Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2017 N 19АП-6338/2017 ПО ДЕЛУ N А08-7110/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. по делу N А08-7110/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
- от Администрации Большегородищенского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью "Отрадаагроинвест": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Большегородищенского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.07.2017 по делу N А08-7110/2016 (судья Мироненко К.В.), принятое по заявлению Администрации Большегородищенского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области (ОГРН 1063120003792, ИНН 3120082748) к УФАС по Белгородской области (ОГРН 1023101646831, ИНН 3123084662) о признании недействительным решения,
установил:

Администрация Большегородищенского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным решения Белгородского УФАС России (далее - УФАС, Управление) от 05.07.2016 по делу N 217-16-АЗ о признании Администрации Большегородищенского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области нарушившей ч. 2 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением суда от 21.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Большегородищенского сельского поселения обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что антимонопольным органом были ошибочны применены положения главы 9 Закона о защите конкуренции, чем были нарушены обязательные процедуры, установленные ст. 18.1 Закона. ООО "Отрадаагроинвест" не обладало правом подачи жалобы, в связи с чем его жалоба была рассмотрена незаконно.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на основании решения земского собрания Большегородищенского сельского поселения от 29.01.2016 N 4 "О согласовании передачи в аренду земельного участка сельского назначения, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения" администрацией организован аукцион по продаже права аренды земельных участков.
Извещение размещено 21.03.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://torgi.gov.ru//.
ООО "Отрадаагроинвест" посчитав, что проведение администрацией аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обратилось с жалобой в Белгородское УФАС России.
На основании данного заявления УФАС по Белгородской области 20.05.2016 издан приказ N 162 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Белгородского УФАС России 05.07.2016 по итогам рассмотрения жалобы и возражений на нее и материалов аукциона приняла решение, которым установила факт нарушения администрацией Большегородищенского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в установлении требования к претендентам на участие в аукционе предоставления юридическими лицами нотариально заверенных копий учредительных документов, что ограничило доступ к участию в торгах.
Считая решение УФАС по Белгородской области от 05.07.2016 по делу N 217-16-АЗ недействительным, Администрация Большегородищенского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что решение антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы (пункт 16 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона (пункт 18 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.
Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 108 - 111 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010, документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.
Не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
Требования к документации об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, определены п. 114 Правил.
Не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.
В оспариваемом решении антимонопольный орган указал о нарушении организатором торгов при проведении спорных торгов пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ.
Согласно Извещению о проведении торгов N 210316/7775611/01, для участия в аукционе необходимо представить: заявку по установленной форме, платежный документ, подтверждающий внесение задатка не счет администрации в размере 80% начальной цены приобретаемого участка в срок до 15.04.2016; для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов, для физических лиц - паспорт.
Таким образом, установление в аукционной документации требования о предоставлении нотариально заверенных копий учредительных документов противоречит положениям ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ.
Указанное требование влечет наложение дополнительных обременений на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оборота земельных участков, дополнительные материальные затраты и приводит к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке, что свидетельствует об ограничении доступа к участию в торгах, являются нарушением требований ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.07.2017 N Ф10-2718/2017 по делу N А08-7112/2016.
Доводы апелляционной жалобы о рассмотрении заявления общества антимонопольным органом по неверной процедуре, а именно по правилам главы 9 Закона N 135-ФЗ, а следовало по правилам, предусмотренным статьей 18.1, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм антимонопольного законодательства.
Целью указанного аукциона является привлечение всех заинтересованных лиц и получение администрацией максимальной цены за пользование муниципальной собственностью, оспоренное требование к заявителям на участие в аукционе привело к ограничению участников спорной конкурентной процедуры, что запрещено положениями части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности решения от 05.07.2016 по делу N 217-16-АЗ.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.07.2017 по делу N А08-7110/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)