Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Злобиным О.С.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Мищенко Марины Абдулловны - представителя Мустафина А.Т. (доверенность от 09.12.2016 N 16 АА 3700345),
иные лица, участвующие в деле, - не явились (надлежащее извещение),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 мая 2017 года по делу N А65-3366/2017 (судья Назырова Н.Б.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Мищенко Марины Абдулловны (ОГРНИП 315169000051935, ИНН 165505411524), г. Казань,
к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), г. Казань,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства города Казани",
о признании незаконным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Мищенко Марина Абдулловна (далее - ИП Мищенко М.А.) обратилась с заявлением, с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения, о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани") об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:050137:548, изложенного в письме N 202/КЗИОисх/ОГ от 17.01.2017 и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем передачи земельного участка с кадастровым номером 16:50:050137:548 в собственность ИП Мищенко М.А. посредством заключения договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Муниципальное казенное учреждение Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани", и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят обжалуемое решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ИП Мищенко М.А. требований.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Мищенко М.А. в арбитражный апелляционный суд представлен отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель ИП Мищенко М.А. в судебном заседании и в отзыве на апелляционные жалобы просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая доводы заявителей несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Мищенко М.А. на праве аренды владеет муниципальным земельным участком с кадастровым номером 16:50:050137:548 площадью 722 кв. м, расположенным по адресу: г. Казань, ул. Николая Ершова, 31Б.
На указанном земельном участке имеется объект недвижимости - гараж, общая площадь 198,7 кв. м, кадастровый номер 16:50:050137:518, инв. N 5132, лит. Б, который принадлежит ИП Мищенко М.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 16-16/001-16/097/001/2015-9073/2 от 31.03.2015. Указанный объект приобретен ИП Мищенко М.А. по договору купли-продажи от 13.03.2015 N 3415, заключенному на основании протокола о результатах торгов N 4 от 06.03.2015. Продавцом имущества выступило Муниципальное унитарное предприятие "Метроэлектротранс".
14.12.2016 ИП Мищенко М.А. обратилась в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка в порядке реализации исключительного права на приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.
Письмом от 17.01.2016 N 202/КЗИОисх/ОГ МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" отказал ИП Мищенко М.А. в предоставлении в собственность земельного участка, сославшись на то, что земельный участок находится в границах проектных красных линий.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы, ИП Мищенко М.А. обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования ИП Мищенко М.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" не доказал наличие оснований отказа, предусмотренных пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По правилам статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В пункте 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган указал в своем решении, что запрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 16:50:050137:548 по ул. Николая Ершова расположен в границах проектных красных линий, являющихся границей территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и устанавливается для прокладки и эксплуатации систем транспортной и инженерной инфраструктуры.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе согласно пункта 17 названной статьи указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" в обоснование того, что спорный участок не может быть предоставлен ИП Мищенко М.А. в собственность, ссылается на наличие Генерального плана муниципального образования города Казани, согласно которому предусматривается строительство 24 транспортных развязок в разных уровнях, в том числе транспортная развязка на пересечении ул. Николая Ершова с ул. Патриса Лумумбы.
Пунктом 3.2.2 Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, которое заключается в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорог путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в различных уровнях.
Согласно пункту 3.2.2.2 Положения Генеральным планом муниципального образования города Казани предусматривается строительство 24 транспортных развязок в различных уровнях, в том числе по плану транспортная развязка на пересечении ул. Николая Ершова с ул. Патриса Лумумбы.
Из материалов дела следует, что на момент обращения ИП Мищенко М.А. с заявлением о выкупе земельного участка Генеральный план муниципального образования города Казани, уже был утвержден Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
Суд апелляционной инстанции считает, что истечение срока реализации строительства транспортной развязки на пересечении улиц Николая Ершова и Патриса Лумумбы не свидетельствует о том, что данная транспортная развязка не будет построена.
В соответствии со схемой функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Казани, земельный участок с кадастровым номером 16:50:050137:548 по ул. Николая Ершова расположен в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного регулируемого движения.
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в представлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Исходя из пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Генеральный план, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, является документом территориального планирования в силу ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В данном случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Казани, относится к территории, предназначенной для строительства транспортной развязки, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен предпринимателю в собственность.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что уполномоченный орган был вправе принять решение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии в отношении него документации по планировке территории.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани", изложенное в письме N 202/КЗИОисх/ОГ от 17.01.2017, соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства и не нарушает права и законные интересы ИП Мищенко М.А. в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах, требования ИП Мищенко М.А. не подлежат удовлетворению.
Ссылки представителя ИП Мищенко М.А. на судебную практику по другим делам, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, так как суд рассматривает дело исходя из заявленных предмета и основания, с учетом конкретных обстоятельств, а также перечисленные в отзыве на апелляционную жалобу судебные акты какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, с участием других лиц.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2017 по делу N А65-3366/2017 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе ИП Мищенко М.А. в удовлетворении требований.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные по делу расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 мая 2017 года по делу N А65-3366/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отказать индивидуальному предпринимателю Мищенко Марине Абдулловне в удовлетворении требования о признании незаконным решения муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:050137:548, изложенного в письме N 202/КЗИОисх/ОГ от 17 января 2017 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2017 N 11АП-8651/2017 ПО ДЕЛУ N А65-3366/2017
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N А65-3366/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Злобиным О.С.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Мищенко Марины Абдулловны - представителя Мустафина А.Т. (доверенность от 09.12.2016 N 16 АА 3700345),
иные лица, участвующие в деле, - не явились (надлежащее извещение),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 мая 2017 года по делу N А65-3366/2017 (судья Назырова Н.Б.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Мищенко Марины Абдулловны (ОГРНИП 315169000051935, ИНН 165505411524), г. Казань,
к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), г. Казань,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства города Казани",
о признании незаконным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Мищенко Марина Абдулловна (далее - ИП Мищенко М.А.) обратилась с заявлением, с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения, о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани") об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:050137:548, изложенного в письме N 202/КЗИОисх/ОГ от 17.01.2017 и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем передачи земельного участка с кадастровым номером 16:50:050137:548 в собственность ИП Мищенко М.А. посредством заключения договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Муниципальное казенное учреждение Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани", и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят обжалуемое решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ИП Мищенко М.А. требований.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Мищенко М.А. в арбитражный апелляционный суд представлен отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель ИП Мищенко М.А. в судебном заседании и в отзыве на апелляционные жалобы просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая доводы заявителей несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Мищенко М.А. на праве аренды владеет муниципальным земельным участком с кадастровым номером 16:50:050137:548 площадью 722 кв. м, расположенным по адресу: г. Казань, ул. Николая Ершова, 31Б.
На указанном земельном участке имеется объект недвижимости - гараж, общая площадь 198,7 кв. м, кадастровый номер 16:50:050137:518, инв. N 5132, лит. Б, который принадлежит ИП Мищенко М.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 16-16/001-16/097/001/2015-9073/2 от 31.03.2015. Указанный объект приобретен ИП Мищенко М.А. по договору купли-продажи от 13.03.2015 N 3415, заключенному на основании протокола о результатах торгов N 4 от 06.03.2015. Продавцом имущества выступило Муниципальное унитарное предприятие "Метроэлектротранс".
14.12.2016 ИП Мищенко М.А. обратилась в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка в порядке реализации исключительного права на приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.
Письмом от 17.01.2016 N 202/КЗИОисх/ОГ МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" отказал ИП Мищенко М.А. в предоставлении в собственность земельного участка, сославшись на то, что земельный участок находится в границах проектных красных линий.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы, ИП Мищенко М.А. обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования ИП Мищенко М.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" не доказал наличие оснований отказа, предусмотренных пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По правилам статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В пункте 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган указал в своем решении, что запрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 16:50:050137:548 по ул. Николая Ершова расположен в границах проектных красных линий, являющихся границей территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и устанавливается для прокладки и эксплуатации систем транспортной и инженерной инфраструктуры.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе согласно пункта 17 названной статьи указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" в обоснование того, что спорный участок не может быть предоставлен ИП Мищенко М.А. в собственность, ссылается на наличие Генерального плана муниципального образования города Казани, согласно которому предусматривается строительство 24 транспортных развязок в разных уровнях, в том числе транспортная развязка на пересечении ул. Николая Ершова с ул. Патриса Лумумбы.
Пунктом 3.2.2 Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, которое заключается в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорог путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в различных уровнях.
Согласно пункту 3.2.2.2 Положения Генеральным планом муниципального образования города Казани предусматривается строительство 24 транспортных развязок в различных уровнях, в том числе по плану транспортная развязка на пересечении ул. Николая Ершова с ул. Патриса Лумумбы.
Из материалов дела следует, что на момент обращения ИП Мищенко М.А. с заявлением о выкупе земельного участка Генеральный план муниципального образования города Казани, уже был утвержден Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
Суд апелляционной инстанции считает, что истечение срока реализации строительства транспортной развязки на пересечении улиц Николая Ершова и Патриса Лумумбы не свидетельствует о том, что данная транспортная развязка не будет построена.
В соответствии со схемой функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Казани, земельный участок с кадастровым номером 16:50:050137:548 по ул. Николая Ершова расположен в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного регулируемого движения.
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в представлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Исходя из пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Генеральный план, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, является документом территориального планирования в силу ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В данном случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Казани, относится к территории, предназначенной для строительства транспортной развязки, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен предпринимателю в собственность.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что уполномоченный орган был вправе принять решение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии в отношении него документации по планировке территории.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани", изложенное в письме N 202/КЗИОисх/ОГ от 17.01.2017, соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства и не нарушает права и законные интересы ИП Мищенко М.А. в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах, требования ИП Мищенко М.А. не подлежат удовлетворению.
Ссылки представителя ИП Мищенко М.А. на судебную практику по другим делам, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, так как суд рассматривает дело исходя из заявленных предмета и основания, с учетом конкретных обстоятельств, а также перечисленные в отзыве на апелляционную жалобу судебные акты какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, с участием других лиц.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2017 по делу N А65-3366/2017 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе ИП Мищенко М.А. в удовлетворении требований.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные по делу расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 мая 2017 года по делу N А65-3366/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отказать индивидуальному предпринимателю Мищенко Марине Абдулловне в удовлетворении требования о признании незаконным решения муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:050137:548, изложенного в письме N 202/КЗИОисх/ОГ от 17 января 2017 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)