Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2017 N 09АП-17426/2017 ПО ДЕЛУ N А40-183155/15

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2017 г. N 09АП-17426/2017

Дело N А40-183155/15

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.
судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Рехис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2017 по делу N А40-183155/15, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению Конкурсного управляющего ФГУП "Толстопальцево"
к Территориальному Управлению Росимущества города Москвы
третьи лица: 1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, 2. Федеральное агентство научных организаций России, 3. ФГБНУ "Московский НИИСХ "Немчиновка", 4. АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", 5. ООО "Рехис"
6. в порядке ст. 52 АПК РФ: Прокуратура города Москвы,
о признании недействительным распоряжения,
при участии:
- от заявителя: Зобков А.С. по дов. от 16.12.2016;
- от заинтересованного лица: Бальчугова Е.С. по дов. от 11.11.2016;
- от третьих лиц: 1. Хетагуров С.В. по дов. от 28.12.2016, 2. Чупина В.А. по дов. от 30.11.2015, 3. Захарчук В.С. по дов. от 19.04.2016, 4. не явились, извещены, 5. Лукашева О.Г. по дов. от 09.12.2016, Герасимов А.С. по дов. от 30.03.2017, 6. Максимова И.Л. по удостоверению от 15.05.2015;

- установил:

Конкурсный управляющий ФГУП "Толстопальцево" Москвина И.В. (далее заявитель, Предприятие) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Росимущества в г. Москве (далее ответчик, Управление) от 07.08.2015 N 917 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в федеральной собственности".
Решением от 16.12.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016, Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что распоряжение Управления издано в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, который фактически отказался от права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.05.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя судебные акты нижестоящих судов, кассационный суд признал их выводы сделанными по неполно исследованным обстоятельствам и направляя дело на новое рассмотрение, указал на следующее: делая вывод о том, что Предприятие в лице директора обратилось в уполномоченные органы с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, суды не оценили соответствующее письмо Предприятия с точки зрения наличия в нем однозначного волеизъявления Предприятия на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, не дали оценки доводам конкурсного управляющего Предприятия о том, что в отношении части спорных участков не проведены межевые работы, что спорные участки могли войти в конкурсную массу должника.
Рассмотрев спор повторно, суд первой инстанции вновь отказал в удовлетворении заявленных по делу требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, третье лицо (ООО "Рехис") обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает на то, что судом неверно дана оценка представленным в дело сторонами доказательствам, неправильно применены и истолкованы нормы материального права, что привело, по его мнению, к принятию неверного решения.
Заявитель также подал апелляционную жалобу, которая 11.05.2017 ему возвращена определением, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 264 АПК РФ, ввиду отказа в восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
Федеральное агентство научных организаций России (далее ФАНО России) представило письменные объяснения по апелляционной жалобе, в порядке ст. 81 АПК РФ, в которых указало на несостоятельность доводов жалобы и просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представители третьего лица (апеллянт) и Заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьих лиц, а также, прокуратуры г. Москвы, в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Судом апелляционной инстанции отклонено ходатайство об отложении судебного разбирательства, что отражено в протоколе судебного заседания от 11.05.2017.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Рассмотрев спор повторно, в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей лиц, участвовавших в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, коллегия пришла к выводу, что при повторном рассмотрении дела, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции выполнил указания кассационного суда, полно и всесторонне исследовал имеющие для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права и сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.
Поддерживая данный вывод суда, коллегия считает необходимым отметить следующее.
Как следует из фактических обстоятельств по делу и верно установлено судом первой инстанции, собственником имущества ФГУП "Толстопальцево" до октября 2013 года являлась Российская академия сельскохозяйственных наук.
Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" (пункт 3) в собственность Российской академии сельскохозяйственных наук были переданы основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование академии и ее научных учреждений, а также находящиеся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) и ее научных учреждений.
Часть 1 ст. 6 Федерального Закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции, действовавшей на момент принятия указанного постановления) установлено, что Российская академия сельскохозяйственных наук наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе, правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также, правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, пунктом 46 раздела II распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р ФГУП "Толстопальцево" является организацией подведомственной ФАНО России, в отношении которой ФАНО России осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества предприятия.
Постановлением Главы администрации Наро-Фоминского района Московской области от 29.01.1993 N 115 ОПХ "Толстопальцево", для сельскохозяйственного производства, в постоянное (бессрочное) пользование предоставлено 1229 га земель, в том числе, 996 га - сельскохозяйственных угодий, из них 922 га - пашни, 48 га - сенокосов, 26 га - пастбищ, 233 га - прочих угодий.
Поручением Президента Российской Федерации от 31.03.2010 N Пр-880 Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФСБ России, Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, правительством Московской области и Российской академией сельскохозяйственных наук предписано обеспечить вовлечение в оборот земельных участков площадью не менее 375 гектаров, расположенных около деревни Сколково Одинцовского района Московской области, необходимых для реализации проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов, а также разработать проекты развития соответствующей транспортной инфраструктуры.
Во исполнение указанного поручения, в связи с созданием инновационного центра "Сколково" были изъяты земли Государственного научного учреждения "Московский научно-исследовательский институт сельского хозяйства "Немчиновка" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее также - Институт), использовавшиеся под опытное поле.
На основании обращения вице-премьера Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова к Президенту страны было дано поручение в Правительство Российской Федерации о разработке мер по сохранению Института.
В соответствии с абз. 3 п. 3. протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 01.07.2010 о реализации проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов в д. Сколково Одинцовского района Московской области (поручение Президента Российской Федерации от 31.03.2010 N Пр-880) принято решение перевода опытного поля и обеспечивающей инфраструктуры, а также строительства необходимых объектов Института на земли ФГУП "Толстопальцево".
Место расположения территории для перемещения научных и опытных процессов Института связано с необходимостью сохранения научно-селекционного потенциала и опытного хозяйства в рамках определенного региона с учетом особенности земель и непрерывности производства.
23.08.2010 между ГНУ Московский НИИСХ "Немчиновка" Россельхозакадемии и ФГУП "Толстопальцево" заключено соглашение о временном использовании ГНУ Московский НИИСХ "Немчиновка" Россельхозакадемии земельных участков, находящихся в пользовании ФГУП "Толстопальцево" вблизи д. Соколово и д. Большое Покровское Нарофоминского района Московской области с целью обеспечения непрерывной научно-исследовательской деятельности Института, утвержденное Президентом Россельхозакадемии Г.А. Романенко.
В соответствии с п. 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 27.10.2010 о мерах по переводу объектов подведомственных Россельхозакадемии учреждений и организаций на новые земли в целях создания инновационного центра "Сколково" при участии директора ФГУП "Толстопальцево" Н.К. Волкова принято решение об утверждении мероприятий по переводу материально-технической базы и экспериментальной молочной фермы Института на земли ФГУП "Толстопальцево".
29.12.2010 подписан договор N НС 2912 между Некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий и ФГУП "Немчиновка" Россельхозакадемии о выполнении мероприятий по переводу на другую территорию научного и селекционного производства семян и молочной фермы за счет выделенных бюджетных средств в размере 500 млн. руб.
Позднее правопреемником ФГУП "Немчиновка" Россельхозакадемии стало ФГУП "Толстопальцево" и к нему перешли обязательства по договору о реализации утвержденных мероприятий (доп. Соглашение N 3 от 24.03.2011 к договору N НС 2912).
В 2011 году было завершено строительство объектов для опытного поля Института, проведены мелиоративные мероприятия на участке под опытное поле, проведено межевание и выделение земельных участков под опытное поле.
Вновь образованные земельные участки оформлены в собственность Российской Федерации и до 2015 года находились в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП "Толстопальцево".
В соответствии с выпиской из протокола N 8 о переоформлении земельных участков ФГУП "Толстопальцево" Россельхозакадемии на заседании от 14.08.2012 Президиум Россельхозакадемии принял постановление о переоформлении 17 земельных участков из землепользования ФГУП "Толстопальцево" в постоянное (бессрочное) пользование ФГБНУ "Московский НИИСХ "Немчиновка", на следующие земельные участки: кадастровый номер 50:26:0190203:464, пл. 142579 кв. м; кадастровый номер 50:26:190209:5, пл. 21884 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190209:8, пл. 559327 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190204:75, пл. 119295 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190207:4, пл. 77967 кв. м; кадастровый номер 50:26:0000000:48754, пл. 247114 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190209:7, пл. 478415 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190203:465, пл. 77069 кв. м; кадастровый номер 50:26:19 02 09:0004, пл. 112700 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190207:3, пл. 116450 кв. м; кадастровый номер 50:26:190301:330, пл. 60000 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190301:905, пл. 266262 кв. м; кадастровый номер 50:26:19 05 19:0004, пл. 110331 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190301:904, пл. 73532 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190519:6, пл. 33335 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190519:7, пл. 890007 кв. м; кадастровый номер 50:26:0190305:108, пл. 347709 кв. м.
Как указано выше, в 2013 г. полномочия учредителя в отношении организаций и учреждений, ранее подведомственных Россельхозакадемии, переданы ФАНО России.
С учетом ранее принятых решений, после оформления права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки в сентябре 2014 комиссия ФАНО России по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными ФАНО России, в соответствии с выпиской из протокола от 01.09.2014 N 10-РИ/14, согласовала отказ Предприятия от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки (п. 12.1.2 - 12.1.17) и их передачу в постоянное (бессрочное) пользование Института из территории землепользования ФГУП "Толстопальцево" (п. 12.2.1.).
Одновременно, в соответствии с п. 12.2.3. и 12.2.4. Комиссия согласовала передачу указанных в п. 12.1.2 - 12.1.17 протокола Институту и поручила обратится в Росимущество с соответствующим заявлением о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Институту.
При этом в п. 12.2.1 волеизъявление Предприятия зафиксировано, как отказ от права пользования земельными участками, поименованными в п. 12.1.2 - 12.1.17 указанного протокола Комиссии ФАНО России.
Решения Правительства Российской Федерации, органов государственной власти и организаций уполномоченных собственником имущества унитарного предприятия - Российской Федерации являются обязательными для исполнения унитарными предприятиями, которым они адресованы.
13.07.2015 в адрес Росимущества поступило обращение ФГБНУ "Московский НИИСХ "Немчиновка" о закреплении земельных участков за Институтом, к которому было приложено письмо федерального государственного унитарного предприятия "Толстопальцево" от 29.08.2014 N 144, об отсутствии возражений в отношении изъятия и передачи земельных участков Институту с указанием конкретного перечня земельных участков.
На основании вышеуказанного поручения Президента Российской Федерации, конкретизированного в решениях Правительства Российской Федерации Территориальным управлением Росимущества в городе Москве, в соответствии с поручением Росимущества от 29.07.2015 N ПП-10/30783, в рамках действующего земельного законодательства издано оспариваемое распоряжение от 07.08.2015 N 917-р (в редакции распоряжения от 08.12.2015 N 1393-р) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Предприятия на перечисленные выше земельные участки.
Выполняя указания Арбитражного суда Московского округа, судом первой инстанции дана оценка доводам заявителя об отсутствии волеизъявления Предприятия на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования, спорными земельными участками.
Признавая данный довод несостоятельным, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Указанные нормы права не содержат требований к содержанию волеизъявления Предприятия на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 53 ЗК РФ, обуславливает возможность прекращения права постоянного бессрочного пользования только фактом поступления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти соответствующего заявления и необходимого комплекта документов.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
В соответствии с п. 5 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Из материалов дела следует, что директор ФГУП "Толстопальцево" обратился в ФАНО России с письмом от 29.08.2014 N 144, в котором фактически отказался от права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками с целью их передачи в постоянное (бессрочное) пользование ФГБНУ "Московский ННИСХ "Немчиновка".
Таким образом, письмо ФГУП "Толстопальцево" от 29.08.2014 N 144 за подписью директора Волкова Н.К. является отказом от права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Кроме того, действительность волеизъявления Предприятия на отказ от права пользования земельными участками следует из фактических обстоятельств, подтверждающих реальность его намерений.
О том, что заявление Предприятия от 29.08.2014 N 144 подписанное директором Волковым Н.К. является однозначным отказом от права постоянного (бессрочного) пользования свидетельствуют действия Предприятия, а также правоотношения и фактические обстоятельства, предшествующие подаче такого заявления.
Решения о переводе опытного поля и обеспечивающей инфраструктуры, а также строительства необходимых объектов Института на земли ФГУП "Толстопальцево" приняты на совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова, а также в рамках заседаний Президиума Россельхозакадемии и комиссии ФАНО России по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными ФАНО России при участии, а также с ведения и согласия Предприятия.
В соглашении о временном использовании ГНУ Московский НИИСХ "Немчиновка" Россельхозакадемии земельных участков, находящихся в пользовании ФГУП "Толстопальцево" от 23.08.2010, заключенном между Предприятием и Учреждением прямо указан срок его действия - до оформления закрепления за Учреждением земельных участков в установленном порядке.
Кроме того, согласно представленного в материалы дела нотариально заверенного заявления бывшего директора Предприятия Волкова Николая Константиновича от 13.06.2016 (зарегистрировано в реестре N 6-2862), по состоянию на 2014 год отказ и перезакрепление недвижимого имущества за другим подведомственными ФАНО России организациями осуществлялся в форме согласования.
Учитывая описанные обстоятельства, а также наличие в Росимуществе достаточного комплекта документов, повторное направление в уполномоченный орган заявления Предприятия об отказе от права пользования на земельные участки в соответствии с поручением Комиссии ФАНО России не требовалось.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что при вынесении оспариваемого распоряжения, ответчиком все указанные требования действующего законодательства соблюдены.
Выполняя указания суда кассационной инстанции в отношении довода заявителя об отсутствии информации о проведении землеустроительных работ по разграничению вышеуказанных земельных участков, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), ч. 1 ст. 37, ст. 39.16 ЗК РФ, так и законодательства, действующего до вступления в силу Закона о кадастре (ч. 2 ст. 6 ЗК РФ, абз. 3 ст. 1, абз. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 16, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", ст. 3, ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"), обязательное установление границ земельного участка требуется либо в случае предоставления земельных участков без проведения торгов, либо в случае отчуждения земельного участка из федеральной собственности.
Законодательством не предусмотрено обязательное уточнение границ земельных участков в случае прекращения прав третьих лиц (арендаторов, землевладельцев, землепользователей) на них.
Территориальное управление проинформировало Росимущество об указанных обстоятельствах.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обязательное межевание земельных участков отменено. Рассматриваемые земельные участки поставлены на кадастровый учет.
Поручение Росимущества от 29.07.2015 N ПП-10/30783 в части проведения землеустроительных работ по межеванию земельных участков носит рекомендательный характер.
Также следует отметить, что спорное распоряжение направлено на исполнение поручения Президента Российской Федерации, так как с учетом приведенных выше фактических обстоятельств, исполнение поручение Президента Российской Федерации от 31.03.2010 N Пр-880 и решений Правительства Российской Федерации по вовлечению в оборот земельных участков площадью не менее 375 гектаров, расположенных около деревни Сколково Одинцовского района Московской области для создания инновационного центра "Сколково" невозможно без перевода расположенного на данной территории научного и селекционного производства семян и молочной фермы, опытного поля и обеспечивающей инфраструктуры, а также объектов Института на другие земли для чего были выделены соответствующие бюджетные средства.
В качестве такой площадки определены земли ФГУП "Толстопальцево" расположенные вблизи деревни Соколово Нарофоминского района Московской области с учетом специфики деятельности Института.
При изложенных обстоятельствах распоряжение Управления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является законным и обоснованным.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, в части оценки доводов Заявителя о том, что оспариваемым распоряжением нарушаются его права и законные интересы, суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2015 по делу N А40-150393/2014 ФГУП "Толстопальцево" признано несостоятельным (банкротом), в отношении Предприятия открыто конкурсное производство.
Заявитель, а также и апеллянт, ссылаясь на положения ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указывают на уменьшение имущества, за счет которого могут быть погашены требования кредитора.
Вместе с тем, указанный вывод противоречит нормам материального права, так как земельные участки, не могут быть переоформлены и находиться в собственности федерального государственного унитарного предприятия, в силу прямого указания в законе.
В соответствии с п. 1 устава Предприятия, утвержденного приказом Федерального агентства научных организаций от 22.10.2014 N 832 (далее - Устав) ФГУП "Толстопальцево" является федеральным государственным унитарным Предприятием - правопреемником Опытно-производственного хозяйства "Толстопальцево" Научно-исследовательского института сельского хозяйства Центральных районов Нечерноземной зоны Министерства сельского хозяйства РСФСР, созданного в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 09.02.1960 N 15-10 на базе Московской государственной сельскохозяйственной станции.
Правовое положение государственного унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества определены ГК РФ и Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).
В соответствии п. 1 ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 2 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие не является собственником, его имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления непосредственно собственником.
Собственниками имущества унитарных предприятий определены Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальные образования.
В соответствии с п. 17 Устава, имущество Предприятия находится в федеральной собственности, в состав имущества Предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
Доводы жалобы и позиция Заявителя о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является имущественным активом, так как переоформление этого права путем приобретения данного объекта в собственность влечет за собой увеличение объема имущества должника, за счет которого впоследствии могут быть погашены требования конкурсных кредиторов, впервые сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 4344/11 по делу N А01-1478/2009.
В рамках названного дела суды пришли к выводу о возможности переоформить в собственность земельные участки, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Конзавод "Адыгейский", признанному несостоятельным (банкротом). Вместе с тем акционерные общества в отличие от унитарных предприятий вправе иметь в собственности имущество, в том числе, и земельные участки.
В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" упразднен Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
После упразднения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2014 N 305-ЭС14-442 по делу N А40-17110/2013 сформировал позицию, согласно которой, унитарному предприятию земельные участки могут предоставляться только на праве аренды.
Таким образом, в силу организационно-правовой формы унитарных предприятий к ним неприменима позиция о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является имущественным активом, так как переоформление этого права путем приобретения данного объекта в собственность влечет за собой увеличение объема имущества должника, за счет которого впоследствии могут быть погашены требования конкурсных кредиторов.
Следует также отметить, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков на право аренды Предприятием, признанным несостоятельным (банкротом), предполагает определенные денежные расходы. Вместе с тем в момент принятия оспариваемого распоряжения не имелось документов подтверждающих согласие кредиторов Предприятия на финансирование соответствующих процедур, а также документов, подтверждающих возможность внесения должником платы за пользование земельными участками на праве аренды, в том числе, протокола собрания кредиторов, на котором должен был рассматриваться данный вопрос.
Необходимо учесть, что согласование каких-либо вопросов с конкурсными кредиторами может осуществляться конкурсным управляющим только посредством организации и проведения собрания кредиторов. Иная форма взаимодействия с кредиторами предприятия Законом о банкротстве не предусмотрена.
В данном случае возможность приобретения земельных участков в собственность унитарного предприятия - должника также не подтверждено документально.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд обоснованно и правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Указанный вывод распространяется и на третье лицо, подавшее апелляционную жалобу, права и законные интересы которого также не могут быть признаны нарушенными данным распоряжением.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
При этом бремя доказывания нарушения оспариваемыми ненормативными правовыми актами органов государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности возложено на заявителя.
В настоящем случае заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым актом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал в обжалуемом решении на отсутствие совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных по делу требований.
Исходя из изложенного, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного решения суда и не могут повлечь его отмену.
Иное толкование норм материального права и иная оценка представленных в дело доказательств апеллянтом, не свидетельствует о незаконности решения.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2017 по делу N А40-183155/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
В.И.ПОПОВ

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)