Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый отделением ПФ РФ участок пересекается со смежным земельным участком и попадает в охранную зону, установленную вокруг наружного ограждения следственного изолятора.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Преснецовой Т.Г. и Сергеевой И.В., при участии от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области Сокол Д.И. (доверенность от 10.06.2015), от администрации города Твери Ивановой Е.А. (доверенность от 23.09.2015), рассмотрев 23.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.01.2017 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-17340/2015,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, корп. 1, ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), от 09.10.2015 N 01/7493-и об отказе в предварительном согласовании предоставления части (770 кв. м) земельного участка площадью 3121 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:548, местоположение которого установлено примерно в 15 м по направлению на северо-запад относительно ориентира - жилого дома N 5, расположенного за пределами участка на пл. Гагарина в г. Твери.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры и строительства Администрации, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788 (далее - Департамент).
Решением от 03.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2016, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2016 решение от 03.06.2016 и постановление апелляционного суда от 17.08.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 23.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.05.2017, признано недействительным решение Администрации от 09.10.2015 N 01/7493-и, на Администрацию возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Отделения о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает Отделение, суды возложили на Администрацию установленную пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязанность, тем самым не устранив допущенные ответчиком нарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Отделения поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Администрации - в отзыве на нее, пояснив, что в настоящее время заявление Отделения о предварительном согласовании предоставления участка рассмотрено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании собственного распоряжения от 28.06.2011 N 1087а "О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование" Комитет по управлению имуществом Тверской области (ссудодатель) и Отделение (ссудополучатель) 28.06.2011 заключили сроком до 28.05.2012 договоры N 10-з/11БСП, 11-з/11БСП безвозмездного срочного пользования земельным участком площадью 2217 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:546, местоположение которого установлено относительно ориентира - дома N 25, расположенного в границах участка по ул. Вагжанова в г. Твери, под проектирование административного здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе и частью (189 кв. м) земельного участка площадью 1838 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:547, находящегося примерно в 25 м по направлению на запад от расположенного за пределами участка ориентира - жилого дома N 5 на пл. Гагарина в г. Твери, на период проектирования указанного здания.
Решением Тверской городской Думы от 29.01.2014 N 15 в Правила изменены в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200005:546 и 69:40:0200005:547, ранее находившихся в зоне открытых пространств (Р-1), к центральной общественно-деловой зоне (К-1).
В письме от 05.02.2014 N 01/577-и Администрация в ответ на обращение Отделения о рассмотрении схемы расположения части земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548 на кадастровом плане территории указала, что земельный участок, предполагаемый к формированию для размещения пандуса проектируемого здания, трансформаторной подстанции (далее - ТП), подземных резервуаров воды и открытой автопарковки на 24 машино-места, попадает в охранную зону, установленную по согласованию с Администрацией вокруг наружного ограждения следственного изолятора N 1 (далее - СИЗО-1), в связи с чем предложила Отделению обратиться в Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тверской области (далее - УФСИН России) для урегулирования вопроса о возможном проведении земляных, строительных и изыскательских работ на данном участке.
Полученное от УФСИН России согласование строительства здания по указанному адресу Отделение 13.08.2014 направило в адрес Администрации.
Отделение 02.09.2015 обратилось к Администрации с заявлением N 06-09/5525 о предварительном согласовании предоставления части (770 кв. м) земельного участка площадью 3121 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:548 для дальнейшего предоставления в постоянное бессрочное пользование в соответствии со статьей 39.10 ЗК РФ и размещения на нем ТП, противопожарных резервуаров для воды, части пандуса и открытой парковки для легковых автомобилей.
В письме от 09.10.2015 N 01/7493-и Администрация, указав на нахождение в соответствии с Правилами образуемого земельного участка в территориальной зоне Р-1 (зоне открытых пространств), на которой исходя из установленных для нее видов разрешенного использования не предусмотрено размещение указанных объектов, и пересечение границы испрашиваемого земельного участка с границей участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33, со ссылкой на подпункт 3 пункта 8 статьи 39.15 и подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ сообщила об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении участка Отделению.
Считая отказ Администрации противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим его право на предоставление земельного участка, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в дело доказательства и учтя указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 30.11.2016, признали незаконным оспариваемый отказ и обязали Администрацию рассмотреть заявление Отделения о предварительном согласовании предоставления участка, поскольку ответчик не устанавливал, возможно ли принятие решения, соответствующего требованиям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.9 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) на срок до одного года.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 39.14 ЗК РФ после подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участок без торгов предусматривает подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии указанных в этой норме оснований.
Поскольку указанная в кадастровом паспорте от 16.09.2015 N 02-69/15-1-369856 информация о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548, образованного и поставленного на кадастровый учет 06.07.2007, с границей земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33, являвшаяся достаточным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, при рассмотрении настоящего дела не подтвердилась, суды правомерно обязали Администрацию повторно рассмотреть заявление Отделения.
Ссылку подателя жалобы на нарушение судами пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ нельзя признать обоснованной, поскольку суды указали, каким образом необходимо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, а Отделение иных требований не заявляло, в том числе и при новом рассмотрении дела.
С учетом того, что суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, а также правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.01.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 по делу N А66-17340/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2017 N Ф07-8871/2017 ПО ДЕЛУ N А66-17340/2015
Требование: О признании недействительным решения администрации города об отказе в предварительном согласовании предоставления части земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый отделением ПФ РФ участок пересекается со смежным земельным участком и попадает в охранную зону, установленную вокруг наружного ограждения следственного изолятора.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А66-17340/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Преснецовой Т.Г. и Сергеевой И.В., при участии от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области Сокол Д.И. (доверенность от 10.06.2015), от администрации города Твери Ивановой Е.А. (доверенность от 23.09.2015), рассмотрев 23.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.01.2017 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-17340/2015,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, корп. 1, ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), от 09.10.2015 N 01/7493-и об отказе в предварительном согласовании предоставления части (770 кв. м) земельного участка площадью 3121 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:548, местоположение которого установлено примерно в 15 м по направлению на северо-запад относительно ориентира - жилого дома N 5, расположенного за пределами участка на пл. Гагарина в г. Твери.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры и строительства Администрации, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788 (далее - Департамент).
Решением от 03.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2016, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2016 решение от 03.06.2016 и постановление апелляционного суда от 17.08.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 23.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.05.2017, признано недействительным решение Администрации от 09.10.2015 N 01/7493-и, на Администрацию возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Отделения о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает Отделение, суды возложили на Администрацию установленную пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязанность, тем самым не устранив допущенные ответчиком нарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Отделения поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Администрации - в отзыве на нее, пояснив, что в настоящее время заявление Отделения о предварительном согласовании предоставления участка рассмотрено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании собственного распоряжения от 28.06.2011 N 1087а "О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование" Комитет по управлению имуществом Тверской области (ссудодатель) и Отделение (ссудополучатель) 28.06.2011 заключили сроком до 28.05.2012 договоры N 10-з/11БСП, 11-з/11БСП безвозмездного срочного пользования земельным участком площадью 2217 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:546, местоположение которого установлено относительно ориентира - дома N 25, расположенного в границах участка по ул. Вагжанова в г. Твери, под проектирование административного здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе и частью (189 кв. м) земельного участка площадью 1838 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:547, находящегося примерно в 25 м по направлению на запад от расположенного за пределами участка ориентира - жилого дома N 5 на пл. Гагарина в г. Твери, на период проектирования указанного здания.
Решением Тверской городской Думы от 29.01.2014 N 15 в Правила изменены в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200005:546 и 69:40:0200005:547, ранее находившихся в зоне открытых пространств (Р-1), к центральной общественно-деловой зоне (К-1).
В письме от 05.02.2014 N 01/577-и Администрация в ответ на обращение Отделения о рассмотрении схемы расположения части земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548 на кадастровом плане территории указала, что земельный участок, предполагаемый к формированию для размещения пандуса проектируемого здания, трансформаторной подстанции (далее - ТП), подземных резервуаров воды и открытой автопарковки на 24 машино-места, попадает в охранную зону, установленную по согласованию с Администрацией вокруг наружного ограждения следственного изолятора N 1 (далее - СИЗО-1), в связи с чем предложила Отделению обратиться в Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тверской области (далее - УФСИН России) для урегулирования вопроса о возможном проведении земляных, строительных и изыскательских работ на данном участке.
Полученное от УФСИН России согласование строительства здания по указанному адресу Отделение 13.08.2014 направило в адрес Администрации.
Отделение 02.09.2015 обратилось к Администрации с заявлением N 06-09/5525 о предварительном согласовании предоставления части (770 кв. м) земельного участка площадью 3121 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:548 для дальнейшего предоставления в постоянное бессрочное пользование в соответствии со статьей 39.10 ЗК РФ и размещения на нем ТП, противопожарных резервуаров для воды, части пандуса и открытой парковки для легковых автомобилей.
В письме от 09.10.2015 N 01/7493-и Администрация, указав на нахождение в соответствии с Правилами образуемого земельного участка в территориальной зоне Р-1 (зоне открытых пространств), на которой исходя из установленных для нее видов разрешенного использования не предусмотрено размещение указанных объектов, и пересечение границы испрашиваемого земельного участка с границей участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33, со ссылкой на подпункт 3 пункта 8 статьи 39.15 и подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ сообщила об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении участка Отделению.
Считая отказ Администрации противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим его право на предоставление земельного участка, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в дело доказательства и учтя указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 30.11.2016, признали незаконным оспариваемый отказ и обязали Администрацию рассмотреть заявление Отделения о предварительном согласовании предоставления участка, поскольку ответчик не устанавливал, возможно ли принятие решения, соответствующего требованиям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.9 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) на срок до одного года.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 39.14 ЗК РФ после подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участок без торгов предусматривает подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии указанных в этой норме оснований.
Поскольку указанная в кадастровом паспорте от 16.09.2015 N 02-69/15-1-369856 информация о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548, образованного и поставленного на кадастровый учет 06.07.2007, с границей земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33, являвшаяся достаточным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, при рассмотрении настоящего дела не подтвердилась, суды правомерно обязали Администрацию повторно рассмотреть заявление Отделения.
Ссылку подателя жалобы на нарушение судами пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ нельзя признать обоснованной, поскольку суды указали, каким образом необходимо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, а Отделение иных требований не заявляло, в том числе и при новом рассмотрении дела.
С учетом того, что суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, а также правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.01.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 по делу N А66-17340/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА
И.В.СЕРГЕЕВА
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)