Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 15АП-18001/2017 ПО ДЕЛУ N А32-473/2017

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 15АП-18001/2017

Дело N А32-473/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
- от ответчика: представитель по доверенности от 01.08.2017 N 24 - Парфеня А.В., паспорт;
- от третьих лиц: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2017 по делу N А32-473/20177, принятое судьей Орловой А.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
к автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" (ИНН 2320172436 ОГРН 1092300000572)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ИНН 7801531172 ОГРН 1107847347750)
о взыскании ущерба,

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с Автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" (далее - дирекция) ущерба, причиненного землям сельскохозяйственного назначения, в размере 60 236 544 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что дирекция, будучи арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0101009:4, произвела перекрытие плодородного слоя твердым покрытием - бетоном. Арендатор не обеспечил воспроизводство плодородия земель, сохранение почв и их плодородия, земля утратила способность быть средством производства сельхозкультур.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2017 в удовлетворении иска отказано. Решение мотивировано тем, что местоположение перехватывающих парковок определено протоколом от 18.07.2014 N 5 Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Администрации Краснодарского края. В отношении проектной документации перехватывающей парковки проведена государственная экологическая экспертиза, выводы которой свидетельствуют об отсутствии вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения. Распоряжением от 19.02.2016 N 46-р Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края земельный участок площадью 74 819 кв. м с кадастровым номером 20:30:0101009:4, расположенный в Темрюкском районе, в 710 м юго-восточнее п. Ильич, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (земли особо охраняемых природных территорий) в границах, указанных в кадастровым паспорте земельного участка.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. На земельном участке сельскохозяйственного назначения проведены работы, связанные с нарушением поверхности почвы, изъятие и вывод почвенного слоя с корнями растений. На момент обследования земельный участок занят перехватывающей парковкой Порт Кавказ, производство сельскохозяйственной продукции на нем невозможно. Ответственность за соблюдение земельного законодательства несет арендатор - дирекция. Дирекция привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.6, части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Работы на земельном участке произведены до его перевода в другую категорию.
В отзыве на апелляционную жалобу дирекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель дирекции дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил решение суда оставить без изменения.
Управление и общество "СтройИнвест" в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Управление письменно заявило ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя дирекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11-12.11.2015 при проведении контрольно - надзорных мероприятий управлением установлено, что дирекция является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 62 746,4 кв. м с кадастровым номером 23:30:0101009:4, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в 710 м юго - восточнее п. Ильич.
По результатам осмотра указанного участка установлено, что в результате земляных работ по строительству "Перехватывающая парковка Порт Кавказ" произведено перекрытие данного участка твердым покрытием - бетоном. Дирекция являлась арендатором спорного земельного участка с 24.07.2014 по 24.06.2015 (договор от 24.07.2014 N 24-07/14/194/14). Разрешение на снятие и вывоз плодородного слоя почвы дирекции не выдавалось.
Согласно проектной документации "Инженерно-геологические изыскания, технический отчет. Перехватывающая парковка Порт Кавказ" на участке имелся плодородный слой почвы толщиной от 0,15 м до 0,2 м. Согласно актам приемки выполненных работ в сентябре - ноябре 2014 года на участке проводились работы, связанные с нарушением поверхности почвы, изъятие и вывоз почвенного слоя с корнями растений. Согласно пункту 1.5.7 договора N 24-07/14/194/14 всю ответственность за нарушения земельного законодательства несет дирекция.
Дирекция не обеспечила воспроизводство плодородия земель, сохранение почвы, использовала земельный участок, способом наносящим вред окружающей среде. Мероприятия по сохранению почв и ее плодородия дирекция не проводила.
Постановлением от 19.11.2015 N 27-25 (Ф)/397 дирекция признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 8.6 КоАП.
Постановлением от 19.11.2015 N 27-25 (Ф)/399 дирекция признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 8.7 КоАП.
Управление направило письмо о добровольной оплате за вред, причиненный окружающей среде (от 12.10.2016 N 04-09-18/6228). Письмо оставлено без удовлетворения.
Управление произвело расчет вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" и обратилось в суд с настоящими требованиями.
В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется и в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Положениями пункта 2 статьи 78 названного Закона предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на причинившее вред лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление указывает, что факт причинения вреда окружающей среде подтверждается материалами дел об административных правонарушениях.
Из указанных документов следует, что проверяющим органом установлен факт отнесения земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения (пастбища) и использования его дирекцией не в соответствии с целевым назначением (вывезен плодородный слой почвы с последующим перекрытием бетоном).
Вместе с тем, судом установлено следующее.
В период с 24.07.2014 по 24.06.2015 дирекция являлась арендатором земельного участка площадью 62 746,4 кв. м с кадастровым номером 23:30:0101009:4, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в 710 м юго-восточнее п. Ильич.
24.07.2014 дирекцией заключен договор N 24-07/14/194/14 о предоставлении предусмотренного в утвержденной протоколом от 18.07.2014 N 5 Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения администрации Краснодарского края схеме организации дорожного движения земельного участка в пользование на условиях аренды с собственником земельного участка.
Согласно пункту 1.3 договора аренды земельный участок предоставляется собственником земельного участка арендатору (АНО "ЕТД") в целях строительства и эксплуатации объекта "Перехватывающая парковка в районе порта "Кавказ" (у пос. Ильич) (автостоянка с размещением вспомогательных сооружений и обустройством зоны посадки/высадки пассажиров автобусов) для размещения 1800 легковых автомобилей".
Пунктом 1.5.1 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязуется своими силами и за свой счет совершить все необходимые действия по переводу земельного участка из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" и получить все необходимые документы, подтверждающие перевод земельного участка из категории: земли сельскохозяйственного назначения - для организации крестьянского хозяйства в категорию: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для размещения объектов дорожного сервиса.
Кроме того, согласно договору аренды на земельном участке располагалось нежилое помещение площадью 501,2 кв. м, снос которого должен был обеспечить арендатор.
Заключение договора обусловлено введением на территории Краснодарского края режимом чрезвычайной ситуации с 10.07.2014 решением Комиссии Администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности от 10.07.2014 N 764.
Указанным решением главе муниципального образования Темрюкский район поручено выделить земельные участки для размещения площадок ожидания транспортных средств, следующих в Республику Крым через паромную переправу в морском порту Кавказ, общей вместимостью 1800 машино-мест с учетом размещения необходимой инфраструктуры (билетные кассы, пункты питания, санузлы), а дирекции - обеспечить обустройство охраняемых площадок ожидания транспортных средств, следующих через Керченскую паромную переправу, твердым покрытием, искусственным освещением, работу пунктов питания, билетных касс и иной инфраструктуры.
Пунктом 3 поручения Правительства Российской Федерации от 18.07.2014 N ДК-П44-148пр, принятым во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N Пр-1445, Минтрансу России, АНО "ЕТД" поручено обеспечить создание перехватывающих парковок для легкового транспорта в районе порта Кавказ и порта Керчь в срок до 01.08.2014.
Протоколом от 18.07.2014 N 5 Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Администрации Краснодарского края утверждена схема организации дорожного движения с применением накопительных (перехватывающих) парковок, расположенных на подъезде к паромной переправе, предусматривающая границы размещения перехватывающей парковки перед постом ДПС.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что дирекция не определяла место и сроки создания перехватывающей парковки как одного из первоочередных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в соответствии с решением от 10.07.2014 N 764.
Суд установил, что земельный участок переведен из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию - земли особо охраняемых природных территорий.
Так, согласно ответу Департамента транспорта Краснодарского края от 03.12.2014 N 60-7418/14-03-08 на обращение дирекции по вопросу перевода земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли транспорта" проектируемый объект инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения государственный природный зоологический заказник "Тамано-Запорожский".
Согласно статьям 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство и реконструкция которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, относится к объектам государственной экологической экспертизы.
Таким образом, реализация объектов транспортной инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна в границах государственного природного зоологического заказника "Тамано-Запорожский" возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры.
Согласно выводам заключения N 119 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации "Перехватывающая парковка в районе порта "Кавказ" (у пос. Ильич) (автостоянка с размещением вспомогательных сооружений и обустройством зоны посадки/высадки пассажиров автобусов) для размещения 1800 легковых автомобилей", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 15.05.2015 N 19-ЭК, представленные материалы соответствуют экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды Российской Федерации и Краснодарского края, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и при выполнении мероприятий и изложенных заключении государственной экологической экспертизы, намеченная деятельность окажет допустимое воздействие на окружающую природную среду и особо охраняемую природную территорию регионального значения (стр. 45 заключения).
В результате реализации настоящего проекта, учитывая размещение объекта на техногенно-нарушенной территории, ущерб естественным природным ландшафтам нанесен не будет. В то же время мероприятия, предусмотренные проектом, будут способствовать оздоровлению экологической ситуации в районе (стр. 24 заключения).
Выводы государственной экологической экспертизы свидетельствуют об отсутствии вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения. Согласно письму главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 18.02.2016 N 01-80/16-02 со ссылкой на заключение государственной экологической экспертизы, допускается возможность использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101009:4 для размещения перехватывающей парковки.
В соответствии с протоколом совещания от 27.05.2015 под председательством и.о. руководителя департамента транспорта Краснодарского края по вопросу перевода земельных участков, расположенных в районе пос. Ильич, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения и определены мероприятия, необходимые для изменения категории земельного участка.
10.06.2015 ООО "СтройИнвест" заключен договор с проектной организацией ООО "Кубаньинжсетьпроект" на разработку проектной документации, необходимой для внесения изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения Темрюкского района и последующего изменения категории земельного участка, на котором осуществлялось строительство перехватывающей упаковки.
30.07.2015 проектные работы завершены, материалы переданы в Запорожское сельское поселение для продолжения работы.
Дирекция направила письмом от 06.08.2015 N ИТ-29/1214 в адрес Департамента транспорта и департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края проект предложений по внесению изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения Темрюкского района.
15.09.2015 проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, по результатам которых возражений по изменению категории и вида разрешенного использования земельного участка в районе порта Кавказ (пос. Ильич) не высказано. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Тамань" N 38 от 21-27.09.2015.
Решением от 08.12.2015 N 87 Совета Запорожского сельского поселения Темрюкского района XXII сессия III созыва внесены изменения в Генеральный план Запорожского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края.
21.12.2015 письмом N 02-28/2209 администрация Запорожского сельского поселения Темрюкского района предоставила АНО "ЕТД" Заключение о соответствии испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования Запорожского сельского поселения Темрюкского района.
Распоряжением от 19.02.2016 N 46-р Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края земельный участок площадью 74 819 кв. м с кадастровым номером 20:30:0101009:4, расположенный в Темрюкском районе, в 710 м юго-восточнее п. Ильич, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (земли особо охраняемых природных территорий) в границах, указанных в кадастровым паспорте земельного участка.
С учетом изложенного, у управления отсутствовали основания для обращения с иском о взыскании вреда в отношении земельного участка, изменившего категорию. В материалы дела представлены доказательства того, что воздействие на земли особо охраняемых природных территорий в связи со строительством временного объекта - перехватывающей парковки - являлось допустимым.
Выводы суда первой инстанции о том, что дирекция не является субъектом, с которого может быть взыскан ущерб земельному участку, поскольку передала земельный участок для производства работ по договору подряда обществу "СтройИнвест", противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела, поскольку именно дирекция в договоре подряда определила объем работ. Кроме того, суд не усматривает противоречий, на которые указывает дирекция (одновременное вменение вывода плодородного слоя и его перекрытие бетонным покрытием). Вместе с тем, указанные выводы суда не привели к принятию неправильного судебного акта.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2017 по делу N А32-473/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)