Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.11.2017 N Ф09-6524/17 ПО ДЕЛУ N А60-16144/2016

Требование: О признании недействительным договора аренды земельных участков, применении последствий недействительности.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Указано на неправомерность передачи органом местного самоуправления в аренду участков из земель лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. N Ф09-6524/17

Дело N А60-16144/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Мелкозерова Михаила Хабиновича на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.04.2017 по делу N А60-16144/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент), Территориальное управление Росимущества в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) обратились в арбитражный суд с первоначальным иском к Управлению имущественных отношений и неналоговых доходов администрации муниципального образования Алапаевское (далее - Администрация), Главе Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозерову Михаилу Хабиновичу (далее - Глава КФХ Мелкозеров М.Х., Мелкозеров М.Х.) о признании недействительным договора аренды земельных участков от 14.09.2015 N 109, заключенного между Администрацией и Главой Крестьянского фермерского хозяйства Толмачевым Андреем Леонидовичем (далее - глава КФХ Толмачев А.Л., Толмачев А.Л.), в части предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 и о применении последствия недействительности договора в виде возврата земельных участков; об исключении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 из государственного кадастра недвижимости (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Мелкозеров М.Х. обратился в арбитражный суд с встречным иском, в котором он просит: признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на участок площадью 105705 га (1057050000 кв. м) с кадастровым номером 66:01:0000000:314 в части земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496, площадью 5 221 681 кв. м, расположенных в кварталах 4 - 6 урочища ПСХК "Толмачевский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, исключив их из состава единого землепользования участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314, декларированной площадью 105705 га, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Алапаевское муниципальное образование ТУ СО "Алапаевское лесничество", обязать Департамент исключить из государственного лесного реестра и внести соответствующие записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484,66:01:0000000:2496, площадью 5221681 кв. м, расположенных в кварталах 4 - 6 урочища ПСХК "Толмачевский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Толмачев А.Л., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Управление Росимущества, Управление имущественных отношений и неналоговых доходов администрации муниципального образования Алапаевское.
Решением суда от 26.04.2017 (судья Парамонова В.В.) исковые требования Департамента и Управления Росимущества удовлетворены частично. Признан недействительным договор аренды земельных участков от 14.09.2015 N 109, заключенный между Администрацией и Главой КФХ Мелкозеровым М.Х., в части предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496, накладывающихся на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314. В применении последствий недействительности договора отказано. В решении указано, что настоящее решение по данному делу является основанием для исключения сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484,66:01:0000000:2496 из государственного кадастра недвижимости. В удовлетворении встречного иска Мелкозерова М.Х. отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 (судьи Жукова Т.М., Макаров Т.В., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Глава КФХ Мелкозеров М.Х. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение ими норм материального права.
Заявитель жалобы считает противоречащим ранее действующему законодательству отнесение судами всех колхозных лесов к государственному лесному фонду, в том числе леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения. Сославшись на положения ст. 55 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, ст. 5 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, согласно которым использование земельных участков, предоставленных совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям осуществлялось для ведения сельского хозяйства, ответчик указал, что все земли в границах землепользования сельскохозяйственных предприятий, предоставленные им на праве бессрочного пользования, относились к категории земель сельскохозяйственного назначения, отметив, что спорные земли были предоставлены производственному сельскохозяйственному кооперативу "Толмачевский" (далее - ПСХК "Толмачевский") с указанием "для сельскохозяйственного назначения" и не могли относиться к государственному лесному фонду. По мнению Мелкозерова М.Х., в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в соответствии с требованиями ст. 116 Лесного кодекса РСФСР территория, из которой образован спорный земельный участок, или ее часть в период действия названного Закона находилась на учете государственного лесного кадастра, а также принятия уполномоченным государственным органом решения о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда. Кроме того, ссылаясь на положения п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"), заявитель полагает, что, поскольку договор аренды на спорный участок был заключен с ответчиком до 01.01.2016., и по данным ЕГРН, кадастра недвижимости, категория земель данного участка была определена как земли сельскохозяйственного назначении, спорный участок в полном объеме подлежал отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, что исключало признание договора недействительным. Также заявитель жалобы считает, что, поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, является ранее учтенным, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, невозможно сделать вывод о наложении части указанного земельного участка на спорные земельные участки. Согласно доводам заявителя, судами при рассмотрении дела не устанавливался момент, с которого спорный земельный участок (его часть) стал входить в границы лесного фонда, проигнорированы землеустроительные документы, подтверждающие использование ПСХК "Толмачевский" земельного участка для сельскохозяйственного использования, включающего лесные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые носили защитную функцию. Кроме того, по мнению заявителя, у судов отсутствовали основания для признания недействительным договора аренды от 14.09.2015 N 109 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496, так как их границы только частично налагаются на земли лесного фонда (п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По мнению Мелкозерова М.Х., суды необоснованно указали, что решение по настоящему делу является основанием для исключения сведений о спорных земельных участках из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), поскольку данное требование было заявлено истцами в порядке применения последствий недействительности сделки, в удовлетворении которого судами было отказано, а в качестве самостоятельных требований исключение из ГКН сведений о спорных земельных участках истцами заявлено не было. Заявитель жалобы также указал, что Администрация по вышеназванному требованию не может является ответчиком.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок площадью 105 705 га (1 057 050 000 кв. м) с кадастровым номером 66:01:0000000:314 с местоположением: Свердловская область, Алапаевское муниципальное образование, ГУ СО "Алапаевское лесничество" (свидетельство о государственной регистрации права от 21.11.2008).
Согласно кадастровому паспорту от 09.02.2015 N 66/301/15-83550 лесной участок относится к землям лесного фонда, имеет статус ранее учтенного, кадастровый номер 66:01:0000000:314 внесен в ГКН 21.11.2008.
Лесной участок учтен в государственном лесном реестре, номер учетной записи 69-2008-09, к выписке N 74-вн от 23.12.2015 приложена карта-схема расположения и границы лесного участка.
В состав данного участка входят кварталы 4 - 6 урочища ПСХК "Толмачевский" Западного участкового лесничества Алапаевского лесничества.
Между Администрацией муниципального образования Алапаевское в лице Комитета по управлению имуществом и Толмачевым А.Л. был заключен договор аренды земельных участков от 14.09.2015 N 109, по условиям которого в аренду предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 66:01:3901002:477, 66:01:0000000:2496, 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:478, 66:01:3901002:479, 66:01:3901002:480, 66:01:3901002:481, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484 с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования", который зарегистрирован в ЕГРП 05.10.2015.
В дальнейшем 15.01.2016 права и обязанности по договору аренды земельных участков от 14.09.2015 N 109 были переданы Толмачевым А.Л. Мелкозерову М.Х. по договору переуступки права аренды земельного участка.
При сопоставлении сведений государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости Департаментом установлено, что ряд арендуемых земельных участков, расположен на землях лесного фонда, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901008:474 расположен в квартале 6 (выделы 1 - 6) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901002:482 расположен в квартале 4 (выделы 24 и 26) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901002:483 расположен в квартале 4 (выделы 13 - 20, 22) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66J01:0000000:2496 расположен в квартале 5 (выделы 1 - 19) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901002:484 расположен в квартале 4 (выделы 1 - 6) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901002:477 расположен в квартале 4 (выделы 9 - 11, 21) урочища ПСХК "Толмачевский".
Считая, что по договору аренды земельных участков от 14.09.2015 N 109 Администрацией переданы в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496, относящиеся к землям лесного фонда и находящиеся в федеральной собственности, Департамент и Управление Росимущества в порядке реализации полномочий по распоряжению лесными участками от имени Российской Федерации обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя требования по первоначальному иску и отказывая в удовлетворении встречного иска, суды исходили из следующего.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, выписку от 23.12.2015 N 74-вн из государственного лесного реестра, карту-схему расположения и границ лесного участка, заключение эксперта от 01.03.2017, схемы расположения земельных участков, кадастровые выписки о земельных участках, перспективный план, заключение кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Городской Земельный Кадастр", свидетельство о государственной регистрации права от 21.11.2008, суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:390 1002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 находятся на землях государственного лесного фонда, а именно, налагаются на лесной участок площадью 105 705 га (1 057 050 000 кв. м) с кадастровым номером 66:01:0000000:314, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Как установлено судами, согласно свидетельству о праве на землю N 195512 от 02.10.1995 СПХК "Толмачевский" переданы в собственность земли площадью 2683 га; земли площадью 1097 га находились у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое было прекращено на основании постановления Администрации 14.11.2014 N 1091 в связи с ликвидацией ПСХК "Толмачевский" 18.07.2008; ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:140 поставлен на учет 21.06.2005 и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Судами также установлено, что урочище ПСХК "Толмачевский" ранее предоставлялось в пользование сельскохозяйственным организациям для ведения лесного хозяйства и относилось к так называемым "колхозным лесам".
Согласно ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), ст. 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, ст. 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, ч. 1, 2 ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования.
Судами установлено, что Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в качестве документа, подтверждающего право на лесной участок, представлено свидетельство от 21.11.2008, в котором в качестве основания возникновения права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 указана ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Как установлено судами, на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок был представлен план участка, что свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре.
Лесной участок учтен в государственном лесном реестре, номер учетной записи 69-2008-09, к выписке N 74-вн от 23.12.2015 приложена карта-схема расположения и границы лесного участка.
Кроме того, о том, что лесной участок является ранее учтенным, свидетельствуют также сведения, полученные из ЕГРП в виде выписки в режиме online.
Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями ст. 118, 119 Лесного кодекса РСФСР (1978 год) осуществлялось в результате действий по лесоустройству, по материалам которого составлялись и утверждались проекты, которые являлись основой для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования и служили исходными данными для перспективного и текущего планирования.
При рассмотрении исковых требований по первоначальному и встречному искам суды также учли следующие обстоятельства.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в материалы дела представлен перспективный план ведения лесного хозяйства Алапаевского межхозяйственного лесхоза ТОО предпринимательского объединения "Свердловскмежхозлес" 1995 - 1996 годов, в объяснительной записке (том 1) которого указано, что лесхоз организован в 1971 году на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.03.1968 г. N 144, решения Свердловского облисполкома от 15.09.1970 N 694.
Впервые лесоустройство проведено на территории колхозных лесов в 1965 году, в 1975 году лесоустроены леса совхозов и колхозов, входящих в состав лесхоза. Предыдущее лесоустройство проведено в 1985 году Свердловской экспедицией Поволжского государственного лесоустроительного предприятия. Лесоустройство, по материалам которого составлен план, проведено в 1995 году.
Лесхоз на момент лесоустройства разделен на 10 лесничеств, в том числе Толмачевское лесничество, в которое входит СХПК "Толмачевский".
Согласно свидетельству о праве на землю от 02.10.1995 N 195512, ПСХК предоставлено 3780 га, в т.ч. 2683 га в собственность и 1097 га в постоянное бессрочное пользование.
На основании вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что право на землю у СХПК "Толмачевский" возникло в результате реорганизации лесхоза, в состав которого и входил кооператив, что подтверждается проектом землеустройства (перераспределения земель) Алапаевского района Свердловской области УраНИИГипрозем.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе письмо Управления Росреестра по Свердловской области от 16.05.2016 N 26-31/12941, экспликацию земель, суды установили, что в отношении предоставленного в пользование участка площадью 1097 га приватизация не состоялась, поскольку разграничена и оставлена в государственной собственности комитетом по земельной реформе.
Как верно отмечено судами, нахождение в пользовании кооператива лесного участка не изменило принадлежность лесного участка к землям, находящимся в федеральной собственности.
Доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона N 172-ФЗ, материалы дела не содержат.
Наличие в государственном кадастре недвижимости записей об отнесении спорных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок, в границах которого они находятся, не относится к землям лесного фонда.
С учетом вышеизложенного, на основании приведенных норм суды правомерно отказали в удовлетворении встречного иска о признании права отсутствующим.
В целях определения точек пересечения земель лесного фонда с земельным участками, переданными в аренду, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 01.03.2017 земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314, является лесным участком (номер в лесном реестре 69-2008-09, условный номер лесного участка 65:201:01:0069), ранее учтенным объектом недвижимости (п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"); план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Как следует из ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Принимая во внимание отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка, эксперт в целях определения наличия наложения земельных участков с кадастровыми N 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 на участок лесного фонда с кадастровым номером 66:01:0000000:314, расположенный в кварталах 4 - 6 урочища ПСХК "Толмачевский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, совместил указанные границы с материалами лесоустройства, поскольку именно по материалам лесоустройства определяются границы лесных участков.
При определении местоположения характерных точек изображенных на карте (плане) картометрическим методом, величина средней квадратической погрешности принята экспертом равной 0.0005 м. в масштабе карты (плана), то есть, в рассматриваемом случае равна 5 метров (10 000 * 0.0005).
Схемы наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 на лесной участок представлены в приложениях к экспертному заключению с указанием координат, согласно которым спорные земельные участки накладываются на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 (в границах кварталов 4 - 6 урочища ПСХК "Толмачевский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества), координаты характерных точек границ пересечений представлены в таблицах.
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, является лесным участком.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Установив, что часть земельных участков, являющихся предметом оспариваемого договора аренды, находятся на территории земель лесного фонда, а именно, лесного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о распоряжении спорным имуществом неуполномоченным лицом и правомерно признали оспариваемый договор аренды недействительной (ничтожной) сделкой в части предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474,66:01:3901002:477,66:01:3901002:482,66:01:390 1002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496.
Отказывая в применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае Департамент стороной договора от 14.09.2015 N 109 не является; Комитет как орган местного самоуправления не является лицом, уполномоченным на управление землями государственного лесного фонда, вместе с возвратом земельных участков Комитету права Департамента как уполномоченного органа по управлению землями лесного фонда на территории Свердловской области восстановлены быть не могут.
Вместе с тем суд признал возможным с учетом заявленных исковых требований указать, что решение является основанием для исключения сведений из ГКН о спорных земельных участках, исходя из того, что в таком случае предметы договоров аренды лесного участка и земельного участка будут соответствовать открытой информации.
Довод ответчика о наличии признаков злоупотребления правом со стороны истцов отклонен судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Ссылка заявителя жалобы об отсутствии у судов оснований для исключения сведений из ГКН, поскольку в применении последствий недействительности сделки отказано, подлежит отклонению, так как исключение сведений из ГКН не является последствием недействительности сделки. Данное требование было заявлено и рассмотрено судом в качестве самостоятельного требования, а не в качестве последствия недействительности сделки. Доводы о том, что ответчиком по вышеназванному требованию не может быть Администрация, не основан на нормах права, поскольку указанное требование может быть предъявлено к лицу, считающему себя правообладателем спорных земельных участков, по заявлению которого осуществлялся их кадастровый учет, и в рассматриваемом случае не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном отнесении колхозных лесов к государственному лесному фонду основан на неправильном толковании вышеуказанных норм права и подлежит отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Довод заявителя о неправомерности признания договора аренды недействительным в отношении земельных участков, имеющих лишь частичное наложение на земли лесного фонда, не основан на установленных судами обстоятельствах, из которых возможности признания оспариваемого договора недействительным в отношении только части указанных заявителем участков не следует. Согласно ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Заявителем не оспаривается, что каждый из спорных земельных участков, предоставленных в аренду по спорному договору, находится (полностью либо в части) на территории земель лесного фонда и вышеуказанного лесного участка в частности. Предметом договора аренды земельного участка может быть только сформированный в установленном порядке и поставленный на кадастровый учет земельный участок. Таким образом, оснований для вывода о действительности договора в отношении какой-либо части земельного участка (объекта аренды), имеющего лишь частичное наложение на земли лесного фонда, у судов не имелось.
Ссылка заявителя жалобы на новую редакцию п. 3 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ является несостоятельной, так как спор рассматривался в соответствии с нормами права, действовавшими на момент принятия оспариваемых судебных актов и данная норма не могла быть им применена. Кроме того указанное правило не относится к случаям установления недостоверности данных кадастрового учета.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не опровергают правильности выводов судов, по существу выражают несогласие заявителя с произведенной судами оценкой доказательств и сделанными на их основании выводами судов о фактических обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.04.2017 по делу N А60-16144/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Мелкозерова Михаила Хабиновича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
И.А.КРАСНОБАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)