Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2016 N Ф09-9056/16 ПО ДЕЛУ N А60-51082/2015

Требование: О разделе земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: На спорном участке, находящемся в федеральной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу (на праве хозяйственного ведения) и ответчику (на праве собственности), участок передан ответчику на основании договора аренды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. N Ф09-9056/16

Дело N А60-51082/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Тороповой М.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "УРАЛ" (далее - ФГУП "УРАЛ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2016 по делу N А60-51082/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ФГУП "УРАЛ" - Саттаров А.Ф. (доверенность от 13.07.2016).

ФГУП "Урал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Уральская торговая компания "ЮМАКС" (далее - общество УТК "ЮМАКС") о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5 на два земельных участка в соответствии с приведенными координатами характерных точек границ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2016 (судья Италмасова И.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 (судьи Семенов В.В., Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУП "УРАЛ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Заявитель полагает, что вывод судов о том, что в результате раздела не будет обеспечен доступ к земельному участку 66:41:0703008:5:ЗУ1 опровергается представленной в материалы дела пояснительной запиской кадастрового инженера, согласно которой доступ к соответствующему земельному участку возможен путем установления сервитута. Приведенная в обоснование данного довода пояснительная записка кадастрового инженера, указывает заявитель, Территориальному управлению Росимущества не представлялась, но она соответствует положениям приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков". По мнению заявителя, опровержение содержания представленных в материалы дела документов о разделе земельного участка, в том числе схемы раздела и пояснительной записки о возможности обеспечения доступа к вновь образуемому земельному участку возможно лишь посредством проведения судебной экспертизы в порядке ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; указанная экспертиза не проводилась. Заявитель считает, что предложенный вариант раздела не противоречит требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предъявляемым к образуемым и измененным земельным участкам. Заявитель отмечает, что положение п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает при образовании земельных участков наличия согласия собственника.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что ФГУП "УРАЛ" на праве хозяйственного ведения принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, д. 9:
- - здание склада с административно-бытовым корпусом, общей площадью 1532, кв. м, Литер В, В1 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 044564);
- - открытый прирельсовый склад, площадь застройки 523,4 кв. м, Литер Е (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 046343);
- - склад, общей площадью 455,6 кв. м, Литер Б (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 046433);
- - помещение (литер Д), общей площадью 521,1 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 044289).
Право собственности на указанные объекты принадлежит Российской Федерации.
Все указанные объекты являются отдельно стоящими зданиями, за исключением помещения (литер Д), которое является помещением в здании, расположены на земельном участке с кадастровым 66:41:0703008:5, общей площадью 6504 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада (литер Б), здание административно-бытового корпуса с гаражом и складом (литер В) и сооружение открытого прирельсового склада (литер Е), расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 9, право собственности на который принадлежит Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ 575391).
Также на данном земельном участке расположено нежилое помещение 1 этажа N 1, общей площадью 283,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 9, принадлежащее на праве собственности обществу УТК "Юмакс" (свидетельство о государственной регистрации 66 АБ 460515).
Указанное помещение расположено в здании литер Д, где также находится помещение, принадлежащее ФГУП "Урал" на праве хозяйственного ведения, площадью 521,1 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0703008:5 передан в аренду обществу УТК "ЮМАКС" с множественностью лиц на стороне арендатора на основании договора аренды земельного участка от 25.03.2015, заключенного между Территориальным управлением Росимущества и обществом УТК "ЮМАКС".
Между ФГУП "УРАЛ" и обществом с ограниченной ответственностью "Городской Земельный Кадастр" (исполнитель) 26.05.2015 был заключен договор N М-24/15/81-У, согласно которого исполнитель обязался выполнить кадастровые работы по формированию схемы раздела границ земельного участка на кадастровом плане территории, по формированию межевого плана путем раздела земельного участка, а также постановку на государственный кадастровый учет образованных земельных участков, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 9.
В рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору обществом "Городской Земельный Кадастр" выполнена схема расположения земельных участков на кадастровой карте территории: земельного участка под отдельно стоящими зданиями, находящимися в федеральной собственности (литер Б; литер Е; литер В, В1) и земельного участка под зданием литер Д, помещения которого принадлежат на праве собственности обществе УТК "Юмакс" и Российской Федерации. Также составлена пояснительная записка о возможности формирования сервитута.
Согласно информации Росреестра в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5 выполнены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет. Местоположение границ указанного земельного участка определено с учетом компактного размещения и совмещено с уже существующими границами смежных земельных участков, с искусственными рубежами (забором, дорогой).
Рассмотрев обращение общества "Городской Земельный Кадастр" от 22.06.2015, Территориальное управление Росимущества сообщило, что по правилам п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки. Во избежание нарушения прав арендатора обществом "Городской Земельный Кадастр" необходимо получить его письменное согласие. В связи с отсутствием в пакете документов письменного согласия общества УТК "ЮМАКС" на раздел арендуемого им земельного участка, Территориальное управление Росимущества отказало обществу "Городской Земельный Кадастр" в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Дополнительно уполномоченный орган сообщил, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5 необходимо предусмотреть подъезды, подходы к каждому вновь образуемому земельному участку.
Обращаясь в суд, истец просил разделить земельный участок с кадастровым номером 66:41:0703008:5, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 9 на два земельных участка площадью 1190 кв. м и 5314 кв. м, согласно представленной ФГУП "Урал" схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.













































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)