Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12322/2016

Требование: О признании права собственности на недвижимое имущество.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: У истца отсутствует разрешение на возведение гаража, доказательств отвода ему в установленном законом порядке занимаемой гаражом части земельного участка также не представлено, в связи с чем данный гараж является самовольной постройкой.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу N 33-12322/2016


Судья Добрухина Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Поддубной О.А.
судей Качаевой Т.А., Алешиной Е.Э.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Администрации Белокалитвинского района, ОАО "Российские железные дороги", третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области, некоммерческое товарищество гаражный кооператив "Локомотив", Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом, о признании права собственности на гараж, по апелляционной жалобе К. на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 05 мая 2016 года. Заслушав доклад судьи Поддубной О.А.,
установила:

К. обратился в суд с иском к Администрации Белокалитвинского района, ОАО "Российские железные дороги" о признании права собственности на гараж, ссылаясь на то, что в соответствии с решением исполнительного комитета Белокалитвинского городского Совета народных депутатов РО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.07.1990 года был учрежден гаражный кооператив "Локомотив" и утвержден список рабочих, вступающих в члены кооператива с последующим предоставлением земельных участков.
Истец является владельцем гаража НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в гаражном кооперативе "Локомотив", общей площадью 42,2 кв. м, из которых гараж площадью 22,0 кв. м, подвальное помещение - 20,2 кв. м. Однако истец не смог зарегистрировать право собственности на гараж, так как у него отсутствуют правоустанавливающие документы.
К. просил суд признать за ним право собственности на гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 42,2 кв. м, расположенный в границах гаражного кооператива "Локомотив".
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика привлечены ОАО "РЖД", в качестве третьих лиц некоммерческое товарищество гаражный кооператив "Локомотив", Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 05 мая 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановленным решением К. подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое судебное постановление отменить как незаконное и необоснованное, и удовлетворить заявленные исковые требования.
Податель жалобы указывает на неправильное применение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку предметом спора являлось признание права собственности на объект недвижимости, а не на земельный участок. Считает необоснованным применение к отношениям, имевшим место в 1990 году, норм права, введенных значительно позднее. Полагает доказанным факт возведение спорного гаража не самовольно, а в соответствии с решением исполкома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.07.1990 года, которое принято в соответствии с действовавшим на том период законодательством. Полагает, что в данном случае подлежали применению положения п. 4 ст. 218 ГК РФ, так К., является членом кооператива, своевременно уплатившим паевой и вступительный взнос. Считает, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на предоставление земельного участка гаражному кооперативу для строительства капитальных гаражей. Полагает необоснованным вывод суда о законодательном запрете строительства гаражей в границах полосы отвода железнодорожного транспорта.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие К., представителей Администрации Белокалитвинского района, Управление Росреестра по Ростовской области, НП ГК "Локомотив", Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом, выслушав представителей К., ОАО "Российские железные дороги", судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 17 ЗК РФ, Федеральным законом РФ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации", Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. N 611 и исходил из отсутствия у истца разрешения на возведение гаража, доказательств отвода ему в установленном законом порядке занимаемой гаражом части земельного участка, и квалифицировал гараж как самовольной постройкой.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, постановленными при правильном применении норм материального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решением исполнительного комитета Белокалитвинского городского Совета Народных депутатов Ростовской области от 20.07.1990 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об утверждении кооператива "Локомотив" в районе полосы отвода ж.д. станции Б-Калитва" утвержден гаражный кооператив "Локомотив" в районе полосы отвода ж.д. станции Б-Калитва согласно приложению N 1. В пунктах 3 и 4 названного постановления указано на необходимость согласовать отводимый участок для строительства гаражного кооператива со всеми заинтересованными организациями; архитектурно-планировочному бюро выдать соответствующие документы на гаражи и отвести участок в натуре.
Здание гаража, право собственности на которое просит признать К., находится в полосе отвода железной дороге на земельном участке в кадастровом квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Данный земельный участок под гаражным кооперативом "Локомотив" расположен на обособленном участке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, являющимся федеральной собственностью и находящимся в долгосрочной аренде у ОАО "РЖД" согласно договору от 25 октября 2007 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ к способам защиты нарушенного права собственности относятся иски о признании права.
Основания приобретения права собственности указаны в ст. 218 ГК РФ.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, среди которых выделена категория "земли транспорта", использование которых должно осуществляться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Земельного кодекса РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи, к которым относятся и земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Исходя из положений пункта 1 статьи 87 и пункта 1 статьи 90 Земельного кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87).
Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Пунктом 1 названной правовой нормы закреплено, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.05.1999 года утверждено "Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", согласно которому свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
"Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечивать следующий режим использования земельных участков: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об особенностях правового режима земель транспорта, которые установлены статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта.
Таким образом, материалами дела установлено, что капитальный гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 42.2 кв. м, расположенный в границах гаражного кооператива "Локомотив", о праве собственности на который заявлены требования К., находится в границах установленной в соответствии с законом полосы отвода железной дороги, где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, земельный участок в границах полосы отвода в силу закона относится к землям железнодорожного транспорта и находится в федеральной собственности.
Требования истца о признании права собственности на спорный капитальный гараж, расположенный в полосе отвода железной дороги, основаны на решении исполнительного комитета Белокалитвинского городского Совета Народных депутатов Ростовской области от 20.07.1990 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об утверждении кооператива "Локомотив" в районе полосы отвода ж.д. станции Б-Калитва".
До принятия действующего Земельного кодекса РФ отношения по использованию земель транспорта регулировались Положением о землях транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (в редакции постановления Совмина СССР от 08.10.1990 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), которое действовало и на момент принятия названного решения исполнительного комитета Белокалитвинского городского Совета Народных депутатов Ростовской области.
Согласно указанному Положению земли транспорта могли предоставляться во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей, отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы, гражданам - для выпаса скота и сенокошения.
Помимо Положения о землях транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН действовала Инструкция о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использовании полосы отвода, утвержденная заместителем Министра путей сообщения СССР 30.01.1963 года, утратившая силу в связи изданием приказа МПС РФ от 15.05.1999 г. "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог". В соответствии с указанной Инструкцией земли полосы отвода железных дорог входили в земли транспорта. Отведенные МПС земли должны были использоваться строго по назначению, т.е. для нужд, предусмотренных решением об отводе, для осуществления возложенных на МПС специальных задач. Свободные земельные площади в полосе отвода, не занятые служебными наделами рабочих и служащих железнодорожного транспорта, могли предоставляться колхозам и совхозам для использования только под посевы сельскохозяйственных культур.
Таким образом, и законодательство, действовавшее на дату принятия решения Белокалитвинского городского Совета Народных депутатов Ростовской области от 20.07.1990 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и на момент возведения истцом капитального гаража (1990 г. согласно техпаспорту) в полосе отвода железной дороги, также не содержало разрешения на возведение в полосе отвода железной дороги капитальных зданий и сооружений. При таких обстоятельствах указанное решение Белокалитвинского городского Совета Народных депутатов Ростовской области, как таковое, не могло повлечь возникновение права собственности на возведенный истцом в полосе отвода железной дороги капитальный гараж.
При указанных обстоятельствах нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что решение Белокалитвинского городского Совета Народных депутатов Ростовской области от 20.07.1990 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН является доказательством, свидетельствующим о законности возведения спорного гаража, и достаточным основанием для признания за К. в судебном порядке права собственности на возведенный в полосе отвода железной дороги капитальный гараж.
Исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на указанный капитальный гараж и правомерно отказал в удовлетворении предъявленных истцом требований.
Законоположения, закрепляющие соответствующие основания приобретения права собственности (ст. 218 ГК РФ), направлены на реализацию участниками гражданских правоотношений своих имущественных прав, в том числе права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, гарантированного статьей 35 Конституции Российской Федерации.
Однако закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях.
В силу пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на вновь созданную вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, возникает при условии соблюдения таким лицом закона и иных правовых норм.
Относительно объектов недвижимости это означает, в первую очередь, необходимость учитывать и соблюдать при их возведении градостроительные и строительные нормы и правила, а также требования Гражданского кодекса Российской Федерации и земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что истец не доказал факта строительства капитального гаража в соответствии с требованиями действовавшего на момент его возведения законодательства, а потому правомерно отказал в удовлетворении заявленного иска. Доказательства, предоставленные истцом в подтверждение права собственности на спорный объект, не содержат сведений, позволяющих удовлетворить иск.
Представленным в материалы дела доказательствам судом дана правовая оценка по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ. Решение суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления, иных доводов, которые свидетельствовали бы о допущенных судом при разрешении данного спора существенных нарушениях норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановленного судом первой инстанции по данному делу судебного решения не имеется. Выводы суда мотивированы, основаны на собранных по делу доказательствах, действующем законодательстве и оснований для признания их неправильными не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 05 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июля 2016 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)