Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2017 N 16АП-4299/2017 ПО ДЕЛУ N А15-1748/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. по делу N А15-1748/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу
Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.08.2017 по делу N А15-1748/2017 (судья Цахаев С.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Даитбеговой А.Д. (ИНН 051302770024, ОГРНИП 314054428000010)
к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572018365, ОГРН 1170571008948)
о признании незаконным решения от 18.01.2017 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
с участием третьего лица: Племхоза-СПК "Красный Октябрь" Казбековский район (ИНН 0513006632, ОГРН 1020500911144),
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:

индивидуальный предприниматель Даитбегова А.Д. (далее по тексту - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан с требованиями о признании незаконным отказ от 18.01.2017, выраженный в уклонении от принятия мер по формированию испрашиваемого земельного участка площадью 80 гектаров, для выпаса скота, из состава земельного участка под кадастровым N 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе Республики Дагестан; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия мер по формированию и предоставлению испрашиваемого земельного участка площадью 80 гектаров для выпаса скота из состава земельного участка под кадастровым N 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе Республики Дагестан.
Решением суда от 29.08.2017 требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ от 18.01.2017 Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, выраженный в незаконном отказе и уклонении от принятия мер по формированию испрашиваемого земельного участка площадью 80 гектаров, для выпаса скота, из состава земельного участка под кадастровым N 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе Республики Дагестан. Суд обязал Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия мер по формированию и предоставлению испрашиваемого земельного участка площадью 80 гектаров для выпаса скота из состава земельного участка под кадастровым N 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе Республики Дагестан. Распределены судебные расходы.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить вынесенный судебный акт, вследствие нарушения норм материального права.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, произошла реорганизация Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572018365, ОГРН 1170571008948) в форме преобразования в Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан (ИНН 0572019545, ОГРН 1170571015691).
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
С учетом изложенной нормы права, суд апелляционной инстанции считает необходимым произвести процессуальную замену заинтересованного лица по делу.
Предприниматель и третье лицо - Племхоз-СПК "Красный Октябрь" Казбековский район в отзывах на жалобу возразили относительно доводов жалобы, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.08.2017 по делу N А15-1748/2017 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 22.12.2016 индивидуальный предприниматель (глава КФХ) Даитбегова А.Д. обратилась с заявлением в Комитет по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (в настоящее время Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан) с заявлением о предоставлении в аренду для организации КФХ части земельного участка площадью 80 га из состава земельного участка с кадастровым номером 05:11:000047:0001.
Письмом от 18.01.2017 за N 13-02-149/08/17 Комитет сообщил заявителю о том, что земельный участок с кадастровым номером 05:11:000047:0001 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Племхоза СПК "Красный Октябрь".
Считая отказ не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права предпринимателя, последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что обжалуемый отказ и бездействия в уклонении от формирования испрашиваемого земельного участка площадью 80 гектаров, для выпаса скота, из состава земельного участка под кадастровым N 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе Республики Дагестан противоречат Земельному кодексу Российской Федерации удовлетворил заявленные требования.
При рассмотрении спора суд правомерно исходил из того, что в силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003 определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которые представляют собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии; также фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Согласно статье 11 указанного Закона для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, действующим законодательством предусмотрено право крестьянским (фермерским) хозяйствам на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
При этом земельные участки должны предоставляться из земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что глава КФХ зарегистрирована в ЕГРИП как глава крестьянского фермерского хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации КФХ серии 05 N 002815389 от 07.10.2014.
Следовательно, заявитель имеет право на получение в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из содержания сообщения Министерства от 18.01.2017 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду следует, что основанием отказа в предоставлении указанного земельного участка явилась ссылка уполномоченного органа на наличие права постоянного (бессрочного) пользования у третьего лица - Племхоза СПК "Красный Октябрь" на спорный земельный участок.
Вместе с тем, как установлено судом кооператив отрицает факт наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования и иного владения на спорный земельный участок.
Суд установил, что согласно свидетельству серии 05-АА N 084965 от 18.06.2007 на земельный участок с кадастровым номером N 05:11:000047:0001, площадью 9166000 кв. м, расположенного в Буйнакском районе РД, зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, существующие ограничения (обременения) в том числе права постоянного (бессрочного) пользования не зарегистрированы.
Кроме того, Министерство ссылается на непредставление главой КФХ в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схемы расположения на кадастровом плане и образования единого земельного участка площадью 800 708 кв. м с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Судом истребованы документы, полученные от заявителя вместе с заявлением о предоставлении спорного земельного участка.
Документы не представлены, вместе с тем, в дело представлена схема расположения на кадастровом плане испрашиваемого земельного участка.
Из представленной схемы усматривается, что на ней обозначен земельный участок N 1, а также испрашиваемый земельный участок N 2, под номерами 1 и 2. В соответствии с частями 1, 3, 9, 10, 11, 12, 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Таким образом, подготовку указанной схемы испрашиваемого земельного участка в данном случае, должно было обеспечить Министерство.
Суд, обозрев схему расположения земельного участка, установил, что она составлена с соблюдением требований статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для отказа в принятия мер по формированию испрашиваемого земельного участка площадью 80 гектаров, для выпаса скота, из состава земельного участка с кадастровым N 05:11:000047:0001, расположенного в Буйнакском районе Республики Дагестан и предоставлении его в аренду заявителю в установленном действующим земельным законодательством порядке.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Министерства, изложенный в письме от 18.01.2017.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку являлись предметом исследования суда первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.08.2017 по делу N А15-1748/2017 не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:

произвести процессуальную замену Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572018365, ОГРН 1170571008948) на Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан (ИНН 0572019545, ОГРН 1170571015691).
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.08.2017 по делу N А15-1748/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)