Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец как собственник земельного участка ссылается на неправомерность отказа в кадастровом учете нового земельного участка, образованного в результате раздела участка на основании соглашения собственников.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Герман М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Селезневой Е.Н., Бакуменко Т.Н.
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании 24 сентября 2014 года дело N 2-1227/14 по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2014 года по заявлению Г. об оспаривании решения отдела кадастрового учета N 1 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Г.; представителя Г. - О.; В.; представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу - Щ. (доверенность N <...> от <дата>), изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействительным решение отдела кадастрового учета N 1 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от <дата> об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать заинтересованное лицо отдел кадастрового учета N 1 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу произвести кадастровый учет указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что спорный земельный участок появился в результате раздела земельного участка с кадастровым N <...>, площадью <...> кв. м, принадлежавший на праве общей долевой собственности Г. (<...> доля) и В. (<...> доли). Также на участке расположен дом, принадлежащий указанным лицам в тех же долях. В <дата> между участниками долевой собственности было принято решение о разделе данного участка пропорционально принадлежащим им долям. Данный раздел согласован с КГИОП Правительства Санкт-Петербурга и КГА Правительства Санкт-Петербурга. По мнению Г., поскольку отказывая в осуществлении кадастрового учета земельного участка заявителя, заинтересованное лицо сослалось на ст. 18 Приложения 3 Закона Санкт-Петербурга "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", которая признана недействительной решением суда, в связи с чем не подлежали применению, решение заинтересованного лица об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка подлежит признанию недействительным.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.14 заявленные Г. требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Правительства Санкт-Петербурга, К. извещены. Согласно ст. ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно положениям ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 2 ч. 6 ст. 18 Приложения N 3 к Закону Санкт-Петербурга "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и исходил из того, что вновь образованный при разделе земельный участок расположен в зоне сложившейся застройки, прежний участок находился в собственности двух землепользователей не в равных долях и не мог быть разделен на два земельных участка, площадью не менее 1200 кв. м, поскольку такой раздел привел бы к нарушению прав заинтересованного лица В.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела, собственниками земельного участка, общей площадью <...> кв. м, под кадастровым N <...>, расположенного по адресу: <адрес>, являются Г. (<...> доля) и В. (<...> доли). Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между Г. и В. достигнуто соглашение о фактическом разделе указанного выше земельного участка, в результате которого были образованы два новых земельных участка, площадью <...> кв. м и <...> кв. м соответственно.
<дата> Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга выдано заключение N <...> о режиме использования земельного участка подлежащего разделу, из которого следует, что каких-либо препятствий к разделу земельного участка не имеется.
Комитетом по строительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга <дата> выдано заключение N <...> об отсутствии препятствий к согласованию раздела земельного участка, в результате которого образуются два новых с соответствующими площадями.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга N <...> от <дата> утверждены границы двух образованных в результате раздела земельных участков, а также установлены ограничения в их использовании.
<дата> Г. обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, образованного в результате раздела земельного участка по адресу: <адрес>. Вместе с заявлением заявитель представил заинтересованному лицу все имеющиеся у него документы.
Решением отдела кадастрового учета N <...> филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от <дата> N <...> Г., на основании положений п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Основанием к такому отказу послужил тот факт, что размер образованного земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным, (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть делимым и неделимым.
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Для определения делимости земельного участка необходимо и достаточно, чтобы после раздела образовались самостоятельные земельные участки, разрешенное использование образовавшихся земельных участков осуществлялось без перевода их в состав земель иной категории. Самостоятельный земельный участок - это участок определенного размера, технологически и производственно самостоятельный, определенного местоположения.
В отношении деления земельных участков находящихся в собственности либо в пользовании граждан необходимо также руководствоваться принципом эффективности использования земельных участков.
Частью 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли, входящие в состав земель Российской Федерации (в том числе и земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
По смыслу ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Законом Санкт-Петербурга от 16.02.09 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, которые являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, Законами Санкт-Петербурга, в соответствии с положениями Генерального плана Санкт-Петербурга, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга установлена минимальная площадь земельных участков для размещения индивидуального жилого дома - <...> кв. м (пп. 1 п. 6 ст. 18 ч. II Приложения N 3).
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, земельный участок площадью <...> кв. м, из которого Г. намерен выделить участок площадью <...> кв. м, расположен в жилой зоне индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее <...> квадратных метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (кодовое обозначение зоны - <...>) - ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 16.02.09 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Согласно п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Абзацами 2 и 7 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.
Проанализировав вышеприведенные нормы в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к выводу предложенный заявителем раздел земельного участка, площадью 2 450 кв. м, не соответствует вышеприведенным нормам земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, в связи с несоблюдением требований градостроительного регламента о минимальном размере одного из образуемых земельных участков.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение отдела кадастрового учета N <...> филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от <дата> N <...> об отказе Г. в осуществлении кадастрового учета вновь образованного земельного участка путем раздела ранее существующего земельного участка, является законным и обоснованным.
Частью 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Таким образом, предельные минимальные размеры образуемых земельных участков должны соответствовать градостроительному регламенту. Если указанное требование будет нарушено, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В случае указания на обязание ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, площадь которого не соответствует установленным предельным (минимальным) размерам земельных участков, будут нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае подлежат применению положения пп. 2 п. 6 ст. 18 ч. II Приложения N <...> к Закону Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", согласно которым минимальная площадь формируемых земельных участков для размещения дач и индивидуального жилого дома, расположенных в сложившейся застройке и не входящих в границы оформленных земельных участков, составляет <...> кв. м, судебная коллегия полагает несостоятельным. Земельный участок, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, из которого Г. намерен выделить участок площадью <...> кв. м, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, границы его определены, образуемые в результате раздела земельные участки, входят в границы оформленного земельного участка, следовательно, указанная норма права в данном случае применению не подлежала.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.14 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2014 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Г. об оспаривании решения отдела кадастрового учета N <...> филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.09.2014 N 33-13517/2014 ПО ДЕЛУ N 2-1227/2014
Требование: Об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец как собственник земельного участка ссылается на неправомерность отказа в кадастровом учете нового земельного участка, образованного в результате раздела участка на основании соглашения собственников.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. N 33-13517/2014
Судья: Герман М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Селезневой Е.Н., Бакуменко Т.Н.
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании 24 сентября 2014 года дело N 2-1227/14 по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2014 года по заявлению Г. об оспаривании решения отдела кадастрового учета N 1 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Г.; представителя Г. - О.; В.; представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу - Щ. (доверенность N <...> от <дата>), изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействительным решение отдела кадастрового учета N 1 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от <дата> об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать заинтересованное лицо отдел кадастрового учета N 1 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу произвести кадастровый учет указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что спорный земельный участок появился в результате раздела земельного участка с кадастровым N <...>, площадью <...> кв. м, принадлежавший на праве общей долевой собственности Г. (<...> доля) и В. (<...> доли). Также на участке расположен дом, принадлежащий указанным лицам в тех же долях. В <дата> между участниками долевой собственности было принято решение о разделе данного участка пропорционально принадлежащим им долям. Данный раздел согласован с КГИОП Правительства Санкт-Петербурга и КГА Правительства Санкт-Петербурга. По мнению Г., поскольку отказывая в осуществлении кадастрового учета земельного участка заявителя, заинтересованное лицо сослалось на ст. 18 Приложения 3 Закона Санкт-Петербурга "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", которая признана недействительной решением суда, в связи с чем не подлежали применению, решение заинтересованного лица об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка подлежит признанию недействительным.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.14 заявленные Г. требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Правительства Санкт-Петербурга, К. извещены. Согласно ст. ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно положениям ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 2 ч. 6 ст. 18 Приложения N 3 к Закону Санкт-Петербурга "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и исходил из того, что вновь образованный при разделе земельный участок расположен в зоне сложившейся застройки, прежний участок находился в собственности двух землепользователей не в равных долях и не мог быть разделен на два земельных участка, площадью не менее 1200 кв. м, поскольку такой раздел привел бы к нарушению прав заинтересованного лица В.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела, собственниками земельного участка, общей площадью <...> кв. м, под кадастровым N <...>, расположенного по адресу: <адрес>, являются Г. (<...> доля) и В. (<...> доли). Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между Г. и В. достигнуто соглашение о фактическом разделе указанного выше земельного участка, в результате которого были образованы два новых земельных участка, площадью <...> кв. м и <...> кв. м соответственно.
<дата> Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга выдано заключение N <...> о режиме использования земельного участка подлежащего разделу, из которого следует, что каких-либо препятствий к разделу земельного участка не имеется.
Комитетом по строительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга <дата> выдано заключение N <...> об отсутствии препятствий к согласованию раздела земельного участка, в результате которого образуются два новых с соответствующими площадями.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга N <...> от <дата> утверждены границы двух образованных в результате раздела земельных участков, а также установлены ограничения в их использовании.
<дата> Г. обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, образованного в результате раздела земельного участка по адресу: <адрес>. Вместе с заявлением заявитель представил заинтересованному лицу все имеющиеся у него документы.
Решением отдела кадастрового учета N <...> филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от <дата> N <...> Г., на основании положений п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Основанием к такому отказу послужил тот факт, что размер образованного земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным, (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть делимым и неделимым.
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Для определения делимости земельного участка необходимо и достаточно, чтобы после раздела образовались самостоятельные земельные участки, разрешенное использование образовавшихся земельных участков осуществлялось без перевода их в состав земель иной категории. Самостоятельный земельный участок - это участок определенного размера, технологически и производственно самостоятельный, определенного местоположения.
В отношении деления земельных участков находящихся в собственности либо в пользовании граждан необходимо также руководствоваться принципом эффективности использования земельных участков.
Частью 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли, входящие в состав земель Российской Федерации (в том числе и земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
По смыслу ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Законом Санкт-Петербурга от 16.02.09 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, которые являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, Законами Санкт-Петербурга, в соответствии с положениями Генерального плана Санкт-Петербурга, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга установлена минимальная площадь земельных участков для размещения индивидуального жилого дома - <...> кв. м (пп. 1 п. 6 ст. 18 ч. II Приложения N 3).
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, земельный участок площадью <...> кв. м, из которого Г. намерен выделить участок площадью <...> кв. м, расположен в жилой зоне индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее <...> квадратных метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (кодовое обозначение зоны - <...>) - ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 16.02.09 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Согласно п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Абзацами 2 и 7 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.
Проанализировав вышеприведенные нормы в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к выводу предложенный заявителем раздел земельного участка, площадью 2 450 кв. м, не соответствует вышеприведенным нормам земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, в связи с несоблюдением требований градостроительного регламента о минимальном размере одного из образуемых земельных участков.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение отдела кадастрового учета N <...> филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от <дата> N <...> об отказе Г. в осуществлении кадастрового учета вновь образованного земельного участка путем раздела ранее существующего земельного участка, является законным и обоснованным.
Частью 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Таким образом, предельные минимальные размеры образуемых земельных участков должны соответствовать градостроительному регламенту. Если указанное требование будет нарушено, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В случае указания на обязание ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, площадь которого не соответствует установленным предельным (минимальным) размерам земельных участков, будут нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае подлежат применению положения пп. 2 п. 6 ст. 18 ч. II Приложения N <...> к Закону Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", согласно которым минимальная площадь формируемых земельных участков для размещения дач и индивидуального жилого дома, расположенных в сложившейся застройке и не входящих в границы оформленных земельных участков, составляет <...> кв. м, судебная коллегия полагает несостоятельным. Земельный участок, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, из которого Г. намерен выделить участок площадью <...> кв. м, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, границы его определены, образуемые в результате раздела земельные участки, входят в границы оформленного земельного участка, следовательно, указанная норма права в данном случае применению не подлежала.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.14 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2014 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Г. об оспаривании решения отдела кадастрового учета N <...> филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)