Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-13919/2016

Требование: О признании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей, как лицу, имеющему ребенка-инвалида, земельного участка в аренду без проведения торгов, приложив необходимые документы, однако в согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. по делу N 33-13919/2016


Судья Гуркин С.Н.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2016 года апелляционную жалобу К. на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 30 марта 2016 года по делу по административному исковому заявлению К. <данные изъяты> к администрации города Ивантеевки Московской области о признании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, обязании устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

установила:

К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ивантеевки Московской области о признании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца.
В обоснование требований указала, что обратилась в администрацию города Ивантеевки с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей как лицу, имеющему ребенка-инвалида, земельного участка площадью 1500 кв. м для индивидуального жилищного строительства по адресу: <данные изъяты>, в аренду без проведения торгов, приложив необходимые документы, однако в согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка было отказано.
По утверждению К., данный отказ является незаконным, нарушает ее права и охраняемые законом интересы.
В судебном заседании К. и ее представитель заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика - администрации города Ивантеевки против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменного отзыва (л.д. 29 - 30).
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 30 марта 2016 года в удовлетворении требований К. отказано.
В апелляционной жалобе К. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлялись в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что К. и Г.А. являются родителями Г.И., <данные изъяты> года рождения. Справкой от 25.12.2015, выданной Бюро МСЭ N 74 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве", подтверждается, что Г.И. установлена инвалидность на срок до 05.08.2026, категория "ребенок-инвалид".
24.11.2015 К., ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обратилась в администрацию города Ивантеевки Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в аренду в порядке пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ без проведения торгов земельного участка под ИЖС, а также об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (схема прилагалась).
Администрация города Ивантеевки Московской области письмом от 21.12.2015 сообщила К. об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1500 кв. м с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <...> и в утверждении схемы расположения этого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что К. не состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в то время как первоочередное предоставление земельных участков предусмотрено семьям, имеющим в своем составе инвалидов, и нуждающихся в улучшении жилищных условий; кроме того, испрашиваемый земельный участок в соответствии с проектом Генерального плана городского округа Ивантеевка Московской области входит в зону охраняемого природного ландшафта, а также в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия - Церкви Георгия (1737); использование земельного участка предусмотрено для строительства нового комплекса зданий церковного притча.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 16 указанной выше статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка, К. ссылалась на положения статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и наличие у нее ребенка-инвалида.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, согласно которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке; инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Исходя из системного анализа приведенных нормоположений, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения ЛПХ предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, для ИЖС и ведения ЛПХ является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципам справедливости и соразмерности предоставления льгот субъектам правоотношений.
Из материалов дела усматривается, что, обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для ИЖС, К. не представила документ, подтверждающий ее нуждаемость в жилом помещении. Не представлен такой документ и суду (как первой, так и апелляционной инстанции).
Кроме того, в соответствии со статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства относится сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу указанных выше правовых норм, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, публичности и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В настоящее время на стадии получения необходимых согласований и утверждения находится Генеральный план городского округа Ивантеевка и проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения - Церкви Георгия (1737), в границы которых (зон) подпадает испрашиваемый К. участок, который, к тому же, в качестве самостоятельного объекта гражданских правоотношений использоваться не может, - к нему отсутствует проход и проезд. В этой связи на сегодняшний день предоставление для ведения ИЖС испрашиваемого административным истцом земельного участка кому-либо не отвечает закрепленным в статье 1 ЗК РФ принципам земельного законодательства.
Следовательно, отказ администрации города Ивантеевки в предварительном согласовании предоставления К. в аренду земельного участка площадью 1500 кв. м с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и в утверждении схемы расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории не противоречит положениям действующего земельного, градостроительного и социального законодательства, соответствует полномочиям указанного органа.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении требований К.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иное, нежели у суда, толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ивантеевского городского суда Московской области от 30 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)