Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 01.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3037/2015

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2016 г. по делу N А26-3037/2015


Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Подкопаева А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лютко О.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия"
к администрации Костомукшского городского округа
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
третье лицо, - Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия", - Титовой Е.М. (доверенность от 20.02.2016),
ответчика, администрации Костомукшского городского округа, - не явился,
третьего лица, Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, - Беспаловой Ю.В. (доверенность от 16.02.2016),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к администрации Костомукшского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным решения от 25 декабря 2014 года, которым отказано в предоставлении в собственность земельного участка.
В отзыве на заявление администрация не согласна с заявленными требованиями. Указывает, что единственным учредителем общества является иностранное юридическое лицо, что является препятствием для приобретения спорного земельного участка в собственность. Кроме того, администрация указывает, что не вправе распоряжаться спорным земельным участком. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
В отзыве на заявление третье лицо, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, указывает, что в случае удовлетворения требований общества предоставление спорного земельного участка в собственность должно осуществляться администрацией, а не Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Представителями общества и третьего лица в судебном заседании заявлены ходатайства о приобщении к делу дополнительных документов. Ходатайства удовлетворены, документы приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица, кроме того, заявила ходатайство об отложении судебного заседания, и направления запроса в Управление Росреестра по Республике Карелия с целью установления собственника спорного земельного участка. Суд не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства и отложения судебного разбирательства. Представителем общества представлено для приобщения к делу письмо Управления Росреестра по Республике Карелия от 20 января 2016 года, из содержания которого следует, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 10:04:0026504:6, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, в кадастровом квартале К N 10:04:026504. Указанная запись свидетельствует о том, что земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности.
От администрации в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель общества в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенному в заявлении.
Представитель третьего лица дала пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на заявление.
Заслушав представителя общества, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что обществу с 12 февраля 2002 года принадлежит на праве собственности здание магазина "Такс-фри" на АПП "Люття" общей площадью 207,1 м2, расположенное по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, территория МАПП "Люття", что подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2014 серии 10-АБ N 627835.
18 февраля 2002 года между местной администрацией города Костомукша и обществом заключен договор аренды N 1, на основании которого обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 409 м2 с кадастровым номером 10:04:050101:003 для размещения принадлежащего обществу магазина беспошлинной торговли "Такс-Фри", складского помещения и автомобильной стоянки сроком до 01 февраля 2042 года.
Согласно кадастровому паспорту от 22 августа 2014 года N 1000/240/14-77802 земельный участок площадью 409 м2 с кадастровым номером 10:04:0026504:6 (предыдущий кадастровый номер 10:04:050101:003) отнесен к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", имеет разрешенное использование "для размещения магазина беспошлинной торговли"; весь земельный участок обременен правом аренды в пользу общества.
Судом установлено, что 3 сентября 2014 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026504:6, общей площадью 409 м2, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, кадастровый квартал N 10:04:026504.
Письмом от 25 декабря 2014 года администрация отказала обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026504:6 площадью 409 м2, со ссылкой на пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ, согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.
Суд считает, что оспариваемое решение администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным, и подлежит признанию недействительным, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Изъятия ограничительного характера установлены пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ, согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками утвержден Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. N 26. Согласно данному перечню, муниципальное образование "Костомукшский городской округ" входит в состав приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Таким образом, при решении вопроса вправе ли общество обладать на праве собственности земельным участком на территории Костомукшского городского округа, необходимо установить, является оно иностранным юридическим лицом или нет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" иностранное лицо - это физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.
Согласно имеющемуся в деле свидетельству от 17.02.93 N 148-Р серии РК 1186 общество зарегистрировано Министерством внешних связей Республики Карелия как предприятие с иностранными инвестициями, является юридическим лицом по российскому законодательству и осуществляет свою деятельность на основании учредительных документов.
Исходя из системного толкования статей 48, 49, 51, 1202 Гражданского кодекса РФ личным законом общества, образованного и зарегистрированного на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, считается право Российской Федерации, по которому и определяется правоспособность юридического лица.
Таким образом, поскольку общество не относится к иностранным юридическим лицам, на него не распространяются установленные пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ ограничения в приобретении в собственность земельных участков на приграничных территориях.
Так, в статье 3 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" наряду с иностранными юридическими лицами указаны юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых имеется доля иностранных юридических лиц. То есть, законодательство РФ разделяет понятия "иностранные юридические лица" и "юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля иностранных юридических лиц".
При этом действующее законодательство не содержит каких-либо специальных норм, направленных на ограничение приобретения права собственности на земельные участки на приграничных территориях в отношении российских юридических лиц с иностранными инвестициями.
Таким образом, решение администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка на момент его вынесения противоречило требованиям Земельного кодекса РФ, поэтому подлежит признанию недействительным.
Признавая оспариваемое решение недействительным, суд считает, что обязанность по устранению нарушений, допущенных администрацией, должна быть возложена на третье лицо - Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
С 1 января 2016 года на территории Республики Карелия действует Закон Республики Карелия N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее - Закон N 1980-ЗРК).
Согласно статье 1 Закона N 1980-ЗРК органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В настоящее время вышеуказанные полномочия осуществляются Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
В соответствии со статьей 5 Закона N 1980-ЗРК в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
До вступления в силу Закона N 1980-ЗРК администрацией не принималось решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не принималось решение о предварительном согласовании места размещения объекта, не размещалось извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка.
С учетом изложенного, суд считает, что устранять нарушение прав и законных интересов общества, допущенное администрацией, должен Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Судебные расходы, понесенные обществом, подлежат отнесению на администрацию.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительным решение администрации Костомукшского городского округа от 25 декабря 2014 года N 3990 об отказе в предоставлении в собственность за плату обществу с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия" земельного участка общей площадью 409 м2 с кадастровом номером 10:04:0026504:6, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, кадастровый квартал 10:04:0026504, как несоответствующее Земельному кодексу РФ.
2. Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок устранить нарушения, допущенные администрацией Костомукшского городского округа, путем оформления соответствующих документов и передачи земельного участка общей площадью 409 м2 с кадастровом номером 10:04:0026504:6, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, кадастровый квартал 10:04:0026504 в собственность общества с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия".
3. Судебные расходы отнести на ответчика. Взыскать с администрации Костомукшского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью "Истор-Карелия" судебные расходы в размере 5000 рублей.
4. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

А.В.ПОДКОПАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)