Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 25.07.2017 ПО ДЕЛУ N 3Г-590/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. по делу N 3г-590/2017


Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре судебного заседания И.Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" к Совету муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва о признании недействующим с 01 января 2017 года решения Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва от 21 декабря 2016 года N 68 "Об арендной плате за землю на 2017 год" в части установления в подпункте 6.1. пункта 6 приложения 4 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций, в пределах населенных пунктов в размере 5,50 процентов от кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

решением Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва от 21 декабря 2016 года N 68 "Об арендной плате за землю на 2017 год" утверждены правила определения размера и внесения арендной платы (приложение N 1); средние ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Иглинский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Иглинского района Республики Башкортостан (приложение N 2); коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков (приложение N 3); ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления (приложение N 4).
В подпункте 6.1 пункта 6 приложения N 4 решения Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва от 21 декабря 2016 года N 68 "Об арендной плате за землю на 2017 год" (далее - решение Совета от 21 декабря 2016 года N 68) ставка арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, установлена в размере в размере 5,50 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Данное решение Совета было опубликовано в газете "Иглинские вести" 24 декабря 2016 года N 149, размещено на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан https://iglino.bashkortostan.ru 23 декабря 2016 года, вступило в законную силу с момента подписания 23 декабря 2016 года и распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Решением Совета ставка арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, была установлена решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 29 января 2016 года N 807 в размере 5,98 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 июля 2016 года решение Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 3 созыва от 29 января 2016 года N 807 "Об арендной плате за землю на 2016 год" в части установления в подпункте 6.1 пункта 6 приложения N 4 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов в размере 5,98 % от кадастровой стоимости земельных участков признано недействующим с 1 января 2016 года.
До принятия вышеуказанных решений Совета ставка арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, была установлена решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года N 516 в размере 3 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"), арендатор земельного участка по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, село Акбердино, улица Гарипова, дом 2, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия решения Совета от 21 декабря 2016 года N 68 в части установления в подпункте 6.1 пункта 6 приложения N 4 решения Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва от 21 декабря 2016 года N 68 "Об арендной плате за землю на 2017 год" (далее - решение Совета) ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, в размере 5,50 % от кадастровой стоимости земельных участков. Оспариваемый в части нормативный правовой акт был применен в отношении административного истца при расчете размера арендной платы на 2017 год по договору аренды земли от 20 августа 2014 года N 10 (том 1 л.д.69-75).
По мнению представителя административного истца, значительное увеличение ставки арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582), а также положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку ставка 5,50% от кадастровой стоимости земельных участков определена произвольно, без учета доходности земельных участков по виду разрешенного использования.
В судебном заседании представитель административного истца Б.Э.А. требования поддержала по указанным выше основаниям, просила их удовлетворить, считает, что административным ответчиком не было представлено экономическое обоснование, не была проведена оценка доходности земельных участков. Территория вблизи деревни Акбердино, где находится автозаправочная станция, недоходная, поскольку на расстоянии от Уфы до Акбердино находится 9 автозаправочных станций, сильная конкуренция. Принцип доходности данной территории не был исследован при принятии оспариваемого акта, приведенные доводы ответчика о росте населения, зажиточности населения, увеличении количества автомашин у жителей села, ничем не подтверждены и не были предметом экономического обследования, что не позволяет их отнести к обстоятельствам, позволяющим увеличить почти в 2 раза оспариваемую ставку.
Представитель администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому району, Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - Г.А.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что при увеличении арендной платы были учтены следующие факторы: земельный участок находится на территории Акбердинского сельсовета, увеличение численности населения, увеличение уровня инфляции, проходимость автомобилей по трассе.
Представитель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому району - К.В.Н. в судебном заседании 04 июля 2017 года административные исковые требования не признал, пояснил, что при определении размера арендной платы учитывались бюджетный интерес, интервал ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости на земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций, месторасположение автозаправочной станции. Автозаправочная станция "Лукойл" расположена на земельном участке категории "земли населенных пунктов", деятельность, осуществляемая административным истцом, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка. При принятии решения была использована пояснительная записка, представленная суду. При принятии оспариваемого нормативно-правового акта были проанализированы экономические, природные и иные факторы, влияющие, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, решение соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, проверив решение Совета от 21 декабря 2016 года N 68 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как установлено пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года) если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з (редакция от 28 мая 2015 года) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", абзацу 10 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 (редакция от 10 марта 2016 года N 72), органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статьям 19, 20 и 33 Устава муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (утвержденного решением Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 14 декабря 2005 года с изменениями и дополнениями) установление ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Совета.
Таким образом, решение Совета было принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.
При этом федеральное законодательство предусматривает реализацию права субъектов Российской Федерации в данном вопросе с соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, одним из которых является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что увеличение арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, расположенные на территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с 3 % до 5,50 % от кадастровой стоимости земельных участков было осуществлено произвольно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности.
В отзыве на административное исковое заявление администрации муниципального района Иглинский район РБ и Совета муниципального района Иглинский район РБ указано, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2015 года N 567) "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" утверждены ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для размещения автозаправочных станций в пределах границ населенных пунктов в размере 1,50 - 29,21 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов, в размере 5,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, утвержденная решением Совета МР Иглинский район РБ N 68 от 21 декабря 2016 года "Об арендной плате за землю на 2017 год", не противоречит и находится в пределах допустимых ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах границ населенных пунктов, установленных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года "Об утверждении результатов Государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов городов Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, по состоянию на 1 января 2015 года" изменилась кадастровая стоимость земельных участков, в связи с чем изменился удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков. Расчет кадастровой стоимости определяется по формуле: АП=П*Кс*К/100, где Кс -удельный показатель кадастровой стоимости, то есть повышение удельного показателя кадастровой стоимости непосредственно влияет на размер годовой арендной платы.
Значительное повышение арендной платы для административного истца повлекло не повышение оспариваемой ставки в размере 5,5%, а повышение удельного показателя кадастровой стоимости.
Муниципальный район Иглинский район Республики Башкортостан состоит из 19 сельских поселений и повышение ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов в размере 5,5 %, является экономически обоснованным.
Вместе с тем, принцип экономической обоснованности закреплен в Постановлении N 582 и означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Муниципальный представительный орган в нарушение части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал соблюдение принципа экономической обоснованности, не представил анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков в Иглинском районе Республики Башкортостан, расчеты, которые показывают доходность земельных участков, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины базовой ставки арендной платы 5,50%.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу, что административным ответчиком ставки арендной платы изменены не на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной, в том числе, на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования.
Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, арендатором которого является административный истец.
Следовательно, решение Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва от 21 декабря 2016 года N 68 "Об арендной плате за землю на 2017 год" в части установления в подпункте 6.1 пункта 6 приложения N 4 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов в размере 5,50 % от кадастровой стоимости земельных участков, не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, повышение арендной платы не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, которая противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, был принят позднее таких нормативных правовых актов, при этом оспариваемое положение не устанавливало права и обязанности граждан и организаций, а регулировало исключительно вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, суд полагает необходимым признать решение Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва от 21 декабря 2016 года N 68 "Об арендной плате за землю на 2017 год" в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению с 1 января 2017 года.
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Советом муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2017 года решение Совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва от 21 декабря 2017 года N 68 "Об арендной плате за землю на 2017 год" в части установления в подпункте 6.1 пункта 6 приложения N 4 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных станций в пределах населенных пунктов в размере 5,50 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Н.В.КОЗЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)