Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2017 года по делу N А19-20492/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, адрес: 664033, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 257) к администрации города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: 664025, Иркутская область, ул. Ленина, д. 14) о признании незаконным отказа N 505-70-11118/16 от 14.10.2016 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 739 кв. м, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области,
(суд первой инстанции: судья Пугачев А.А.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Большедворовой О.Н., представителя по доверенности от 27.12.2016,
от администрации города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом - не явился, извещен,
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области - не явился, извещен,
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, общество или ОАО "ИЭСК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным отказа N 505-70-11118/16 от 14.10.2016 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 739 кв. м, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ИЭСК".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2017 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации N 505-70-11118/16 от 14.10.2016 в предварительном согласовании предоставления земельного участка как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети".
На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявители апелляционной жалобы ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, по доводам, изложенным в жалобах.
ОАО "ИЭСК" в представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "ИЭСК" выразила свое несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает доводы жалобы не состоятельными. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Администрация и Уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и лица, не привлеченное к участию в деле надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, выслушав представителя общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" является собственником объекта недвижимости: "ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная", назначение: сооружения электроэнергетики, протяженностью 63963 м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Иркутская область, Ангарский район, Иркутский район, г. Иркутск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 38-38/001-38/001/009/2016-4695/1 от 23.05.2016.
15.09.2016 ОАО "ИЭСК" обратилось в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 739 кв. м, образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:35, с местоположением: Иркутская область, г. Иркутск, между ул. Карпинского и р. Ушаковкой для эксплуатации ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная, под опорами линии электропередач в аренду на 49 лет без проведения торгов, в соответствии с требованиями подпункта 9 пункта 2 статей 39.6, статей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению были приложены следующие документы:
- доверенность N юр-134 от 15.04.2016,
- доверенность N юр-12 от 15.04.2016,
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности от 23.05.2016,
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
- сообщение о перечне зданий и сооружений, находящихся на испрашиваемом земельном участке,
- диск CD-R со схемой расположения земельного участка.
Письмом от 14.10.2016 N 505-70-11118/16 Администрация отказала в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что сооружение "ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная" фактически частично расположено вне границ земельного участка, указанного в заявлении и предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка возможно под всем объектом, а не только под опорами линии.
ОАО "ИЭСК" полагая, что отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого отказа, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Органами местного самоуправления на основании статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 39.14 39.14 Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
- В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Материалами дела подтверждается, что Постановлением Администрации от 29.04.2014 N 031-06-527/14 ОАО "ИЭСК" в аренду сроком на три года под строительство объектов инженерной инфраструктуры предоставлены части земельных участков, в том числе часть земельного участка с учетным номером 38:36:000000:35/1 площадью 189505 кв. м, который является частью земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:35, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска, между ул. Карпинского и р. Ушаковкой.
В отношении данного земельного участка между заявителем и ответчиком заключен договор аренды земельного участка N 5310 от 03.06.2014 со сроком действия с 29.05.2014 по 29.05.2017.
На основании выданного разрешения на строительство ОАО "ИЭСК" построен объект "ВЛ 220 кВ Иркутск-Восточная", на который заявителем зарегистрировано право собственности.
ОАО "ИЭСК" обратилось к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 739 кв. м, образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:35, для эксплуатации сооружения "ВЛ 220 кВ Иркутск-Восточная".
Фактически заявитель обратился за предварительным согласованием предоставления обособленных земельных участков под опорами линии электропередач.
Администрация, отказывая заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указал, что линейный объект зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как единый объект; согласно схеме расположения земельного участка площадь земельного участка, необходимая под эксплуатацию указанного объекта, рассчитана, исходя из размеров земельных участков, занятых только под опорами указанного линейного объекта, не учитывая другие составные части линейного объекта в целом.
Фактически позиция ответчика сводится к тому, что в данном случае предварительное согласование предоставления земельного участка возможно на земельный участок под всем объектом, а не только под опорами.
Суд первой инстанции правомерно признал данные выводы Администрации несостоятельными в силу следующего.
Землями энергетики в понимании пункта 1 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети.
В пункте 2 названных Правил определено, что обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
Согласно пункту 6 данных Правил в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 5 настоящих Правил, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в пункте 2 настоящих Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
Проанализировав положения вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у заявителя обязанности по заключению договора аренды земельного участка, сформированного под всю трассу линейного объекта "ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная", а также о том, что предоставление земельных участков под опорами не является нарушением назначения использования земельного участка, предоставляемого для эксплуатации ЛЭП.
Из содержания Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, также не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с мнением суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", нарушающего права и законные интересы ОАО "ИЭСК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2017 года по делу N А19-20492/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2017 N 04АП-2047/2017 ПО ДЕЛУ N А19-20492/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. по делу N А19-20492/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2017 года по делу N А19-20492/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, адрес: 664033, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 257) к администрации города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: 664025, Иркутская область, ул. Ленина, д. 14) о признании незаконным отказа N 505-70-11118/16 от 14.10.2016 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 739 кв. м, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области,
(суд первой инстанции: судья Пугачев А.А.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Большедворовой О.Н., представителя по доверенности от 27.12.2016,
от администрации города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом - не явился, извещен,
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области - не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, общество или ОАО "ИЭСК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным отказа N 505-70-11118/16 от 14.10.2016 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 739 кв. м, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ИЭСК".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2017 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации N 505-70-11118/16 от 14.10.2016 в предварительном согласовании предоставления земельного участка как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети".
На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявители апелляционной жалобы ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, по доводам, изложенным в жалобах.
ОАО "ИЭСК" в представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "ИЭСК" выразила свое несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает доводы жалобы не состоятельными. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Администрация и Уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и лица, не привлеченное к участию в деле надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, выслушав представителя общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" является собственником объекта недвижимости: "ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная", назначение: сооружения электроэнергетики, протяженностью 63963 м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Иркутская область, Ангарский район, Иркутский район, г. Иркутск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 38-38/001-38/001/009/2016-4695/1 от 23.05.2016.
15.09.2016 ОАО "ИЭСК" обратилось в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 739 кв. м, образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:35, с местоположением: Иркутская область, г. Иркутск, между ул. Карпинского и р. Ушаковкой для эксплуатации ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная, под опорами линии электропередач в аренду на 49 лет без проведения торгов, в соответствии с требованиями подпункта 9 пункта 2 статей 39.6, статей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению были приложены следующие документы:
- доверенность N юр-134 от 15.04.2016,
- доверенность N юр-12 от 15.04.2016,
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности от 23.05.2016,
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
- сообщение о перечне зданий и сооружений, находящихся на испрашиваемом земельном участке,
- диск CD-R со схемой расположения земельного участка.
Письмом от 14.10.2016 N 505-70-11118/16 Администрация отказала в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что сооружение "ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная" фактически частично расположено вне границ земельного участка, указанного в заявлении и предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка возможно под всем объектом, а не только под опорами линии.
ОАО "ИЭСК" полагая, что отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого отказа, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Органами местного самоуправления на основании статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 39.14 39.14 Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
- В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Материалами дела подтверждается, что Постановлением Администрации от 29.04.2014 N 031-06-527/14 ОАО "ИЭСК" в аренду сроком на три года под строительство объектов инженерной инфраструктуры предоставлены части земельных участков, в том числе часть земельного участка с учетным номером 38:36:000000:35/1 площадью 189505 кв. м, который является частью земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:35, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска, между ул. Карпинского и р. Ушаковкой.
В отношении данного земельного участка между заявителем и ответчиком заключен договор аренды земельного участка N 5310 от 03.06.2014 со сроком действия с 29.05.2014 по 29.05.2017.
На основании выданного разрешения на строительство ОАО "ИЭСК" построен объект "ВЛ 220 кВ Иркутск-Восточная", на который заявителем зарегистрировано право собственности.
ОАО "ИЭСК" обратилось к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 739 кв. м, образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:35, для эксплуатации сооружения "ВЛ 220 кВ Иркутск-Восточная".
Фактически заявитель обратился за предварительным согласованием предоставления обособленных земельных участков под опорами линии электропередач.
Администрация, отказывая заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указал, что линейный объект зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как единый объект; согласно схеме расположения земельного участка площадь земельного участка, необходимая под эксплуатацию указанного объекта, рассчитана, исходя из размеров земельных участков, занятых только под опорами указанного линейного объекта, не учитывая другие составные части линейного объекта в целом.
Фактически позиция ответчика сводится к тому, что в данном случае предварительное согласование предоставления земельного участка возможно на земельный участок под всем объектом, а не только под опорами.
Суд первой инстанции правомерно признал данные выводы Администрации несостоятельными в силу следующего.
Землями энергетики в понимании пункта 1 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети.
В пункте 2 названных Правил определено, что обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
Согласно пункту 6 данных Правил в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 5 настоящих Правил, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в пункте 2 настоящих Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
Проанализировав положения вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у заявителя обязанности по заключению договора аренды земельного участка, сформированного под всю трассу линейного объекта "ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная", а также о том, что предоставление земельных участков под опорами не является нарушением назначения использования земельного участка, предоставляемого для эксплуатации ЛЭП.
Из содержания Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, также не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с мнением суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", нарушающего права и законные интересы ОАО "ИЭСК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2017 года по делу N А19-20492/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)