому назначению и осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции на момент обращения с заявлением именно Предпринимателя, не представил ни при обращении в Администрацию района с заявлением о выкупе, ни в суд первой инстанции.
Признаки неиспользования земельных участков установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации".
Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Из служебной записки старшего инспектора Администрации района Ершова И.В. от 23.05.2016, следует, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок не огорожен, подъезд к нему имеется, на участке примерно 5 га имеются луга для заготовки сена и выпаса скота, в центральной части участка ведутся работы по подготовке к возведению кошар для овец и сенохранилища. Между тем, названный документ не подтверждает факта осуществления Предпринимателем сельскохозяйственной деятельности.
Тот обстоятельство, что в числе видов деятельности согласно выписке из ЕГРИП у Предпринимателя указано выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не подтверждает факт осуществления Заявителем деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и не является допустимым доказательством соответствия Предпринимателя признакам, позволяющим отнести его деятельность к сельскохозяйственной на момент обращения в Администрацию района с заявлением о выкупе земельного участка.
Действительно, из имеющихся в деле материалов административного производства, в том числе постановления мирового судьи судебного участка N 166 Санкт-Петербурга от 03.12.2015 по делу N 5-311/2015-166 не следует вывода о нецелевом использовании земельного участка. Между тем, из названных документов следует, что Предприниматель неоднократно уклонялся от установления Администрацией района и уполномоченными органами фактического землепользования.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что допустимые доказательства ведения Предпринимателем, а не "Алорис" фермерского хозяйства, отсутствуют, что является основанием для отказа в выкупе земельного участка по льготной цене.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2017 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 13АП-8598/2017 ПО ДЕЛУ N А56-65887/2016
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. N 13АП-8598/2017
Дело N А56-65887/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Прошкина О.Г. (по доверенности от 17.05.2016),
от ответчика: представитель Михайлова Е.А. (по доверенности от 05.12.2016),
от 3-х лиц: представители не явились, уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8598/2017) Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2017 по делу N А56-65887/2016 (судья Заварзина М.А.), принятое
по заявлению ИП Сапегина А.А.
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
3-и лица: 1) Администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, 2) Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0713001:189; об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0713001:189,
установил:
Индивидуальный предприниматель Сапегин Анатолий Алексеевич (зарегистрирован в Санкт-Петербурге, ОГРНИП: 316784700128619, ИНН: 781423840098) (далее - Предприниматель, Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (адрес: Россия, 188643, Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, Колтушское шоссе, дом 138, ОГРН: 1064703000911, ИНН: 4703083640) (далее - Администрация района) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0713001:189; об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:07:0713001:189.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация поселения), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление).
Решением арбитражного суда от 09.03.2017 заявление удовлетворено.
Администрация обжаловала решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, просила в удовлетворении заявления отказать, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации района доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По существу спора полагал, что Администрацией района не доказано обоснованности принятого решения об отказе в выкупе земельного участка.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
На основании постановления главы Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 01.06.1992 N 843/3 Сапегину А.А. на праве пожизненного наследуемого владения предоставлен земельный участок площадью 7,44 га, в том числе 6 га сельскохозяйственных угодий и 1,44 га древесно-кустарниковой растительности.
07.08.1992 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 747:07:0713001:189, адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение, д. Порошкино, Кольцевое шоссе, уч. 1-А, общая площадь 68 800 кв. м.
Сапегин А.А. неоднократно обращался в Администрацию района с заявлением о выкупе земельного участка.
В том числе, 21.04.2016 Предприниматель обратился в Администрацию района с заявлением о выкупе земельного участка в порядке переоформления права пожизненного наследуемого владения.
Как следует из выписки из протокола от 15.06.2016 N 23/16, Администрация отказала Предпринимателю в переоформлении права пожизненного наследуемого владения в связи с неиспользованием земельного участка по целевому назначению.
Ссылаясь на то, что отказ в выкупе земельного участка является необоснованным, нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявления, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 4 статьи 1 указанного закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе без проведения торгов. В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 названного кодекса (подпункт 7 пункта 2 названной статьи), а также земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 8 пункта 2 этой же статьи).
Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьей 39.17 Кодекса, согласно пункту 5 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий: подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю; принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 Кодекса оснований.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Аналогичное положение предусмотрено в статье 4 Областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-оз "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области".
Из указанных норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения по льготной цене принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
Пунктом 1.6 приказа Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 22.11.2005 N 244 "Об установлении перечня документов, представляемых сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, совместно с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на имеющиеся у них земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды" установлено, что при обращении в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды, сельскохозяйственные организации совместно с заявлением о переоформлении права на земельный участок предоставляют, в том числе документы, подтверждающие статус заявителя как сельскохозяйственной организации (копия расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Росстата о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы).
В материалах дела имеется выписка из ЕГРИП согласно которой основным видом деятельности Предпринимателя является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки, дополнительным видом деятельности - овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников (л.д. 25-26, т. 1).
Также апелляционным судом установлено, что до внесения записи о приобретении физическим лицом статуса индивидуального Предпринимателя, Сапегин А.А. являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Алорис" (ИНН 4703017534) и осуществлял фермерскую деятельность на испрашиваемом им земельном участке. В том числе в материалах дела имеется заключение Администрации района от 15.10.2008, согласно которому земельный участок используется Сапегиным А.А. по целевому назначению (л.д. 14, т. 1). Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков во Всеволожском районе от 10.08.2005 N 30 фермеру Сапегину А.А. разрешен выкуп земельного участка в соответствии с действующим законодательством (л.д. 12, т. 1). Кроме того, в материалах дела имеются доказательства ведения "Алорис" фермерского хозяйства, в том числе договор на поставку сена, квитанция к приходному кассовому ордеру на покупку сельскохозяйственного оборудования (л.д. 48-52, т. 1).
Удовлетворяя заявление Предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией района в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств нецелевого использования земельного участка.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Этот вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 20.09.2011 N 4344/11.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель, должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 3 указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии со статьей 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях определения лиц, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов.
Между тем, как видно из материалов дела, Заявитель никаких доказательств, подтверждающих использование земельного участка по целевому назначению и осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции на момент обращения с заявлением именно Предпринимателя, не представил ни при обращении в Администрацию района с заявлением о выкупе, ни в суд первой инстанции.
Признаки неиспользования земельных участков установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации".
Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Из служебной записки старшего инспектора Администрации района Ершова И.В. от 23.05.2016, следует, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок не огорожен, подъезд к нему имеется, на участке примерно 5 га имеются луга для заготовки сена и выпаса скота, в центральной части участка ведутся работы по подготовке к возведению кошар для овец и сенохранилища. Между тем, названный документ не подтверждает факта осуществления Предпринимателем сельскохозяйственной деятельности.
Тот обстоятельство, что в числе видов деятельности согласно выписке из ЕГРИП у Предпринимателя указано выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не подтверждает факт осуществления Заявителем деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и не является допустимым доказательством соответствия Предпринимателя признакам, позволяющим отнести его деятельность к сельскохозяйственной на момент обращения в Администрацию района с заявлением о выкупе земельного участка.
Действительно, из имеющихся в деле материалов административного производства, в том числе постановления мирового судьи судебного участка N 166 Санкт-Петербурга от 03.12.2015 по делу N 5-311/2015-166 не следует вывода о нецелевом использовании земельного участка. Между тем, из названных документов следует, что Предприниматель неоднократно уклонялся от установления Администрацией района и уполномоченными органами фактического землепользования.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что допустимые доказательства ведения Предпринимателем, а не "Алорис" фермерского хозяйства, отсутствуют, что является основанием для отказа в выкупе земельного участка по льготной цене.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2017 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
И.А.ТИМУХИНА
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)