Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 08.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-6255/2017

Требование: Об оспаривании действий.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Административному истцу было дано разрешение на создание проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома. Им был осуществлен кадастровый учет данного земельного участка и присвоен кадастровый номер. Административный истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако ему был дан ответ о том, что указанное выше решение утратило силу и не может быть основанием для завершения оформления прав на земельный участок, а его документы были возвращены без рассмотрения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2017 г. по делу N 33а-6255/2017


Судья: Кононова Ю.С.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Воробьевой С.А.,
судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А.-В.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ч. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым об оспаривании действий, по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 апреля 2017 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ч. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с иском к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, в котором просил признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению ему ответа от 21 декабря 2016 N 02-1/10125, согласно которому решение Форосского поселкового совета 56-й сессии 5-го созыва N 17 от 30 апреля 2010 года "О даче разрешения Ч. на составление проекта отвода земельного участка площадью 0,0350 га по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> утратило силу и не может быть основанием для завершения оформления прав на земельный участок, мотивируя тем, что решением Форосского поселкового совета 56-й сессии 5-го созыва N 17 от 30 апреля 2010 года ему было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка N для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>. Им был осуществлен кадастровый учет данного земельного участка и присвоен кадастровый N. 18.10.2016 года он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав. 21.12.2016 года Департаментом ему был дан ответ о том, что решение Форосского поселкового Совета утратило силу и не может быть основанием для завершения оформления прав на земельный участок, а его документы были возвращены без рассмотрения.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 апреля 2017 года административный иск Ч. удовлетворен. Признаны незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым по рассмотрению заявления Ч. о предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 339 +/-6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, путем оформления ответа N 02-1/10125 от 21 декабря 2016 года об утрате силы действия решения Форосского поселкового Совета N 17 от 30 апреля 2010 года.
Не согласившись с указанным решением Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 апреля 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ч. отказать, мотивируя тем, что срок действия решения истек, оно является недействующим, в связи с чем истцу правомерно отказано в предоставлении в собственность земельного участка.
В судебном заседании Ч., его представитель В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Администрации города Ялты Республики Крым, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 1, статей 23, 24 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на ее территории действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 19 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гласит, что местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В силу части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Часть 5 указанной статьи указывает на то, что Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно пункта 5 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 12 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым утвержденных Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30.03.2015 N 37 решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Как усматривается из материалов дела, что решением 56-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 30 апреля 2010 года N 17 было дано разрешение Ч. на составление проекта отвода земельного участка N ориентировочной площадью 0,0350 га по передаче его бесплатно в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, срок действия которого согласно пункта 2.1 составлял один год.
Решением 6-й сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета N 07 от 04.02.2011 года был признан утратившим силу пункт 2.1 решения 56-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета N 17 от 30.04.2010 года, определяющий срок его действия.
15 октября 2016 года Ч. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 339+/-6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
21 декабря 2016 года исх. N 02-1/10125 Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым Ч. представленные документы возвращены Ч. ввиду того, что предоставленное решение 56-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 30.04.2010 года N 17 "О разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность" не относится к действующим решением, так как согласно п. 2.1 указанного решения, Ч. необходимо было в срок один год со дня его принятия предоставить на утверждение в Форосский поселковый совет проект отвода земельного участка.
В нарушение вышеуказанных норм, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым необоснованно возвращены документы истцу, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности действий Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым по рассмотрению заявления Ч. о предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 339+/-6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, путем оформления ответа N 02-1/10125 от 21 декабря 2016 года об утрате силы действия решения Форосского поселкового Совета N 17 от 30 апреля 2010 года.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при полном и объективном исследовании представленных доказательств, фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 апреля года по административному исковому заявлению Ч. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым об оспаривании действий, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья
С.А.ВОРОБЬЕВА

Судьи
Н.А.ТЕРЕНТЬЕВА
Л.А.-В.ЮСУПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)