Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Бахир" - Фирстовой Л.С. (доверенность от 25.02.2016),
представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июня 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Бахир"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2017 года по делу N А65-13383/2016 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Бахир" (ОГРН 1021603068035, ИНН 1656018194), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань,
к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
о признании незаконным решения,
установил:
закрытое акционерное общество "Бахир" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Бахир") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным решение об отказе, изложенное в письме от 18.03.2016 исх. N 3471/кзио-исх, в предоставлении земельного участка, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером 16:50:090921:3, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Кировский район, ул. Болотникова, общей площадью 380 кв. м на праве собственности под объектом недвижимости: нежилое здание (торговый павильон) 1-этажное, общая площадь 190,70 кв. м, инв. N 7972, лит. А, А1, объект N 1, с кадастровым номером 16:50:03:01873:001, согласно схеме расположения земельного участка, изложенного в письме Управления архитектуры и градостроительства от 09.11.2015 N 15/20-085-15710 (т. 1 л.д. 3-11).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2017 по делу N А65-113383/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 60-66).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Заявитель указывает, что не доказан факт того, что спорный участок расположен на территории планируемой согласно Генплану реконструкции (расширению) автомобильных дорог (размещению объектов местного значения); не доказан установленный судом обстоятельства того, что спорный участок расположен в границах отвода для размещения бульвара; не доказано нахождение спорного участка в границах надлежаще утвержденных красных линий, обозначающих территорию общего пользования, ввиду отсутствия утвержденного проекта детальной планировки ул. Болотникова, также именно заявителю принадлежит право выбора того права на участок под объектом недвижимости, которое он желает получить (т. 2 л.д. 80-93).
Исполком и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 судебное заседание отложено на 14.06.2017.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 в составе суда произведена замена судьи Филипповой Е.Г. на судью Корнилова А.Б.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителя общества, в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ЗАО "Бахир" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Бахир" является собственником нежилого здания (торгового павильона) с кадастровым номером 16:50:03:01873:001, площадью 190,70 кв. м расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Болотникова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2002 Серии 16-АА N 073629 (т. 1 л.д. 44).
Постановлением Администрации города Казани Республики Татарстан N 826 от 23.04.2001 ЗАО "Бахир" отведен во временное пользование на условиях аренды сроком на 5 лет земельный участок площадью 0,038 га. для установки торгового павильона по ул. Болотникова (т. 2 л.д. 4).
25.10.2001 между ЗАО "Бахир" и Администрацией города Казани заключен договор N 5425 об аренде земли сроком до 23 апреля 2006 года, согласно которому обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,038 га., расположенный по адресу: г. Казань, Кировский район, ул. Болотникова (т. 2 л.д. 5-8).
21.04.2015 ООО "Бахир" обратилось в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и в МКУ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани с заявлением о предоставлении указанного земельного участка площадью 0,038 га. с кадастровым номером 16:50:090421:3 на праве собственности (т. 1 л.д. 42).
Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани письмом от 28.04.2015, сообщив, что граница запрашиваемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:090421:10 и 16:50:090421:1, а также что часть принадлежащего заявителю объекта расположена за границами земельного участка с кадастровым номером 16:50:090421:3, указал, что предоставление данного земельного участка возможно в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием предоставления земельного участка.
Указанным письмом запросил схему расположения земельного участка, для изготовления которой рекомендовал обратиться в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани (т. 1 л.д. 19).
10.09.2015 ООО "Бахир" обратилось в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани" с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Болотникова (т. 1 л.д. 20).
После подготовки указанной схемы ООО "Бахир" 10.11.2015 обратилось в МКУ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
МКУ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани письмом от 23.11.2015 со ссылкой на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указал, что предоставление земельного участка возможно в краткосрочную аренду, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий застройки, которые являются границами, отделяющими территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов, площадей, с установлением особого режима их использования.
При этом, пояснил, что красные линии обозначают границы территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и устанавливаются для прокладки и эксплуатации систем транспортной и инженерной инфраструктур (т. 1 л.д. 26).
23.12.2015 заявитель обратился в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани с заявлением о предоставлении информации по расположению земельного участка относительно красных линий.
В ответ на указанное обращение Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани письмом от 23.12.2015 сообщило, что земельный участок по ул. Болотникова расположен в красных линиях улицы Болотникова, согласно Генеральному плану г. Казани, утв. решением Казанской Думы от 28.12.2007 N 23-26, ул. Болотникова и ул. Фрунзе являются магистральными улицами общегородского значения, в перспективе предусматривается реконструкция и расширение проезжей части, а также то, что разработанного и утвержденного проекта планировки на данную территорию не имеется (т. 1 л.д. 28-29).
В последующем в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в интересах заявителя направлены адвокатские запросы на получение сведений о правовом статусе красных линий; о том, в какой зоне градостроительного регламента расположен испрашиваемый земельный участок; о возможности предоставления сведений о красных линиях из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и геослужбы (т. 1 л.д. 30-35).
В ответ на адвокатские запросы Управление архитектуры и градостроительства указало, что согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана г. Казани ул. Болотникова и ул. Фрунзе являются магистральными улицами общегородского значения, проект планировки на которую не разрабатывался, пояснив, что красные линии по ул. Болотникова являются проектными, которые обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессах проектирования, межевания и строительства на территории г. Казани (письмо от 03.03.2016 N 15/02-05-2986,- т. 1 л.д. 36).
На запрос о предоставлении сведений указал, что земельный участок находится на городской территории, выделенной как территория, предлагаемая к резервированию для муниципальных нужд; расположен в границах перспективной автомагистрали, в планируемых границах территории общего пользования.
ИКМО г. Казани письмами от 03.03.2016 и от 28.03.2016 сообщило, что красные линии являются проектными, поскольку на обозначенную территорию не имеется разработанного и утвержденного проекта планировки территории.
Письмом от 16.03.2016 N 1/П общество повторно обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани с просьбой предоставить земельный участок в собственность, приняв решение об утверждение схемы расположения земельного участка, направленной в адрес ЗАО "Бахир" письмом УАиГ от 09.11.2015 N 15/20-05-15710, а также решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, и направить подписанный проект договора купли-продажи (т. 1 л.д. 17-18).
На повторное обращение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани письмом от 18.03.2016 N 3471/кзиоисх. сообщил о возможности предоставления земельного участка в краткосрочную аренду до начала строительства бульвара, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах проектных красных линий застройки, в зоне инженерной и транспортной инфраструктур (в границах улицы общегородского значения) и на нем запланирована организация бульвара (т. 1 л.д. 16).
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в собственность, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3. ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения и проверки заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В статье 39.16 ЗК РФ в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17);
- границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 24).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования муниципальных образований.
В абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 ГрК РФ, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15, 16 статьи 45 ГрК РФ).
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 ГрК РФ положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов панировки и застройки градостроительных объектов. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Согласно пункту 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани" с учетом протокола публичных слушаний от 25.12.2006 и заключения по результатам публичных слушаний от 23.02.2007, утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани согласно приложению.
Соответственно на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка Генеральный план муниципального образования города Казани, уже был утвержден решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
Пунктом 3.2.2. Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани (Приложение к решению Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26) предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, заключающееся в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорог путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в разных уровнях. В перечень общегородских улиц и дорог, предлагаемых к строительству и реконструкции на расчетный срок реализации Генерального плана, входят, в том числе, улицы районного значения и городские дороги - всего 59,0 км (пункт 3.2.2.1. указанного Положения).
Испрашиваемый земельный участок в соответствии со Схемой функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 расположен в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения с расчетным сроком Генерального плана 2011-2020 г.г. (т. 2 л.д. 13).
Из представленной схемы общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани" видно, что спорный земельный участок расположен в зоне улицы общегородского значения с координированным светофорным движением по "зеленой волне" (т. 2 л.д. 9-11).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
При этом, согласно подпункту а пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, что указанные красные линии не утверждены в установленном порядке.
Между тем, по смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В абзаце 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что правомерным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Исходя из пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ Генеральный план, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, являющийся документом территориального планирования в силу статьи 18 ГрК РФ, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку им предусмотрено размещение объектов местного значения на улице Болотникова.
То есть, земельный участок, в пределах границ которого проходят, как существующие, так и планируемые в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, автомобильные дороги, не может быть приватизирован в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.
Таким образом, с учетом пункта 17 статьи 39.16. ЗК РФ и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод, что наличие в генеральном плане населенного пункта сведений о запланированном на испрашиваемом заявителями земельном участке строительстве, в том числе путем расширения (реконструкции) автомобильной дороги как территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, является самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Представленные схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта и Схема функциональных зон (Генеральный план) свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах отвода для расширения проезжей части улицы Болотникова и размещения бульвара.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что на спорном земельном участке на основании решения Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани" запланировано расширение автодороги на улице Болотникова.
При таких обстоятельствах, на основании документа территориального планирования - Генерального плана города Казани, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку с размещением на данной территории объектов общего пользования в частную собственность предоставлен быть не может.
Кроме того, как указывает сам заявитель, и не оспаривает ответчик, утвержденная схема расположения земельного участка, в пределах которого расположен принадлежащий на праве собственности заявителю объект недвижимости, отсутствует.
Согласно пункту 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, отсутствие документального подтверждения уточнения границ спорного земельного участка в силу пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Таким образом, поскольку ответчиком были выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка, у него отсутствовали правовые основания для предоставления указанного земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно указал, что предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя нарушит интересы неограниченного круга лиц. При этом доказательств того, что ответчик допустил не предусмотренное действующим законодательством нарушение или ограничение прав заявителя, не имеется. Возможность использования принадлежащего заявителю объекта недвижимости может быть обеспечена путем предоставления соответствующего земельного участка на праве аренды.
Довод ответчика со ссылкой на пункт 5 статьи 4 АПК РФ о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора суд первой инстанции признал несостоятельным, поскольку порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, регламентирован главой 24 АПК РФ. При этом обязательный досудебный порядок урегулирования спора по таким делам не предусмотрен.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчики указали, что согласно схеме развития линии общественного транспорта Генерального плана г. Казани, размещенного на официальном сайте МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани" http://uag.kzn.ru/gradostroitelstvo/general plan/, а также на официальном портале города Казани http://www.kzn.ru, земельный участок расположен в границах прохождения линии перспективного метро. На сегодняшний день существует автомобильная дорога по улице Фрунзе и улице Болотникова, между которыми и располагается спорный участок. Однако даже в соответствии со схемой развития улично-дорожной сети, на которую ссылается заявитель апелляционной жалобы, видно, что на данном участке запланировано строительство транспортного узла (круг голубого цвета). Также на схеме размещения объектов капитального строительства Генерального плана г. Казани данный участок дороги обозначен как "участки скоростных и городских магистралей, дорог непрерывного движения нового строительства и реконструкции".
Заявитель не представил доказательств, опровергающих доводы ответчиков.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка является обоснованным, в связи с чем, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2017 года по делу N А65-13383/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2017 N 11АП-4262/2017 ПО ДЕЛУ N А65-13383/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. по делу N А65-13383/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Бахир" - Фирстовой Л.С. (доверенность от 25.02.2016),
представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июня 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Бахир"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2017 года по делу N А65-13383/2016 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Бахир" (ОГРН 1021603068035, ИНН 1656018194), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань,
к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
о признании незаконным решения,
установил:
закрытое акционерное общество "Бахир" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Бахир") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным решение об отказе, изложенное в письме от 18.03.2016 исх. N 3471/кзио-исх, в предоставлении земельного участка, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером 16:50:090921:3, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Кировский район, ул. Болотникова, общей площадью 380 кв. м на праве собственности под объектом недвижимости: нежилое здание (торговый павильон) 1-этажное, общая площадь 190,70 кв. м, инв. N 7972, лит. А, А1, объект N 1, с кадастровым номером 16:50:03:01873:001, согласно схеме расположения земельного участка, изложенного в письме Управления архитектуры и градостроительства от 09.11.2015 N 15/20-085-15710 (т. 1 л.д. 3-11).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2017 по делу N А65-113383/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 60-66).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Заявитель указывает, что не доказан факт того, что спорный участок расположен на территории планируемой согласно Генплану реконструкции (расширению) автомобильных дорог (размещению объектов местного значения); не доказан установленный судом обстоятельства того, что спорный участок расположен в границах отвода для размещения бульвара; не доказано нахождение спорного участка в границах надлежаще утвержденных красных линий, обозначающих территорию общего пользования, ввиду отсутствия утвержденного проекта детальной планировки ул. Болотникова, также именно заявителю принадлежит право выбора того права на участок под объектом недвижимости, которое он желает получить (т. 2 л.д. 80-93).
Исполком и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 судебное заседание отложено на 14.06.2017.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 в составе суда произведена замена судьи Филипповой Е.Г. на судью Корнилова А.Б.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителя общества, в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ЗАО "Бахир" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Бахир" является собственником нежилого здания (торгового павильона) с кадастровым номером 16:50:03:01873:001, площадью 190,70 кв. м расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Болотникова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2002 Серии 16-АА N 073629 (т. 1 л.д. 44).
Постановлением Администрации города Казани Республики Татарстан N 826 от 23.04.2001 ЗАО "Бахир" отведен во временное пользование на условиях аренды сроком на 5 лет земельный участок площадью 0,038 га. для установки торгового павильона по ул. Болотникова (т. 2 л.д. 4).
25.10.2001 между ЗАО "Бахир" и Администрацией города Казани заключен договор N 5425 об аренде земли сроком до 23 апреля 2006 года, согласно которому обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,038 га., расположенный по адресу: г. Казань, Кировский район, ул. Болотникова (т. 2 л.д. 5-8).
21.04.2015 ООО "Бахир" обратилось в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и в МКУ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани с заявлением о предоставлении указанного земельного участка площадью 0,038 га. с кадастровым номером 16:50:090421:3 на праве собственности (т. 1 л.д. 42).
Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани письмом от 28.04.2015, сообщив, что граница запрашиваемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:090421:10 и 16:50:090421:1, а также что часть принадлежащего заявителю объекта расположена за границами земельного участка с кадастровым номером 16:50:090421:3, указал, что предоставление данного земельного участка возможно в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием предоставления земельного участка.
Указанным письмом запросил схему расположения земельного участка, для изготовления которой рекомендовал обратиться в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани (т. 1 л.д. 19).
10.09.2015 ООО "Бахир" обратилось в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани" с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Болотникова (т. 1 л.д. 20).
После подготовки указанной схемы ООО "Бахир" 10.11.2015 обратилось в МКУ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
МКУ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани письмом от 23.11.2015 со ссылкой на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указал, что предоставление земельного участка возможно в краткосрочную аренду, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий застройки, которые являются границами, отделяющими территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов, площадей, с установлением особого режима их использования.
При этом, пояснил, что красные линии обозначают границы территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и устанавливаются для прокладки и эксплуатации систем транспортной и инженерной инфраструктур (т. 1 л.д. 26).
23.12.2015 заявитель обратился в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани с заявлением о предоставлении информации по расположению земельного участка относительно красных линий.
В ответ на указанное обращение Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани письмом от 23.12.2015 сообщило, что земельный участок по ул. Болотникова расположен в красных линиях улицы Болотникова, согласно Генеральному плану г. Казани, утв. решением Казанской Думы от 28.12.2007 N 23-26, ул. Болотникова и ул. Фрунзе являются магистральными улицами общегородского значения, в перспективе предусматривается реконструкция и расширение проезжей части, а также то, что разработанного и утвержденного проекта планировки на данную территорию не имеется (т. 1 л.д. 28-29).
В последующем в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в интересах заявителя направлены адвокатские запросы на получение сведений о правовом статусе красных линий; о том, в какой зоне градостроительного регламента расположен испрашиваемый земельный участок; о возможности предоставления сведений о красных линиях из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и геослужбы (т. 1 л.д. 30-35).
В ответ на адвокатские запросы Управление архитектуры и градостроительства указало, что согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана г. Казани ул. Болотникова и ул. Фрунзе являются магистральными улицами общегородского значения, проект планировки на которую не разрабатывался, пояснив, что красные линии по ул. Болотникова являются проектными, которые обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессах проектирования, межевания и строительства на территории г. Казани (письмо от 03.03.2016 N 15/02-05-2986,- т. 1 л.д. 36).
На запрос о предоставлении сведений указал, что земельный участок находится на городской территории, выделенной как территория, предлагаемая к резервированию для муниципальных нужд; расположен в границах перспективной автомагистрали, в планируемых границах территории общего пользования.
ИКМО г. Казани письмами от 03.03.2016 и от 28.03.2016 сообщило, что красные линии являются проектными, поскольку на обозначенную территорию не имеется разработанного и утвержденного проекта планировки территории.
Письмом от 16.03.2016 N 1/П общество повторно обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани с просьбой предоставить земельный участок в собственность, приняв решение об утверждение схемы расположения земельного участка, направленной в адрес ЗАО "Бахир" письмом УАиГ от 09.11.2015 N 15/20-05-15710, а также решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, и направить подписанный проект договора купли-продажи (т. 1 л.д. 17-18).
На повторное обращение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани письмом от 18.03.2016 N 3471/кзиоисх. сообщил о возможности предоставления земельного участка в краткосрочную аренду до начала строительства бульвара, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах проектных красных линий застройки, в зоне инженерной и транспортной инфраструктур (в границах улицы общегородского значения) и на нем запланирована организация бульвара (т. 1 л.д. 16).
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в собственность, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3. ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения и проверки заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В статье 39.16 ЗК РФ в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17);
- границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 24).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования муниципальных образований.
В абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 ГрК РФ, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15, 16 статьи 45 ГрК РФ).
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 ГрК РФ положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов панировки и застройки градостроительных объектов. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Согласно пункту 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани" с учетом протокола публичных слушаний от 25.12.2006 и заключения по результатам публичных слушаний от 23.02.2007, утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани согласно приложению.
Соответственно на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка Генеральный план муниципального образования города Казани, уже был утвержден решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
Пунктом 3.2.2. Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани (Приложение к решению Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26) предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, заключающееся в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорог путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в разных уровнях. В перечень общегородских улиц и дорог, предлагаемых к строительству и реконструкции на расчетный срок реализации Генерального плана, входят, в том числе, улицы районного значения и городские дороги - всего 59,0 км (пункт 3.2.2.1. указанного Положения).
Испрашиваемый земельный участок в соответствии со Схемой функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 расположен в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения с расчетным сроком Генерального плана 2011-2020 г.г. (т. 2 л.д. 13).
Из представленной схемы общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани" видно, что спорный земельный участок расположен в зоне улицы общегородского значения с координированным светофорным движением по "зеленой волне" (т. 2 л.д. 9-11).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
При этом, согласно подпункту а пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, что указанные красные линии не утверждены в установленном порядке.
Между тем, по смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В абзаце 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что правомерным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Исходя из пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ Генеральный план, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, являющийся документом территориального планирования в силу статьи 18 ГрК РФ, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку им предусмотрено размещение объектов местного значения на улице Болотникова.
То есть, земельный участок, в пределах границ которого проходят, как существующие, так и планируемые в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, автомобильные дороги, не может быть приватизирован в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.
Таким образом, с учетом пункта 17 статьи 39.16. ЗК РФ и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод, что наличие в генеральном плане населенного пункта сведений о запланированном на испрашиваемом заявителями земельном участке строительстве, в том числе путем расширения (реконструкции) автомобильной дороги как территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, является самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Представленные схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта и Схема функциональных зон (Генеральный план) свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах отвода для расширения проезжей части улицы Болотникова и размещения бульвара.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что на спорном земельном участке на основании решения Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани" запланировано расширение автодороги на улице Болотникова.
При таких обстоятельствах, на основании документа территориального планирования - Генерального плана города Казани, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку с размещением на данной территории объектов общего пользования в частную собственность предоставлен быть не может.
Кроме того, как указывает сам заявитель, и не оспаривает ответчик, утвержденная схема расположения земельного участка, в пределах которого расположен принадлежащий на праве собственности заявителю объект недвижимости, отсутствует.
Согласно пункту 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, отсутствие документального подтверждения уточнения границ спорного земельного участка в силу пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Таким образом, поскольку ответчиком были выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка, у него отсутствовали правовые основания для предоставления указанного земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно указал, что предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя нарушит интересы неограниченного круга лиц. При этом доказательств того, что ответчик допустил не предусмотренное действующим законодательством нарушение или ограничение прав заявителя, не имеется. Возможность использования принадлежащего заявителю объекта недвижимости может быть обеспечена путем предоставления соответствующего земельного участка на праве аренды.
Довод ответчика со ссылкой на пункт 5 статьи 4 АПК РФ о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора суд первой инстанции признал несостоятельным, поскольку порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, регламентирован главой 24 АПК РФ. При этом обязательный досудебный порядок урегулирования спора по таким делам не предусмотрен.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчики указали, что согласно схеме развития линии общественного транспорта Генерального плана г. Казани, размещенного на официальном сайте МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани" http://uag.kzn.ru/gradostroitelstvo/general plan/, а также на официальном портале города Казани http://www.kzn.ru, земельный участок расположен в границах прохождения линии перспективного метро. На сегодняшний день существует автомобильная дорога по улице Фрунзе и улице Болотникова, между которыми и располагается спорный участок. Однако даже в соответствии со схемой развития улично-дорожной сети, на которую ссылается заявитель апелляционной жалобы, видно, что на данном участке запланировано строительство транспортного узла (круг голубого цвета). Также на схеме размещения объектов капитального строительства Генерального плана г. Казани данный участок дороги обозначен как "участки скоростных и городских магистралей, дорог непрерывного движения нового строительства и реконструкции".
Заявитель не представил доказательств, опровергающих доводы ответчиков.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка является обоснованным, в связи с чем, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2017 года по делу N А65-13383/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)