Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии представителя заявителя - акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Сашкино" (Калужская область, Ферзиковский район, с. Сашкино, ОГРН 1054003501617, ИНН 4020004466) - Казанцевой Е.П. (протокол заседания совета директоров от 29.05.2017 N 33), в отсутствие представителей ответчиков - комиссии по муниципальному земельному контролю на территории муниципального района "Ферзиковский район" администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области (249800, Калужская область, п. Ферзиково, ул. Карпова, д. 25), администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" (ОГРН 1024000851050, ИНН 4020001056, 249800, Калужская область, п. Ферзиково, ул. Карпова, д. 25) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдела аграрной политики и социального обустройства села администрации муниципального района "Ферзиковский район", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Сашкино" на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2017 по делу N А23-6967/2016,
следующее.
Закрытое акционерное общество "Сельскохозяйственное предприятие "Сашкино" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к комиссии по муниципальному земельному контролю на территории муниципального района "Ферзиковский район" Администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области, администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" (далее - ответчики) о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 15.07.2016 N 84 и предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 15.07.2016 N 84.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области было привлечен отдела аграрной политики и социального обустройства села администрации муниципального района "Ферзиковский район".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 40:22:090101:55, 40:22:090101:56, 40:22:090101:57, 40:22:090101:58, 40:22:090101:59, 40:22:090101:60, 40:22:090101:64, 40:22:090101:65, 40:22:090101:66, 40:22:090101:67, 40:22:090101:68, 40:22:091601:57, 40:22:091601:59, 40:22:091601:63, 40:22:091601:64, 40:22:091601:71, 40:22:092801:7, 40:22:092801:9, 40:22:090101:61, 40:22:090101:84, 40:22:091601:67, 40:22:091601:68, 40:22:091601:69, 40:22:091601:70, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л. 107-124).
На основании распоряжения органа муниципального контроля от 06.07.2016 N 94 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении истца по исполнению предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 19.08.2015 N 16, в ходе проведения которой было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 40:22:090101:55,40:22:090101:56, 40:22:090101:57, 40:22:090101:58, 40:22:090101:59, 40:22:090101:60, 40:22:090101:64, 40:22:090101:65, 40:22:090101:66, 40:22:090101:67, 40:22:090101:68, 40:22:091601:57, 40:22:091601:59, 40:22:091601:63, 40:22:091601:64, 40:22:091601:71, 40:22:092801:7, 40:22:092801:9 предписание об устранении нарушений земельного законодательства не исполнено, нарушение земельного законодательства не устранено; на земельных участках с кадастровыми номерами 40:22:090101:61, 40:22:090101:84, 40:22:091601:67, 40:22:091601:68, 40:22:091601:69, 40:22:091601:70 предписание об устранении нарушений земельного законодательства исполнено, нарушение земельного законодательства устранено, о чем составлен акт (т. 1, л. 14-15).
По результатам проверки обществу было выдано предписание от 15.07.2016 N 84 об устранении нарушений (т. 1, л. 16-20).
Мотивируя тем, что распоряжение от 06.07.2016 N 94 о проведении проверки подписано не уполномоченным лицом, проверка проведена не уполномоченными лицами, акт проверки от 15.07.2016 N 84 составлен без его участия и из акта не ясно, как определялось процентное соотношение зарастания полей, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания акта проверки и предписания недействительными (незаконными).
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Калужской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу норм статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Нормами статьи 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу названных законоположений использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием находится во взаимосвязи с выполнением обязательных мероприятий по охране земель.
Положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Постановлением от 14.10.2015 N 370а при администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" создана комиссия по муниципальному и земельному контролю за использованием земель на территории муниципального образования в составе: Ларина В.Н. - заместителя главы администрации, председатель комиссии; Сухорукова В.П. - заведующего отделом аграрной политики, заместителя председателя комиссии; Тележниковой Н.М. - заместителя заведующего отделом аграрной политики, секретаря комиссии, и члены комиссии в составе пяти человек (т. 1, л. 85).
Согласно Положению отдела аграрной политики и социального обустройства села администрации муниципального района "Ферзиковский район" он является структурным подразделением администрации и выполняет задачи, в том числе по ведению мониторинга по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, осуществлению муниципального земельного контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. 79).
На основании распоряжения органа муниципального контроля от 27.10.2014 N 3 была проведена проверка в отношении истца, в ходе которой установлено неиспользование земельных участков по целевому назначению, составлен акт от 19.11.2014 N 17 (т. 1, л. 134-144), обществу выдано предписание от 19.11.2014 N 21 об устранении нарушений (т. 1, л. 145-155), 02.02.2015 вынесено постановление о назначении административного наказания (т. 2, л. 1).
В порядке осуществления муниципального земельного контроля 19.08.2015 проведена проверка исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 19.11.2014 N 21.
Поскольку на принадлежащих истцу земельных участках нарушения земельного законодательства не были устранены, заявителю было выдано предписание от 19.08.2015 N 16 (т. 2, л. 7-16) и впоследствии вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 20.10.2015 (т. 2, л. 17).
На основании распоряжения органа муниципального контроля от 06.07.2016 N 94 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении истца по исполнению предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 19.08.2015 N 16, в ходе которой было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 40:22:090101:55,40:22:090101:56, 40:22:090101:57, 40:22:090101:58, 40:22:090101:59, 40:22:090101:60, 40:22:090101:64, 40:22:090101:65, 40:22:090101:66, 40:22:090101:67, 40:22:090101:68, 40:22:091601:57, 40:22:091601:59, 40:22:091601:63, 40:22:091601:64, 40:22:091601:71, 40:22:092801:7, 40:22:092801:9 предписание об устранении нарушений земельного законодательства не исполнено, нарушение земельного законодательства не устранено; на земельных участках с кадастровыми номерами 40:22:090101:61, 40:22:090101:84, 40:22:091601:67, 40:22:091601:68, 40:22:091601:69, 40:22:091601:70 предписание об устранении нарушений земельного законодательства исполнено, нарушение земельного законодательства устранено, о чем составлен акт (т. 1, л. 14-15).
По результатам проверки выдано новое предписание от 15.07.2016 N 84 об устранении нарушений (т. 1, л. 16-20).
О проведении проверки заявитель был письменно извещен 13.07.2016, что подтверждается письмом администрации от 12.07.2016 N 125 с отметкой о вручении, распоряжением от 06.07.2016 N 94 с отметкой о получении (т. 1, л. 21, 23).
На факт получения данного письма заявитель также указывал в заявлении (т. 1, л. 10).
Будучи извещенным о дате и времени проведения проверки заявитель явку своего представителя не обеспечил.
В распоряжении от 06.07.2016 N 94 уполномоченными на проведение проверки лицами указаны Сухоруков В.П. и Тележникова Н.М.
Акт проверки от 15.07.2016 N 84 составлен и подписан Сухоруковым В.П. (уполномочен на проведение проверок в соответствии с постановлением от 14.10.2015 N 370, согласно распоряжению от 29.01.2007 N 11-р) и Шебаниным С.И. главой администрации сельского поселения.
При этом нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не установлено обязательное участие всех членов комиссии по муниципальному земельному контролю.
Предписание от 15.07.2016 N 84 также подписано Сухоруковым В.П.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, акт проверки от 15.07.2016 N 84 и предписание от 15.07.2016 N 84 подписаны уполномоченным лицом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем неиспользование земельного участка определяется на основании выявления признаков, свидетельствующих о том, что на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов.
При проведении проверки органом муниципального земельного контроля на основании кадастровых номеров были идентифицированы земельные участки и посредством визуального осмотра определена степень использования земельных участков, признаков использования земельных участков по назначению (ведения сельскохозяйственной деятельности) не было обнаружено.
Обратного заявителем в установленном порядке не доказано.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 46 Ферзиковского района Калужской области установлен факт неиспользования обществом земельных участков по назначению на основании акта проверки от 15.07.2016 N 84 (т. 1, л. 86-95).
В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, следовательно, непредставление доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12).
Указывая не недоказанность обществом наличия обстоятельств, необходимых для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными (незаконными) суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Из положений статьи 198 АПК РФ следует, что лицо может оспорить в суде ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Суд первой инстанции рассмотрел требование о признании акта проверки недействительным по существу и отказал в удовлетворении этого требования.
Вместе с тем акт не носит властно-распорядительного характера, не создает каких-либо препятствий для осуществления обществом предпринимательской или иной экономической деятельности, не влечет для общества правовых последствий. Данный акт не устанавливает, не изменяет, не отменяет прав и обязанностей конкретных лиц.
Правильность выводов подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 305-КГ17-6646 по делу N А40-98032/2016, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2016 N Ф10-87/2016 по делу N А83-1834/2015).
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2017 по делу N А23-6967/2016 в части отказа в удовлетворении заявления общества о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 15.07.2016 N 84 подлежит отмене.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по заявлению в указанной части следует прекратить.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2017 по делу N А23-6967/2016 отменить в части отказа в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Сашкино" о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 15.07.2016 N 84.
В указанной части производство по заявлению прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2017 N 20АП-2887/2017 ПО ДЕЛУ N А23-6967/2016
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. по делу N А23-6967/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии представителя заявителя - акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Сашкино" (Калужская область, Ферзиковский район, с. Сашкино, ОГРН 1054003501617, ИНН 4020004466) - Казанцевой Е.П. (протокол заседания совета директоров от 29.05.2017 N 33), в отсутствие представителей ответчиков - комиссии по муниципальному земельному контролю на территории муниципального района "Ферзиковский район" администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области (249800, Калужская область, п. Ферзиково, ул. Карпова, д. 25), администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" (ОГРН 1024000851050, ИНН 4020001056, 249800, Калужская область, п. Ферзиково, ул. Карпова, д. 25) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдела аграрной политики и социального обустройства села администрации муниципального района "Ферзиковский район", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Сашкино" на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2017 по делу N А23-6967/2016,
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Сельскохозяйственное предприятие "Сашкино" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к комиссии по муниципальному земельному контролю на территории муниципального района "Ферзиковский район" Администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области, администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" (далее - ответчики) о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 15.07.2016 N 84 и предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 15.07.2016 N 84.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области было привлечен отдела аграрной политики и социального обустройства села администрации муниципального района "Ферзиковский район".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 40:22:090101:55, 40:22:090101:56, 40:22:090101:57, 40:22:090101:58, 40:22:090101:59, 40:22:090101:60, 40:22:090101:64, 40:22:090101:65, 40:22:090101:66, 40:22:090101:67, 40:22:090101:68, 40:22:091601:57, 40:22:091601:59, 40:22:091601:63, 40:22:091601:64, 40:22:091601:71, 40:22:092801:7, 40:22:092801:9, 40:22:090101:61, 40:22:090101:84, 40:22:091601:67, 40:22:091601:68, 40:22:091601:69, 40:22:091601:70, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л. 107-124).
На основании распоряжения органа муниципального контроля от 06.07.2016 N 94 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении истца по исполнению предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 19.08.2015 N 16, в ходе проведения которой было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 40:22:090101:55,40:22:090101:56, 40:22:090101:57, 40:22:090101:58, 40:22:090101:59, 40:22:090101:60, 40:22:090101:64, 40:22:090101:65, 40:22:090101:66, 40:22:090101:67, 40:22:090101:68, 40:22:091601:57, 40:22:091601:59, 40:22:091601:63, 40:22:091601:64, 40:22:091601:71, 40:22:092801:7, 40:22:092801:9 предписание об устранении нарушений земельного законодательства не исполнено, нарушение земельного законодательства не устранено; на земельных участках с кадастровыми номерами 40:22:090101:61, 40:22:090101:84, 40:22:091601:67, 40:22:091601:68, 40:22:091601:69, 40:22:091601:70 предписание об устранении нарушений земельного законодательства исполнено, нарушение земельного законодательства устранено, о чем составлен акт (т. 1, л. 14-15).
По результатам проверки обществу было выдано предписание от 15.07.2016 N 84 об устранении нарушений (т. 1, л. 16-20).
Мотивируя тем, что распоряжение от 06.07.2016 N 94 о проведении проверки подписано не уполномоченным лицом, проверка проведена не уполномоченными лицами, акт проверки от 15.07.2016 N 84 составлен без его участия и из акта не ясно, как определялось процентное соотношение зарастания полей, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания акта проверки и предписания недействительными (незаконными).
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Калужской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу норм статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Нормами статьи 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу названных законоположений использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием находится во взаимосвязи с выполнением обязательных мероприятий по охране земель.
Положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Постановлением от 14.10.2015 N 370а при администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Ферзиковский район" создана комиссия по муниципальному и земельному контролю за использованием земель на территории муниципального образования в составе: Ларина В.Н. - заместителя главы администрации, председатель комиссии; Сухорукова В.П. - заведующего отделом аграрной политики, заместителя председателя комиссии; Тележниковой Н.М. - заместителя заведующего отделом аграрной политики, секретаря комиссии, и члены комиссии в составе пяти человек (т. 1, л. 85).
Согласно Положению отдела аграрной политики и социального обустройства села администрации муниципального района "Ферзиковский район" он является структурным подразделением администрации и выполняет задачи, в том числе по ведению мониторинга по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, осуществлению муниципального земельного контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. 79).
На основании распоряжения органа муниципального контроля от 27.10.2014 N 3 была проведена проверка в отношении истца, в ходе которой установлено неиспользование земельных участков по целевому назначению, составлен акт от 19.11.2014 N 17 (т. 1, л. 134-144), обществу выдано предписание от 19.11.2014 N 21 об устранении нарушений (т. 1, л. 145-155), 02.02.2015 вынесено постановление о назначении административного наказания (т. 2, л. 1).
В порядке осуществления муниципального земельного контроля 19.08.2015 проведена проверка исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 19.11.2014 N 21.
Поскольку на принадлежащих истцу земельных участках нарушения земельного законодательства не были устранены, заявителю было выдано предписание от 19.08.2015 N 16 (т. 2, л. 7-16) и впоследствии вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 20.10.2015 (т. 2, л. 17).
На основании распоряжения органа муниципального контроля от 06.07.2016 N 94 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении истца по исполнению предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 19.08.2015 N 16, в ходе которой было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 40:22:090101:55,40:22:090101:56, 40:22:090101:57, 40:22:090101:58, 40:22:090101:59, 40:22:090101:60, 40:22:090101:64, 40:22:090101:65, 40:22:090101:66, 40:22:090101:67, 40:22:090101:68, 40:22:091601:57, 40:22:091601:59, 40:22:091601:63, 40:22:091601:64, 40:22:091601:71, 40:22:092801:7, 40:22:092801:9 предписание об устранении нарушений земельного законодательства не исполнено, нарушение земельного законодательства не устранено; на земельных участках с кадастровыми номерами 40:22:090101:61, 40:22:090101:84, 40:22:091601:67, 40:22:091601:68, 40:22:091601:69, 40:22:091601:70 предписание об устранении нарушений земельного законодательства исполнено, нарушение земельного законодательства устранено, о чем составлен акт (т. 1, л. 14-15).
По результатам проверки выдано новое предписание от 15.07.2016 N 84 об устранении нарушений (т. 1, л. 16-20).
О проведении проверки заявитель был письменно извещен 13.07.2016, что подтверждается письмом администрации от 12.07.2016 N 125 с отметкой о вручении, распоряжением от 06.07.2016 N 94 с отметкой о получении (т. 1, л. 21, 23).
На факт получения данного письма заявитель также указывал в заявлении (т. 1, л. 10).
Будучи извещенным о дате и времени проведения проверки заявитель явку своего представителя не обеспечил.
В распоряжении от 06.07.2016 N 94 уполномоченными на проведение проверки лицами указаны Сухоруков В.П. и Тележникова Н.М.
Акт проверки от 15.07.2016 N 84 составлен и подписан Сухоруковым В.П. (уполномочен на проведение проверок в соответствии с постановлением от 14.10.2015 N 370, согласно распоряжению от 29.01.2007 N 11-р) и Шебаниным С.И. главой администрации сельского поселения.
При этом нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не установлено обязательное участие всех членов комиссии по муниципальному земельному контролю.
Предписание от 15.07.2016 N 84 также подписано Сухоруковым В.П.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, акт проверки от 15.07.2016 N 84 и предписание от 15.07.2016 N 84 подписаны уполномоченным лицом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем неиспользование земельного участка определяется на основании выявления признаков, свидетельствующих о том, что на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов.
При проведении проверки органом муниципального земельного контроля на основании кадастровых номеров были идентифицированы земельные участки и посредством визуального осмотра определена степень использования земельных участков, признаков использования земельных участков по назначению (ведения сельскохозяйственной деятельности) не было обнаружено.
Обратного заявителем в установленном порядке не доказано.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 46 Ферзиковского района Калужской области установлен факт неиспользования обществом земельных участков по назначению на основании акта проверки от 15.07.2016 N 84 (т. 1, л. 86-95).
В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, следовательно, непредставление доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12).
Указывая не недоказанность обществом наличия обстоятельств, необходимых для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными (незаконными) суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Из положений статьи 198 АПК РФ следует, что лицо может оспорить в суде ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Суд первой инстанции рассмотрел требование о признании акта проверки недействительным по существу и отказал в удовлетворении этого требования.
Вместе с тем акт не носит властно-распорядительного характера, не создает каких-либо препятствий для осуществления обществом предпринимательской или иной экономической деятельности, не влечет для общества правовых последствий. Данный акт не устанавливает, не изменяет, не отменяет прав и обязанностей конкретных лиц.
Правильность выводов подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 305-КГ17-6646 по делу N А40-98032/2016, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2016 N Ф10-87/2016 по делу N А83-1834/2015).
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2017 по делу N А23-6967/2016 в части отказа в удовлетворении заявления общества о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 15.07.2016 N 84 подлежит отмене.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по заявлению в указанной части следует прекратить.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2017 по делу N А23-6967/2016 отменить в части отказа в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Сашкино" о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 15.07.2016 N 84.
В указанной части производство по заявлению прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.Н.ТИМАШКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
М.М.ДАЙНЕКО
Л.А.КАПУСТИНА
М.М.ДАЙНЕКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)