Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2017 N 16АП-4218/2017 ПО ДЕЛУ N А63-14939/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N А63-14939/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ ФКП "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2017 по делу N А63-14939/2016 по заявлению федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства", Ставропольский край, г. Пятигорск, ОГРН 1022601610680, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, Ставропольский край, с. Дивное, ОГРН 1042600489690, Федеральное дорожное агентство, г. Москва, ОГРН 1047796331494, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН 1102635006462, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю", г. Ставрополь, ОГРН 1022601945520, общество с ограниченной ответственностью "Агро-Ресурс", г. Ставрополь, ОГРН 1102643000019, Лиманский Иван Николаевич, Ставропольский край, Апанасенковский р-н, с. Дивное, о признании незаконным отказа в восстановлении в государственном кадастре недвижимости аннулированных и исключенных сведений о земельном участке площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, обязании восстановить в ГКН аннулированные и исключенные сведения о земельном участке площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, при участии в судебном заседании: от ФГБУ ФКП "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю - Березуевой А.С., доверенность от 31.01.2017; от федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" - Висаловой Т.А., доверенность от 12.10.2017; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:

федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение, ФКУ Упрдор "Кавказ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - филиал ФГБУ ФКП Росреестра, орган кадастрового учета), в котором согласно уточненным требованиям просило: признать незаконным решение филиала ФГБУ ФКП Росреестра от 16.07.2013 N 26/301/13-96175 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для автомобильной дороги Астрахань-Невинномысск; местоположение: Ставропольский край, Апанасенковский район, установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, ориентир - автодорога Астрахань-Невинномысск; признать незаконным отказ филиала ФГБУ ФКП Росреестра от 31.05.2016 N 08668/2.12/16 восстановить в государственном кадастре недвижимости аннулированные и исключенные сведения о земельного участка площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для автомобильной дороги Астрахань-Невинномысск; местоположение: Ставропольский край, Апанасенковский район, установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, ориентир - автодорога Астрахань-Невинномысск (далее - земельный участок площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404).
Решением от 10.08.2017 суд признал незаконным решение филиала ФГБУ ФКП Росреестра от 16.07.2013 N 26/301/13-96175 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для автомобильной дороги Астрахань-Невинномысск; местоположение: Ставропольский край, Апанасенковский район, установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, ориентир - автодорога Астрахань-Невинномысск. Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для автомобильной дороги Астрахань-Невинномысск; местоположение: Ставропольский край, Апанасенковский район, установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, ориентир - автодорога Астрахань-Невинномысск, изначально внесенные в ГКН согласно решению филиала ФГБУ ФКП Росреестра от 14.07.2011 N 26/301/11-64684. В удовлетворении требования о признании незаконным отказа, выраженного в письме филиала ФГБУ ФКП Росреестра от 31.05.2016 N 08668/2.12/16 отказал.
Не согласившись с принятым решением, ФГБУ ФКП Росреестра обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято органом кадастрового учета в соответствии с требованием действующего законодательства.
Заявитель направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ФГБУ ФКП Росреестра просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Управлению ордена "Знак Почета" Северо-Кавказской автомобильной дороги Государственным актом на право пользования землей N 254 комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Апанасенковского района в бессрочное постоянное пользование закреплено 114,7 га земли в границах, указанных на чертеже, для автомобильной дороги Астрахань - Невинномысск.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р автомобильная дорога А 154 Астрахань-Элиста-Ставрополь включена в Перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования и закреплена на праве оперативного управления за Управлением ордена "Знак Почета" Северо-Кавказских автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России.
14 июля 2011 года орган кадастрового учета, рассмотрев заявление от 23.06.2011 N 26/101/11-1998, межевой план от 20.04.2011 N 26/101/11-1998, подготовленный в связи с образованием земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером 26:03:000000:161, расположенного: Ставропольский край, Апанасенковский район, принял решение N 26/301/11-64684 о проведении государственного кадастрового учета земельного участка в кадастровом квартале 26:03:000000 (с присвоением кадастрового номера 26:03:000000:404), площадью 464 139 кв. м, расположенного по адресу Ставропольский край, Апанасенковский район, ориентир - автодорога Астрахань-Невинномысск, расположен в границах участка, разрешенное использование: для автомобильной дороги Астрахань-Невинномысск, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением администрации Апанасенковского муниципального района от 02.07.2013 N 458-п (далее - постановление от 02.07.2013 N 458-п) земельный участок площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404 предоставлен ФКУ Упрдор "Кавказ" в постоянное (бессрочное) пользование.
22 июля 2013 года на основании постановления от 02.07.2013 N 458-п управление Росреестра осуществило государственную регистрацию права постоянного бессрочного пользования ФКУ Упрдор "Кавказ" на земельный участок площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 26-26-04/001/2013-811 (свидетельство 26 - АИ 397230).
22 декабря 2013 года управление Росреестра на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществило государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 26-26-04/003/2013-525 (свидетельство 26 - АИ 437966).
Также из материалов дела следует, что в ответ на запрос от 15.07.2013 N 07327/2,16/13@ управление Росреестра в письме от 15.07.2013 N 04/002/2013-596 информировало филиал ФГБУ ФКП Росреестра об отсутствии по состоянию на 15.07.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о зарегистрированных правах на земельный участок площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404. Дополнительно управление Росрестра в письме от 15.07.2013 N 04/002/2013-596 сообщило в орган кадастрового учета, что 04.07.2013 на регистрацию права постоянного бессрочного пользования приняты документы (книга учета входящих документов N 26-2604/001/2013-811).
Решением филиала ФГБУ ФКП Росреестра от 16.07.2013 N 26/301/13-96175 из ГКН аннулированы сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:03:0000000:404. Решение мотивировано тем, что данный земельный участок имеет временный статус, истек двухлетний срок со дня постановки участка на государственный кадастровый учет, однако государственная регистрация права (обременения) не осуществлена.
На обращение учреждения от 20.05.2016 N 18/1855 о восстановлении в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:03:0000000:404 орган кадастрового учета в письме от 31.05.2016 N 08668/2.12/16 сообщил, что участок снят с кадастрового учета согласно части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ в редакции, действующей до 01.10.2013, и его восстановление в ГКН не представляется возможным.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 1, частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе. Государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. В перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведенный в статье 22 Закона N 221-ФЗ входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Из пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса следует, что земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении. Частью 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено снятие с кадастрового учета земельного участка в случае его преобразования, а частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент аннулирования сведений) закреплялось, что сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет образованных земельных участков, носят временный характер за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо аннулируются (исключаются) из государственного кадастра недвижимости, если по истечении двух лет со дня постановки на такой учет не осуществлена государственная регистрация прав на эти участки. Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" двухгодичный срок заменен пятилетним. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.04.2014 N 957-О отметил, что положения части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ предусматривают временный характер кадастровых сведений в отношении вновь образованных объектов недвижимого имущества и необходимость государственной регистрации прав на них в целях придания этим сведениям постоянного характера, что соответствует правовому режиму данных объектов, включение которых в гражданский оборот, по общему правилу, невозможно без государственной регистрации прав. Подобное правовое регулирование, учитывающее специфику гражданского оборота недвижимого имущества, также обеспечивает единство сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носящих публичный и взаимосвязанный характер.
В спорном случае судом учтено, что осуществление ГКУ земельного участка полосы отвода федеральной автомобильной дороги А-154 Астрахань-Элиста-Ставрополь от 436+000 - км 461+000 протяженностью 45 км на территории Апанасенковского района Ставропольского края, общей площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404 имело место в связи с его образованием из состава единого землепользования (кадастровый номер 26:03:000000:161). Автомобильная дорога А 154 Астрахань-Элиста-Ставрополь включена в Перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования и закреплена на праве оперативного управления за Управлением ордена "Знак Почета" Северо-Кавказских автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России. В этом случае земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог федерального значения в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ относятся к федеральной собственности.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, относятся к федеральной собственности.
Частью 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.
Кроме того, в пункте 10 статьи 3 Вводного закона (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) закреплено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 раздела IV постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" автомобильные дороги общего пользования отнесены к объектам федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на образованный земельный участок полосы отвода автомобильной дороги федерального значения площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404 следует считать возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и сведения о нем, внесенные филиалом ФГБУ ФКП Росреестра в ГКН при постановке земельного участка на учет 14.07.2011, не могли носить временный характер.
С учетом изложенного, решение филиала ФГБУ ФКП Росреестра от 16.07.2013 N 26/301/13-96175, согласно которому в ГКН аннулированы сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:03:0000000:404 по причине их временного характера и истечения двухлетнего срока осуществления государственной регистрации права (обременения) не соответствует Закону N 221-ФЗ, нарушает права и законные интересы учреждения.
В определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми он пропущен.
При рассмотрении вопроса об уважительности причин пропуска срока, судом правомерно принято во внимание, что по результатам проведенной инвентаризации учреждение принимало меры, направленные на досудебное урегулирование спорных правоотношений обратившись в филиал ФГБУ ФКП Росреестра с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого органом кадастрового учета подготовлен отказ от 31.05.2016 N 08668/2.12/16. Также судом учтено, что 22.12.2013, т.е. спустя более пяти месяцев после принятия филиалом ФГБУ ФКП Росреестра решения N 26/301/13-96175 управление Росреестра осуществило государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 464 261 кв. м, с кадастровым номером 26:03:000000:404, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 26-26-04/003/2013-525. В этом случае отсутствовала правовая определенность по вопросу о действительности сведений в отношении кадастрового учета спорного земельного участка.
Аннулирование сведений о данном участке не только нарушает субъективное право заявителя в имущественной сфере, но и препятствует осуществлению им гражданских прав. Отсутствие в ГКН сведений об объекте недвижимого имущества (о местоположении, площади и границах земельного участка) затрудняет (делает невозможным) надлежащее исполнение учреждением в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ целей и задач, определенных в Уставе ФКУ Упрдор "Кавказ", утвержденном приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 N 801.
В сложившихся обстоятельствах надлежащим способом обеспечить защиту нарушенных прав (интересов) учреждения является восстановление в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:03:0000000:404. Внесение в ГКН первоначальных сведений о принадлежащем учреждению на праве бессрочного пользования земельном участке восстанавливает действительное положение вещей (устраняет имевшее место ранее нарушение прав заявителя).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю) и его территориальными органами. Таким образом, с 01.01.2017 филиал ФГБУ ФКП Росреестра не осуществляет действия регистрирующего органа и не обладает соответствующими полномочиями в сфере кадастрового учета объектов недвижимости на территории Ставропольского края, в том числе по внесению, исключению (снятию с кадастрового учета) сведений из ГКН. В этом случае суд считает необходимым возложить на управление Росреестра обязанность по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, объединивший в настоящее время сведения, которые содержались в кадастре недвижимости и ЕГРП.
Также согласно разъяснения в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановления пленумов N 10/22) зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
В постановлении от 19.02.2013 N 12925/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовой подход, согласно которому в споре с органом, осуществляющим публичные полномочия, не подлежит защите вещное право на имущество, однако это не означает, что даже при наличии такого спора в ситуации, когда действия такого органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия не могут быть оспорены. Напротив заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве не должно привести к нарушению прав на имущество.
Признавая незаконным решение филиал ФГБУ ФКП Росреестра от 16.07.2013 N 26/301/13-96175, согласно которому в ГКН аннулированы сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:03:0000000:404 и понуждая управление Росреестра внести в отношении данного земельного участка соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости суд не разрешает в данном случае спор между учреждением и правообладателями земельных участков с кадастровым номером 26:03:000000:2630 (поставлен на ГКУ 02.09.2015, сведения о правах зарегистрированы за ГУ Апанасенковское районное управление обводнительно-оросительных систем), с кадастровым номером 26:03:000000:22 (поставлен на ГКУ 09.07.2004, имеются актуальные сведения о зарегистрированном праве аренды за гр. Лиманским И.Н. и ООО "Агро-Ресурс"). Настоящее судебное решение, с учетом данных в пункте 52 постановления пленумов N 10/22 разъяснений, не может служить основанием для аннулирования в ГКН и изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о вышеуказанных земельных участках.
Требование учреждения о признании незаконным выраженного в письме от 31.05.2016 N 08668/2.12/16 отказа органа кадастрового учета в восстановлении в ГКН аннулированных сведений правомерно оставлено без удовлетворения, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность восстановления аннулированных сведений по заявлению заинтересованного лица. В этом случае оспариваемый отказ являлся правомерным, не нарушал прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2017 по делу N А63-14939/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
Е.В.ЖУКОВ
Е.Г.СОМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)