Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 06АП-6369/2017 ПО ДЕЛУ N А73-8476/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. N 06АП-6369/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
- от ИП Стуковой Людмилы Андреевны: Рябова Е.В., представитель по доверенности от 19.12.2016;
- от Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска: Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 09.01.2017;
- от Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
на решение от 18.09.2017
по делу N А73-8476/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Коваленко Н.Л.,
по иску индивидуального предпринимателя Стуковой Людмилы Андреевны
к Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
о признании права на перераспределение земельного участка
третье лицо: Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска,
установил:

Индивидуальный предприниматель Стукова Людмила Андреевна (ОГРНИП 309251101900055, Приморский край, г. Уссурийск, далее - ИП Стукова Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, г. Хабаровск, далее - Департамент) о признании права на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, с адресом (описанием местоположения): Хабаровский край, г. Хабаровск, Железнодорожный район, ул. Целинная, 8, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 13 612,00 кв. м, внесенных в государственный кадастр недвижимости под номером 27:23:0041815:221, в соответствии с проектом межевания территории в границах ул. Целинная - ул. Новая, утвержденной постановлением мэра города Хабаровска от 11.04.2008 N 915 "Об утверждении документации по планировке территории и об установлении публичных сервитутов", площадью 22 762 кв. м (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска (далее - ДАСиЗ).
Решением от 18.09.2017 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Департамент считает судебный акт подлежащим отмене, как противоречащий действующему законодательству.
По мнению заявителя жалобы, ИП Стукова Л.А., в собственности которой находится объект недвижимости, расположенный на неразграниченных публичных землях площадью 13 612 кв. м, участвующих в перераспределении наряду с земельным участком с кадастровым номером 27:23:0041815:6, имеет право в соответствии с земельным законодательством только на приобретение прав на земельный участок, сформированный в целях использования объекта недвижимости, путем заключения договора аренды или купли-продажи.
При этом, суд принял во внимание согласование ДАСиЗ проекта межевания территории, но не учел, что в соответствии с подпунктом "н" пункта 2.2 решения Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 452 Департамент осуществляет полномочия по перераспределению земель, государственная собственность на которые не разграничена; неверно применил положения подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.
Поскольку из публичных, неразграниченных по уровням собственности, земель площадью 13 612 кв. м возможно образование самостоятельного земельного участка, считает отказ органа местного самоуправления правомерным.
Кроме того, суд не учел, что площадь земель превышает площадь объекта недвижимости в 45 раз; на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041815:6, помимо объектов (цех и весовая), принадлежащих истцу, расположены 8 иных объектов различного назначения, принадлежащих другим лицам, которые не могут размещаться в зоне П-2; довод о невозможности въезда на земельный участок с Целинной, кроме как под компенсатором магистральной трубы, по мнению заявителя жалобы, не имеет правового значения.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Стукова Л.А. выразила несогласие с ее доводами, указав на расположение спорного земельного участка в пределах территории, обеспеченной утвержденной документацией по планировке территории (проектом межевания); возможность образования земельного участка путем перераспределения в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ; необоснованность отказа Департамента в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в силу пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ; использование предпринимателем большегрузной длинномерной автомобильной техники, требующей большого радиуса разворота.
В судебном заседании представили сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Третье лицо - ДАСиЗ, извещенное в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения явившихся лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, ИП Стукова Л.А. является собственником следующих объектов гражданских прав:
- - земельного участка с кадастровым номером 27:23:041815:6 общей площадью 9 149,84 кв. м с местоположением: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Целинная, 8, относящегося к категории: земли населенных пунктов (28.11.2012 по договору купли-продажи истцом приобретена 1/2 доля земельного участка; позднее, по договору купли-продажи от 13.04.2013 гр. Стуковой Л.А. приобретена оставшаяся 1/2 доля указанного имущества). Право собственности истца на земельный участок подтверждено записью регистрации N 27-27-01/029/2013-737 от 24.04.2013;
- - цеха, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:23:041815:6; назначение: нежилое, лит. Л,Л2 - 2 этажа, Л1 - 1 этаж, общей площадью 6 562,4 кв. м по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Целинная, д. 8 (договоры купли-продажи от 28.11.2012 и 15.04.2013). Право собственности Стуковой Л.А. на нежилое здание цеха подтверждено записью государственной регистрации N 27-27-01/029/2013-748 от 24.04.2013;
- - руинированного здания общей площадью 312,5 кв. м, литер М, 1-этажного, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Целинная, д. 8, приобретенного на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.12.2014 (запись о регистрации в ЕГРП от 25.12.2014 N 27-27-01/264/2014-011);
- - вспомогательного сооружения "весовая", площадью 64 кв. м, расположенного в г. Хабаровске по ул. Целинная, 8. Право на указанный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП 28.02.2017.
По запросу истца от 06.02.2015 Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска представлены Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), в соответствии с которыми земельный участок по ул. Целинная, 8 и прилегающая к нему территория расположены в пределах территории, обеспеченной утвержденной документацией по планировке территории (проектом планировки, проектом межевания), подготовленной в целях установления границ земельных участков.
Проект планировки с проектом межевания территории в границах ул. Целинной - ул. Новой утвержден постановлением мэра г. Хабаровска от 11.04.2008 N 915.
На основании заявления ИП Стуковой Л.А. от 23.06.2016 N 4581 о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности по ул. Целинная, 8 в Железнодорожном районе, Администрацией города Хабаровска в лице ДАСиЗ дано согласие на перераспределение земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 27:23:041815:6, находящегося в частной собственности Стуковой Л.А., в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Мэра г. Хабаровска от 11.04.2008 N 915 "Об утверждении документации по планировке территории и об установлении публичных сервитутов" (согласие ДАСиЗ от 18.07.2016 N 01-50\\11154).
В согласии ДАСиЗ также указано, что Стукова Л.А. обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который образуется в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
Получив согласие от уполномоченного органа (ДАСиЗ) на перераспределение земельных участков, истцом обеспечено в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка.
07.04.2017 по обращению истца земельный участок под номером 27:23:0041815:221 площадью 22 762 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет.
12.04.2017 ИП Стукова Л.А. обратилась в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, находящегося в частной собственности Стуковой Л.А., в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Мэра города Хабаровска от 11.04.2008 N 915 "Об утверждении документации по планировке территории и об установлении публичных сервитутов".
04.05.2017 Департаментом отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041815:221 образован за счет участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, находящегося в собственности заявителя, и земель площадью 13 612,0 кв. м. По мнению Департамента, на указанной выше площади возможно образование самостоятельного земельного участка, что влечет отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в силу требований подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с данным решением, ИП Стукова Л.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о признании права на перераспределение земельных участков.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными статьей 12 Гражданского кодекса РФ, либо иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее их применения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулированы статьей 11.7 и главой V.4 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой IV настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания перераспределения соответствующих земельных участков.
В частности, допускается перераспределение соответствующих земель в случаях:
- - перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- - перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перераспределение таких земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение таких земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Обязательным приложением к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения соответствующих земельных участков (пункт 4 указанной статьи).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).
Как следует из Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок по ул. Целинная, 8 и прилегающая к нему территория расположены в пределах территории, обеспеченной утвержденной документацией по планировке территории (проектом планировки, проектом межевания), подготовленной в целях установления границ земельных участков.
Проект планировки с проектом межевания территории в границах ул. Целинной - ул. Новой утвержден постановлением Мэра г. Хабаровска от 11.04.2008 N 915.
Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 4 вышеуказанной статьи Кодекса при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция), предусмотрено, что проект межевания территорий разрабатывается для застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий.
Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков (пункт 1 раздела 3.2.2. Инструкции).
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок по ул. Целинная, 8 образован в соответствии с проектом межевания; в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет. Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 27:23:0041815:221, что отражено в Сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости от 07.04.2017.
Указанный земельный участок образован 07.04.2017.
В графе "особые отметки" данных Сведений значится, что граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, поскольку спорный земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, находящегося в частной собственности Стуковой Л.А., и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу норм земельного законодательства, при наличии утвержденного проекта межевания территории, образование земельного участка должно быть осуществлено только в соответствии с таким проектом межевания территории и во исполнение его.
Спорный земельный участок расположен в пределах территории, обеспеченной утвержденной документацией по планировке территории (проектом межевания), подготовленной в целях определения местоположения границ земельных участков.
Согласно абзацу 2 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Федеральным законом "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" от 23.06.2014 N 171-ФЗ предусмотрена возможность перераспределения не только земельных участков друг с другом, но также земельных участков и земель, находящихся в публичной собственности.
В таком случае фактически происходит увеличение площади частного земельного участка за счет земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности (статья 39.28 Земельного кодекса РФ).
При этом, перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в ограниченном перечне случаев, например, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ подлежат также применению к настоящему спору.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с публичными землями или земельными участками, осуществляется за плату, размер которой определяется публичными собственниками за свои земельные участки, а субъектами Федерации - в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ подобное перераспределение земель и земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ определены полномочия уполномоченного органа в случае поступления заявления о перераспределении земельных участков.
Так, в течение 30-ти дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно материалам дела Администрацией города Хабаровска в соответствии со статьей 39.29 Земельного кодекса РФ 24.09.2015 принято распоряжение N 580-р "Об организации работ по перераспределению земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Городского округа "Город Хабаровск".
Указанным распоряжением установлены полномочия структурных подразделений Администрации города в случае осуществления процедуры перераспределения земельных участков и (или) земель, находящихся в публичной собственности.
Согласно распоряжению N 580-р Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска:
- - принимает, регистрирует и рассматривает заявления граждан или юридических лиц - собственников земельных участков о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности;
- - осуществляет подготовку и согласование проектов постановлений администрации города Хабаровска об утверждении схемы расположения земельного участка, направляет постановление с приложением указанной схемы заявителю (в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков);
- - направляет подписанное заместителем мэра города, директором ДАСиЗ согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
- - принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, направляет подписанный ДАСиЗ отказ в адрес лица, обратившегося с заявлением.
Полномочия Департамента муниципальной собственности установлены пунктом 2 распоряжения администрации г. Хабаровска N 580-р.
Применительно к настоящему спору ДАСиЗ, действуя в пределах полномочий, установленных распоряжением N 580-р, подписано согласие на перераспределение земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, находящегося в частной собственности Стуковой Л.А., в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Мэра города Хабаровска от 11.04.2008 N 915 "Об утверждении документации по планировке территории и об установлении публичных сервитутов".
В решении от 04.05.2017 об отказе в заключении соглашения на перераспределение земельных участков Департаментом указано, что заявленный земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041815:221 образован за счет участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, находящегося в собственности заявителя и земель, площадью 13 612,0 кв. м.
Отказ мотивирован возможностью образования самостоятельного земельного участка, что исключает применение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Между тем, истцом получено согласие от уполномоченного органа на перераспределение земельных участков, что позволило в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, обеспечить выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который образован в результате перераспределения, и обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, исходя из пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, в настоящее время поставленный на кадастровый учет испрашиваемый земельный участок включает в себя весь земельный участок с кадастровым номером 27:23:041815:6, находящийся в собственности истца.
Именно на этом участке расположено здание цеха, площадью 6 562,4 кв. м.
При этом, все прочие объекты недвижимости, принадлежащие Стуковой Л.А., расположены за пределами указанного участка, но в границах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, в соответствии с проектом межевания.
Заключением кадастрового инженера Саенова С.В. от 15.05.2017 N 06-17\\з установлено, что раздел испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:221 на несколько других участков будет невозможен, поскольку подобные действия неизбежно приведут к нарушению обязательных требований федерального земельного законодательства (статьи 11.9 Земельного кодекса РФ), предъявляемых к образуемым и изменяемым земельным участкам, а в конечном итоге - к невозможности разрешенного использования объектов недвижимости.
Согласно заключению кадастрового инженера конфигурация испрашиваемого участка такова, что при образовании из него другого земельного участка это приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и чересполосице, что недопустимо в силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, кадастровым инженером сделан вывод, что земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041815:221 образован за счет земельного участка с кадастровым номером 27:23:041815:6, находящегося в собственности Стуковой Л.А., и земель, из которых невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ.
Апелляционный суд не усматривает в указанном заключении противоречий, неясностей, а также оснований сомневаться в его обоснованности.
Заключение кадастрового инженера, представленное истцом в материалы дела, ответчиком не оспорено, доказательства, опровергающие выводы указанного специалиста, Департаментом не представлены.
В соответствии со статьей 64 АПК РФ обстоятельства дела могут подтверждаться любыми средствами доказывания, несущими информацию об искомых фактах и полученными с соблюдением требований закона.
Заключение кадастрового инженера является письменным доказательством, которое наряду с другими должно быть оценено судом по правилам статьи 71 АПК РФ.
При этом, получение заключения по инициативе истца без вмешательства суда, не является основанием для исключения его из числа доказательств с применительно к статьям 64, 71, 75 АПК РФ.
Таким образом, признание судом первой инстанции заключения кадастрового инженера допустимым и относимым доказательством является правомерным.
В соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких земельных участков образуются несколько других земельных участков, тогда как образование нового земельного участка возможно только при перераспределении земель и земельного участка.
По настоящему спору указанное условие выполнено.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Учитывая, что в спорном случае фактически имело место быть перераспределение земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента оснований для отказа в заключении соглашения, предусмотренного пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о наличии у ИП Стуковой Л.А. возможности в соответствии с земельным законодательством только приобрести право на земельный участок, сформированный в целях использования объекта недвижимости, путем заключения договора аренды или купли-продажи, подлежит отклонению, исходя из следующего.
Спорный земельный участок расположен в пределах территории, обеспеченной утвержденной документацией по планировке территории (проектом межевания), подготовленной в целях определения местоположения границ земельных участков; проект планировки с проектом межевания территории в границах ул. Целинная - ул. Новая утвержден постановлением мэра г. Хабаровска от 11.04.2008 N 015 (сведения ИСОГД).
Возможность образования земельного участка путем перераспределения предусмотрена пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ.
При этом, перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо, при отсутствии такого проекта, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, наличие утвержденного органом местного самоуправления проекта межевания, учитывая необходимость соблюдения требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, свидетельствует о праве истца на перераспределение земельного участка.
Довод жалобы о непринятии судом во внимание наличия именно у Департамента полномочий по перераспределению земель, государственная собственность на которые не разграничена, отклоняется по следующим основаниям.
Полномочия ДАСиЗ и Департамента установлены распоряжением Администрации города Хабаровска N 580-р от 24.09.2015 "Об организации работ по перераспределению земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Городского округа "Город Хабаровск".
В порядке, установленном указанным распоряжением, ДАСиЗ направляет подписанное заместителем мэра города, директором ДАСиЗ согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, либо принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, направляет подписанный ДАСиЗ отказ в адрес лица, обратившегося с заявлением.
Таким образом, подписание ДАСиЗ согласия на перераспределение земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, находящегося в частной собственности Стуковой Л.А., в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Мэра города Хабаровска от 11.04.2008 N 915 "Об утверждении документации по планировке территории и об установлении публичных сервитутов", осуществлено в пределах полномочий, установленных распоряжением N 580-р.
При этом, полученное истцом согласие от уполномоченного органа на перераспределение земельных участков позволило в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, обеспечить выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который образован в результате перераспределения, и обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете испрашиваемого земельного участка.
Неверного применения судом положений подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ не установлено.
В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Довод жалобы о возможном образовании самостоятельного земельного участка из публичных, неразграниченных по уровням собственности, земель площадью 13 612 кв. м, и, соответственно, обоснованности отказа Департамента в заключении соглашения, подлежит отклонению, как противоречащий заключению кадастрового инженера, согласно которому конфигурация испрашиваемого земельного участка такова, что образование из него другого земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и чересполосице, что противоречит пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Указанное свидетельствует о невозможности образования самостоятельного земельного участка из неразграниченных земель.
Ссылка в жалобе на превышение площади земель площади объекта недвижимости также не может быть принята во внимание, поскольку поставленный на кадастровый учет испрашиваемый земельный участок включает в себя весь земельный участок с кадастровым номером 27:23:041815:6, находящийся в собственности истца, на котором расположено здание цеха, площадью 6 562,4 кв. м, в то время как все прочие объекты недвижимости, принадлежащие Стуковой Л.А., расположены за пределами указанного участка, но в границах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, в соответствии с проектом межевания.
Кроме того, существенным ограничением, препятствующим образованию иных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 27:23:00418115:221, является организованный доступ на его территорию (въезд) непосредственно под компенсатором магистральной трубы тепловых сетей.
В силу специфики деятельности истца на спорной территории используется большегрузная длинномерная автомобильная техника и производятся соответствующие погрузочно-разгрузочные работы, требующие больших радиусов разворота.
Довод жалобы о возможном нарушении прав иных собственников, со ссылкой на расположение на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041815:6, помимо объектов (цех и весовая), принадлежащих истцу, 8-ми иных объектов различного назначения, принадлежащих другим лицам, которые не могут размещаться в зоне П-2, является несостоятельным, поскольку из публичной кадастровой карты не усматривается наличие иных объектов на участке с указанным кадастровым номером.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В этой связи решение суда, основанное на правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, и надлежащей оценке доводов и возражений сторон, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.09.2017 по делу N А73-8476/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА
Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
А.А.ТИХОНЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)