Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 24.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2784/2017

Требование: О возмещении убытков в виде стоимости земельных участков.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что она приобрела земельные участки с целевым назначением "под строительство индивидуального жилого дома", ей стало известно о том, что данные земельные участки находятся в охранной зоне объектов системы газоснабжения в связи с расположением на них магистрального газопровода, на момент приобретения истицей земельных участков сведений об ограничении права не имелось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N 33-2784/2017


Судья Иванова А.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Пуховой Е.В.,
судей Громацкой В.В., Никодимова А.В.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2017 года, которым по делу по иску П.А. к Окружной администрации города Якутска о возмещении убытков в виде стоимости земельных участков
постановлено:
В иске П.А. к Окружной администрации г. Якутска о возмещении убытков в виде стоимости земельных участков отказать.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., выслушав пояснения истца П.А., представителя истца С., представителя ответчика Д., представителей третьих лиц АО "Сахатранснефтегаз" - К., Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) - П.В., Правительства РС (Я) - Г.С., судебная коллегия
установила:

П.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что в ноябре 2013 года она приобрела у В. земельные участки с кадастровыми номерами N..., площадью ******** кв. м, и N..., площадью ******** кв. м, по адресу: .......... категория - земли населенного пункта, целевое назначение - под строительство индивидуального жилого дома. В 2015 году истцу стало известно о том, что данные земельные участки находятся в охранной зоне объектов системы газоснабжения, в связи с расположением магистрального газопровода ГРС-2 - Хатассы для газификации заречных улусов РС (Я). Решение об изъятии для государственных нужд под проектирование и строительство магистрального газопровода у СХПК "Хатасский" части земельного участка площадью 27,6805 га было принято распоряжением Правительства РС (Я) N 902-р от 05 августа 2003 года "Об изъятии земельных участков для строительства магистрального газопровода ГРС N 2 - Хатассы для газификации заречных улусов РС (Я)", однако на момент приобретения истцом земельных участков сведений об ограничении права не имелось.
С учетом установленных охранных зон, нахождение спорных земельных участков в минимально-допустимых расстояниях от газопровода исключает право истца на использование участков по целевому назначению, поскольку это создает препятствие функционированию, эксплуатации опасного объекта и представляет угрозу жизни и здоровью населения, в том числе, собственнику земельного участка. В связи с изъятием земельного участка истцу причинены убытки в размере 720 000 рублей. С учетом уточненных требований, просила взыскать с Окружной администрации г. Якутска убытки в виде стоимости земельных участков в размере 720 000 рублей с одновременным прекращением права собственности на них.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 11 ноября 2013 года П.А. на основании договоров купли-продажи с В. приобрела земельные участки с кадастровыми номерами N..., площадью ******** кв. м, и N..., площадью ******** кв. м, расположенные по адресу: ..........
На основании заявления истца решением кадастрового органа от 23.06.2014 осуществлен государственный кадастровый учет изменений в связи с изменением вида разрешенного использования указанных земельных участков, поставленных на кадастровый учет 15.10.2012, с пастбищ на - под индивидуальный жилой дом.
Право собственности П.А. на земельные участки зарегистрировано 18 июля 2014 года.
Судом первой инстанции установлено, что указанные земельные участки, принадлежащие П.А., находятся в охранной зоне магистрального газопровода "ГРС N 2 - Хатассы", что подтверждается актом АО "Сахатранснефтегаз" N... от 27 января 2017 года, информацией "Управления архитектуры и градостроительной политики".
16 марта 2005 года утвержден Генеральный план г. Якутска (постановление городского Собрания депутатов г. Якутска N ПГС N 30-1).
15 февраля 2012 года нормативным правовым актом Якутской городской думы НПА N 51-НПА утверждены внесенные в Генеральный план г. Якутска изменения в части включения земель сельхозназначения в земли поселения.
20 декабря 2012 года нормативным правовым актом Якутской городской думы N 112-НПА "О внесении изменений в постановление городского Собрания депутатов г. Якутска от 16 марта 2005 года N ПГС N 30-1" внесены изменения в части включения земель сельхозназначения в земли поселения "город Якутск".
Как следует из сообщения первого заместителя главы ГО "Город Якутск от 07 декабря 2016 года N 02/594, сведения об охранной зоне магистрального газопровода были внесены в Государственный кадастр недвижимости 27 декабря 2013 года под номером 14.35.2.28, при этом в период до 2015 года карта с зонами с особыми условиями использования территорий не была загружены в систему обеспечения градостроительной деятельности и не рассматривалась при подготовке сведений ИСОГД. Нормативным правовым актом Якутской городской думы от 25.02.2016 N 279-НПА "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск", утвержденные нормативным правовым актом Якутской городской думы от 25.12.2013 года N 169-НПА" изменена территориальная зоны Л-1 и Ж-2А на зону Л-1 охранной зоны газопровода на территории города Якутска по адресу Покровское <...> км.
Заявляя исковые требования к ответчику о возмещении убытков в виде выплаты рыночной стоимости земельных участков, истец ссылалась на то, что в соответствии с Генеральным планом г. Якутска, утвержденным решением Якутской городской думы от 20.12.2012 N РЯГД-51-20, земельные участки истца относятся к землям населенных пунктов, то есть с 2012 года обязанность изъятия земельных участков перешла к органу местного самоуправления.
В силу требований ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 90 Земельного кодекса РФ, на основании строительных норм и правил, установлены охранные зоны вдоль трассы данного магистрального газопровода с каждой стороны в виде участка земли, ограниченного условным диаметром 150 м.
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (ч. 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2).
В силу пункта 3 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Разрешая заявленный спор, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку полномочия по изъятию земельных участков для муниципальных нужд перешли к ответчику после утверждения Генерального плана города Якутска, не представлено доказательств, подтверждающих изъятие спорных земельных участков Окружной администрацией г. Якутска, что и повлекло бы обязанность ответчика по их выкупу в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего земельного законодательства.
Как видно из материалов дела, распоряжением председателя Правительства РС (Я) от 05 августа 2003 года N 902-р "Об изъятии земельных участков для строительства магистрального газопровода ГРС N 2 - Хатассы для газификации заречных улусов РС (Я)" для государственных нужд под проектирование и строительство магистрального газопровода ГРС N 2 - Хатассы решено изъять у СХПК "Хатасский" часть земельного участка площадью 27,6805 га.
Данным распоряжением Комитету по земельным ресурсам по РС (Я) поручено произвести изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В 2004 году полномочия Комитета по земельным ресурсам по РС (Я) были переданы Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, которое было упразднено Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с передачей полномочий упраздняемого агентства Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что решение об изъятии части земельного участка СХПК "Хатасский", в том числе спорных земельных участков истца, было принято в 2003 году органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) для государственных нужд субъекта. Сведений о том, что указанные земельные участки были изъяты ответчиком для муниципальных нужд, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Окружной администрации г. Якутска обязанности возместить убытки в виде стоимости спорных земельных участков, изъятых для государственных нужд Правительством РС (Я), не возникло, в связи с чем в удовлетворении иска правильно отказал.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы в целом сводятся к переоценке доказательств, судебная коллегия полагает, что оценка представленных по делу доказательств выполнена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ПУХОВА
Судьи
В.В.ГРОМАЦКАЯ
А.В.НИКОДИМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)