Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2017 N 21АП-1678/2017 ПО ДЕЛУ N А83-2865/2017

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2017 г. по делу N А83-2865/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градова О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
- при участии: до перерыва - директора ООО "Фирма "Союз-Крым" - Борисенко Сергея Борисовича, приказ от 19.02.2009 N 1; представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Шельтик Евгении Владимировны, доверенность от 09.01.2017 N 04-Д; после перерыва, участники судебного процесса, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были уведомлены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 июня 2017 года по делу N А83-2865/2017 (судья Толпыго В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Союз-Крым" (ул. Героев Сталинграда, дом 35, кв. 123, г. Симферополь, Республика Крым, 295047) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация Симферопольского района Республики Крым (ул. Павленко, 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), о признании незаконным отказа и понуждении к выполнению определенных действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Союз-Крым" (ул. Героев Сталинграда, дом 35, кв. 123, г. Симферополь, Республика Крым, 295047) (далее - ООО "Фирма "Союз-Крым", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) (далее - Министерство, заинтересованное лицо), в котором просило суд: признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленный письмом от 24.01.2017 N 01-10/46386, в переоформлении договора аренды земли от 24.09.2007; обязать заинтересованное лицо переоформить договор аренды земли от 24.09.2007 в Порядке переоформления прав и завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.06.2017, требования общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Союз-Крым" были удовлетворены; отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленный письмом от 24.01.2017 N 01-10/46386 в предоставлении земельного участка в порядке переоформления, был признан недействительным; на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым была возложена обязанность подготовить, подписать в трех экземплярах проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:12:000000:167 по адресу 27км+850м автодороги Симферополь-Ялта на территории Добровского сельского совета, площадью 0,0800 га для размещения кафе с летней площадкой и направить их в адрес общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Союз-Крым", не позднее месяца со дня принятия решения судом; с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Союз-Крым", была взыскана государственная пошлина в сумме 3 000,00 рублей.; ООО "Фирма "Союз-Крым" из федерального бюджета была возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 15.03.2017 N 32.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.06.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что при вынесении решения, суд первой инстанции неправильно дал оценку представленным доказательствам, не учел доводы заинтересованного лица о применении положений статьи 431 ГК РФ, что послужило основанием вынесения необоснованного решения.
В судебном заседании, состоявшемся 24.08.2017, представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.06.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. После перерыва, в судебное заседание 28.08.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.
Представитель ООО "Фирма "Союз-Крым", в судебном заседании, состоявшемся 24.08.2017, возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что судом первой инстанции было принято законное и обоснованное решение. Однако, после перерыва, в судебное заседание 28.08.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.
Администрация Симферопольского района Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление участников судебного процесса, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 16 июня 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 24.09.2007 года между Симферопольской районной государственной администрацией (далее - Арендодатель) и фирмой "Союз-Крым" (далее - Арендатор) был заключен договор аренды земли (далее - Договор).
В соответствии с п. 1 Договора, Арендодатель возобновляет договор аренды от 24.11.2002 и передает, а Арендатор принимает, в платное пользование земельный участок общей площадью 0,0800 га из земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного предназначения для размещения кафе с летней площадкой на территории Добровского сельского совета.
Согласно п. 2 Договора, в аренду передается земельный участок общей площадью 0,0800 га из земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного предназначения для размещения кафе с летней площадкой на 27км+850м автодороги Симферополь-Ялта на территории Добровского сельского совета.
Договор заключен сроком на пять лет до - 20 сентября 2012 года (п. 8 Договора).
В дальнейшем, Договор зарегистрирован в Крымском региональном филиале "Государственного предприятия Центр ГЗК при Госкомземе Украины", о чем была внесена запись N 2/1-040700100019 от 12.10.2007.
17.09.2012 Симферопольской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым было принято распоряжение N 1798-р "О внесении изменений и возобновлении срока действия договора аренды земельного участка ЧП "Фирма "Союз-Крым" для размещения кафе с летней площадкой на территории Добровского сельского совета", согласно которому, срок действия договора аренды земельного участка от 24.09.2007 возобновлен сроком на 5 лет.
В этой связи, 17.09.2012 между Симферопольской районной государственной администрацией и частным предприятием "Фирма "Союз-Крым", было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 24.09.2007.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения на земельном участке расположен объект незаконченного строительства, кафе (п. 2.1.), договор заключен сроком на 5 (пять) лет (п. 2.2.).
Дополнительное соглашение было зарегистрировано 15.11.2012 в Управлении Госкомзема в Симферопольском районе Автономной Республики Крым в Книге записей регистрации договоров аренды земли N 4 за N 0124700040001594.
В связи с принятием Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", учредительные документы частного предприятия "Фирма "Союз-Крым", были приведены в соответствие с нормами российского законодательства, и в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, - общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Союз-Крым".
В дальнейшем, 26.12.2016 ООО "Фирма "Союз-Крым" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка, согласно которому Общество просило переоформить право аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, площадью 800+/-10 кв. м 240, находящийся на праве аренды у заявителя на срок до 15.11.2017.
Письмом от 24.01.2017 за исх. N 01-10/46386, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, отказала ООО "Фирма "Союз-Крым" в переоформлении права аренды, ссылаясь на тот факт, что срок действия договора истек 20.09.2012.
Не согласившись с отказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, ООО "Фирма "Союз-Крым" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции требования Общества удовлетворил в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. То есть с 21.03.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 6-ФКЗ местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Частью 2 статьи 19 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Согласно пункту 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Пунктом 15 статьи 3 Закона N 38-3PK установлено, что лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута в отношении земельного участка в срок до 1 апреля 2017 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 (далее - Порядок N 313) (действие данного порядка не было приостановлено на дату принятия оспоренного отказа), возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 14 Порядка N 313, сроки договора аренды и договора об установлении сервитута, заключенных в порядке переоформления прав, определяются сроком окончания действия ранее заключенных договоров (аренды, эмфитевзиса, суперфиция, сервитута).
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 313, решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что основанием отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ООО "Фирма "Союз-Крым" в переоформлении права аренды, послужило то, что срок действия договора аренды истек 20.09.2012.
В свою очередь, частью 6 статьи 13 Закона N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Между тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно того, что договор аренды земли от 24.09.2007 года является действующим, поскольку дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка, заключенным между Симферопольской районной государственной администрацией и частным предприятием "Фирма "Союз-Крым" договор был заключен сроком на 5 (пять) лет и затем продлен на 5 лет до - 2017 года.
При этом, материалы дела не содержат сведений относительно того, что договор аренды земельного участка признан недействительным.
На основании изложенного, коллегия судей пришла к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно признал отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленный письмом от 24.01.2017 N 01-10/46386 в предоставлении земельного участка в порядке переоформления, недействительным.
Между тем, из материалов дела следует, что ООО "Фирма "Союз-Крым" при обращении в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением оплатило установленную статьей 333.21 НК РФ государственную пошлину в размере 3 000 руб.
По правилам статьи 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь вышеизложенными нормами АПК РФ, суд первой инстанции, учитывая принятие судебного акта в пользу ООО "Фирма "Союз-Крым", обоснованно взыскал с Министерства в пользу Общества уплаченную им государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 июня 2017 года по делу N А83-2865/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.КАРЕВ

Судьи
О.Г.ГРАДОВА
Н.П.ГОРОШКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)