Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Климовой Л.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31805/2015) ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2015 по делу N А42-6553/2015 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области"
заинтересованное лицо: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области
о признании незаконным отказа,
установил:
федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным решения (отказа), оформленного письмом от 17.07.2015 N 4345, которым учреждению отказано в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1100 кв. м с кадастровым номером 51:04:0010301:11, расположенным по адресу: Мурманская обл., Терский район, пос. Умба, ул. Набережная, дом 24. Кроме того, заявитель просил устранить нарушения прав и законных интересов учреждения путем прекращения спорного права.
Решением от 27.10.2015 Арбитражный суд Мурманской области признал незаконным решение (отказ) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, изложенное в письме от 17.07.2015 N 4345, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки"; обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов учреждения путем предоставления Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" государственной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1100 кв. м с кадастровым номером 51:04:0010301:11, расположенным по адресу: Мурманская область, муниципальное образование городское поселение Умба Терского района, п.г.т. Умба, ул. Набережная, 24. Также с Территориального управления взысканы в пользу учреждения 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, в удовлетворении заявления учреждения отказать. Как указано в жалобе, в силу пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, пункта 4.1.19 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, пункта 2.8 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621 (Административный регламент), приложения 4 к Административному регламенту, в отсутствие установленных границ земельного участка Территориальное управление не имело полномочий на принятие решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждением земельным участком с кадастровым номером 51:04:0010301:11.
В отзыве на жалобу учреждение просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, для размещения здания бактериологической лаборатории Терского филиала Кандалакшского межрайонного центра Госсанэпиднадзора заявителю был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 1100 кв. м с кадастровым номером 51:04:0010301:11, расположенный по адресу: Мурманская область, муниципальное образование городское поселение Умба Терского района, п.г.т. Умба, ул. Набережная, 24, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2013 серии 51-АВ N 361692, выданного взамен свидетельства от 30.04.2009 серии 51-АВ N 121101 (л.д. 34, 105).
В связи с ликвидацией названного здания с учредителем учреждения - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) согласован отказ от права постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком (письмо от 04.09.2013 N 01/10141-13-27), в результате чего учреждение обратилось в Территориальное управление с заявлением от 01.07.2015 N 5 за прекращением этого права (л.д. 66, 67).
Территориальное управление письмом от 17.07.2015 N 4345 отказало в прекращении заявленного учреждением права на том основании, что в отношении возвращаемого земельного участка не установлены границы, наличие которых обязательно при прекращении прав на земельные участки Российской Федерации в силу пункта 4.1.19 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (л.д. 68-69).
Полагая названный отказ Территориального управления неправомерным, заявитель реализовал в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на судебную защиту, предъявив настоящее требование в арбитражный суд.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования подлежащими удовлетворению.
Исследовав доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, апелляционный суд полагает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оговорено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований следует исходить из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) указанного органа и нарушают они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности этих условий.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права определен статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации (в подлежащей применению редакции).
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, Территориальный орган Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений, также уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Как правомерно указал суд первой инстанции, пункт 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении учреждению испрашиваемой им услуги. Отказ Территориального управления, изложенный в письме от 17.07.2015 N 4345, не содержит перечисленных в пункте 2.16 Административного регламента оснований.
С учетом приведенных обстоятельств и того, что учреждение при обращении за прекращением права постоянного (бессрочного) пользования приложило согласие Роспотребнадзора от 04.09.2013 N 01/10141-13-27 на такое прекращение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 236, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из наличия свидетельства о государственной регистрации права спорного земельного участка, отклоняет доводы жалобы, поскольку Территориальное управление не имело правовых оснований для отказа в прекращении заявленного права.
В силу изложенного следует признать, что обжалуемым отказом нарушены права и законные интересы учреждения. Вместе с тем доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, нашедшие свое отражение по спорным вопросам в мотивировочной части судебного акта. Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27 октября 2015 года по делу N А42-6553/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Т.А.КАШИНА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2016 N 13АП-31805/2015 ПО ДЕЛУ N А42-6553/2015
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу N А42-6553/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Климовой Л.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31805/2015) ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2015 по делу N А42-6553/2015 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области"
заинтересованное лицо: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области
о признании незаконным отказа,
установил:
федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным решения (отказа), оформленного письмом от 17.07.2015 N 4345, которым учреждению отказано в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1100 кв. м с кадастровым номером 51:04:0010301:11, расположенным по адресу: Мурманская обл., Терский район, пос. Умба, ул. Набережная, дом 24. Кроме того, заявитель просил устранить нарушения прав и законных интересов учреждения путем прекращения спорного права.
Решением от 27.10.2015 Арбитражный суд Мурманской области признал незаконным решение (отказ) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, изложенное в письме от 17.07.2015 N 4345, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки"; обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов учреждения путем предоставления Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" государственной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1100 кв. м с кадастровым номером 51:04:0010301:11, расположенным по адресу: Мурманская область, муниципальное образование городское поселение Умба Терского района, п.г.т. Умба, ул. Набережная, 24. Также с Территориального управления взысканы в пользу учреждения 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, в удовлетворении заявления учреждения отказать. Как указано в жалобе, в силу пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, пункта 4.1.19 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, пункта 2.8 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621 (Административный регламент), приложения 4 к Административному регламенту, в отсутствие установленных границ земельного участка Территориальное управление не имело полномочий на принятие решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждением земельным участком с кадастровым номером 51:04:0010301:11.
В отзыве на жалобу учреждение просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, для размещения здания бактериологической лаборатории Терского филиала Кандалакшского межрайонного центра Госсанэпиднадзора заявителю был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 1100 кв. м с кадастровым номером 51:04:0010301:11, расположенный по адресу: Мурманская область, муниципальное образование городское поселение Умба Терского района, п.г.т. Умба, ул. Набережная, 24, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2013 серии 51-АВ N 361692, выданного взамен свидетельства от 30.04.2009 серии 51-АВ N 121101 (л.д. 34, 105).
В связи с ликвидацией названного здания с учредителем учреждения - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) согласован отказ от права постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком (письмо от 04.09.2013 N 01/10141-13-27), в результате чего учреждение обратилось в Территориальное управление с заявлением от 01.07.2015 N 5 за прекращением этого права (л.д. 66, 67).
Территориальное управление письмом от 17.07.2015 N 4345 отказало в прекращении заявленного учреждением права на том основании, что в отношении возвращаемого земельного участка не установлены границы, наличие которых обязательно при прекращении прав на земельные участки Российской Федерации в силу пункта 4.1.19 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (л.д. 68-69).
Полагая названный отказ Территориального управления неправомерным, заявитель реализовал в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на судебную защиту, предъявив настоящее требование в арбитражный суд.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования подлежащими удовлетворению.
Исследовав доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, апелляционный суд полагает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оговорено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований следует исходить из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) указанного органа и нарушают они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности этих условий.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права определен статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации (в подлежащей применению редакции).
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, Территориальный орган Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений, также уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Как правомерно указал суд первой инстанции, пункт 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении учреждению испрашиваемой им услуги. Отказ Территориального управления, изложенный в письме от 17.07.2015 N 4345, не содержит перечисленных в пункте 2.16 Административного регламента оснований.
С учетом приведенных обстоятельств и того, что учреждение при обращении за прекращением права постоянного (бессрочного) пользования приложило согласие Роспотребнадзора от 04.09.2013 N 01/10141-13-27 на такое прекращение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 236, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из наличия свидетельства о государственной регистрации права спорного земельного участка, отклоняет доводы жалобы, поскольку Территориальное управление не имело правовых оснований для отказа в прекращении заявленного права.
В силу изложенного следует признать, что обжалуемым отказом нарушены права и законные интересы учреждения. Вместе с тем доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, нашедшие свое отражение по спорным вопросам в мотивировочной части судебного акта. Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27 октября 2015 года по делу N А42-6553/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ГОРБИК
Судьи
Т.А.КАШИНА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)