Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2017 N 05АП-2372/2017, 05АП-2373/2017 ПО ДЕЛУ N А24-2193/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2017 г. N 05АП-2372/2017, 05АП-2373/2017

Дело N А24-2193/2016

Резолютивная часть постановления оглашена 24 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.С. Шевченко,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ю. Родиным,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционные производства N 05АП-2372/2017, 05АП-2373/2017
на решение от 16.02.2017
судьи Ж.А. Стриж
по делу N А24-2193/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по иску (заявлению) Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
третьи лица: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 9" Петропавловск-Камчатского городского округа,
Федеральное государственное казенное учреждение "261 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации,
государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал", Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края,
о признании права собственности отсутствующим, о признании права муниципальной собственности,
при участии:
- от истца: С.В. Гончаренко, по доверенности от 09.01.2017 сроком действия до 31.12.2017, паспорт;
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Кульченко Р.В. по доверенности от 07.11.2016 сроком действия на 1 год, паспорт;
- от Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации: не явились;
- от третьих лиц: не явились,
установил:

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту - Минобороны России), Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на объект недвижимости: земельный участок, имеющий местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Гастелло, кадастровый номер: 41:01:0010126:3397, площадь земельного участка: 1807+/- 15 кв. м, разрешенное использование: "для строительства жилого микрорайона"; о признании права муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на объект недвижимости: земельный участок, имеющий местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Гастелло, кадастровый номер: 41:01:0010126:3397, площадь земельного участка: 1807+/-15 кв. м, разрешенное использование: "для строительства жилого микрорайона".
Определением суда от 26.07.2016 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на надлежащего - Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России).
Протокольным определением от 25.08.2016 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства обороны Российской Федерации на надлежащего - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Определением от 06.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне истца - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 9" Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - МБОУ "Средняя школа N 9"), на стороне ответчика - Федеральное государственное казенное учреждение "261 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "261 Отделение морской инженерной службы" МО РФ), государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал" (далее по тексту - ГУП КК "Петропавловский водоканал"), Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Решением от 16.02.2017 Арбитражный суд Камчатского края признал право собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:3397, площадью 1 807 кв. м, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Гастелло, разрешенное использование: "для строительства жилого микрорайона". В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных требований. В обоснование жалобы считает, что заявленное требование о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствующим в условиях одновременного признания права муниципальной собственности на него является ненадлежащим способом защиты права (избыточным). Поскольку образование спорного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328 осуществлено не по основаниям пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, полагает, что раздел этого участка возможен только по решению соответствующего органа исполнительной власти (Минобороны России). Обращает внимание, что администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о согласовании истцом с собственником земельного участка в лице уполномоченного органа порядка раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328 с целью образования спорного земельного участка. Отмечает наличие в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:328 за Российской Федерацией, не оспоренной в установленном законом порядке. Полагает недоказанным обстоятельство соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади размещенного на нем здания школы.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство также обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных требований, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы приводит аналогичные апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России доводы.
В канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на апелляционные жалобы, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) приобщен к материалам дела. В своем отзыве истец считает, что обжалуемый судебный акт вынесен законно и обоснованно.
Рассмотрение дела в порядке статьи 158 АПК РФ неоднократно откладывалось.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 приостановлено производство по настоящему делу до рассмотрения Арбитражным судом Дальневосточного округа кассационной жалобы по делу N А24-2194/2016 Арбитражного суда Камчатского края.
Определением суда от 28.07.2017 производство по делу N А24-2193/2016 в суде апелляционной инстанции возобновлено, назначено к судебному разбирательству на 24.08.2017.
В судебном заседании апелляционной инстанции 24.08.2017 на основании определения и.о. председателя второго судебного состава от 24.08.2017 произведена замена состава суда, рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
Судом установлено, что судебный акт первой инстанции обжалуется в части признания права муниципальной собственности.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку решение в порядке апелляционного производства обжалуется в части удовлетворенных требований, возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Представитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель истца на доводы апелляционных жалоб возражал.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:328 площадью 198 305 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира здание школы N 22, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Гастелло, 7 является собственностью Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из ЕГРП (запись регистрации N 41-41-01/040/2008-999 от 23.01.2009) и кадастровым паспортом земельного участка от 26.08.2016.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 25.12.2007 здание школы N 9, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 865 кв. м, инв. N 8084, лит. Б, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Гастелло, 7 является собственностью Петропавловск-Камчатского городского округа.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.03.2012 указанное здание школы N 9 находится на праве оперативного управления у МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" Петропавловск-Камчатского городского округа.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.08.2016 N 4100/206/16-49702 в государственный кадастр недвижимости 11.03.2015 внесен кадастровый номер земельного участка 41:01:0010126:3397 площадью 1807+/-15 кв. м, имеющий местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Гастелло, разрешенное использование: для строительства жилого микрорайона. Сведения о правах отсутствуют. Преобразованным земельным участком указан земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:328 (предыдущий номер).
На земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010126:3397 расположены объекты капитального строительства: а) 41:01:0010126:1050 (здание школы N 9); б) 41:01:0010126:3567 (сооружение тепловые сети от ЦТП-304, сведения о зарегистрированных правах на данный объект отсутствуют, представлена выписка N 181 от 04.02.2016 из Реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа); в) 41:01:0010126:3484 (сооружение сети водоснабжения 75 участка (ул. Солнечная, ул. О.Кошевого, ул. Гастелло) площадью 2033 м, собственник Камчатский край, запись регистрации N 41-41/001-41/001/002/2016-7201/2 от 31.05.2016, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "Камчатский водоканал", запись регистрации N 41-41/001-41/001/010/2015-1658/1 от 30.12.2015).
Из пояснений истца следует, что здание школы N 9 (предыдущий номер 22) расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:3397, который образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328.
Сообщением Управления Росреестра по Камчатскому краю от 28.04.2016 N 41/001/002/2016-3577 Петропавловск-Камчатскому городскому округу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:3397 в связи с наличием противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными, поскольку данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328, собственником которого является Российская Федерация.
Полагая, что спорный земельный участок в силу закона принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Петропавловск-Камчатский городской округ, в то время как наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на данный участок нарушает права и законные интересы муниципального образования, администрация обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим. В данной части судебный акт не обжалуется, в связи с чем, в силу положений статьи 268 АПК РФ законность его в этой части апелляционной коллегией не проверяется.
Удовлетворяя исковые требования в части признания права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:3397, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017, далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункты 4 и 5 статьи 1 Закона о регистрации).
При этом под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества пунктом 7 комментируемой статьи Закона понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости.
Со дня вступления в силу Закона о регистрации (01.01.2017) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 этого Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 6 статьи 72 Закона о регистрации).
Тем самым, в период с 01.01.2017 сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, а также сведения о характеристиках этих объектов, позволяющих определить их в качестве индивидуально-определенной вещи, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости путем их внесения регистрирующим органом из ранее существующих Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), в частности, путем признания права (абзац 2 статьи 12 Кодекса).
В пунктах 58 и 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) даны следующие разъяснения.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

В этой связи арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
При этом право муниципальной собственности на здание школы зарегистрировано на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Тем самым, право муниципальной собственности на указанный объект недвижимости возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" безотносительно к моменту фактической регистрации этого права в публичном реестре (ранее действовавший в ЕГРП) только 25.12.2007 в силу пункта 1 названного Закона.
При таких обстоятельствах земельный участок, занятый зданием средней школы N 9, находится в муниципальной собственности в период с 1 июля 2006 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) - с момента законодательного разграничения государственной собственности.
Последующая регистрация 23.01.2009 права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:328, в площадь которого вошла территория, занимаемая зданием средней школы N 9, произведена в части такой территории в нарушение императивного положения пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что является самостоятельным основанием для удовлетворения искового требования администрации в части признания права собственности на спорный земельный участок за муниципалитетом.
Отклоняя довод ответчиков о том, что собственником земельного участка в лице уполномоченного органа - Министерства обороны РФ не согласовывался раздел земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328 с целью образования спорного земельного участка и с таким согласованием истец к собственнику не обращался, а также о недоказанности площади испрашиваемого земельного участка, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерству обороны Российской Федерации переданы функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Положением о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 N 110, выполнение указанных функций возложено на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент).
Согласно пункту 9 указанного Положения Департамент осуществляет следующие функции в части реализации полномочий Министерства обороны по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, а также высвобождаемым движимым военным имуществом (кроме вооружения и боеприпасов), в том числе: осуществляет мероприятия по образованию земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения, а также выдела из земельных участков; осуществляет мероприятия по согласованию местоположения границ земельных участков, а также местоположения границ смежных с ним земельных участков.
В материалах дела имеется ответ заместителя начальника 261 ОМИС от 06.06.2013 исх. N 335, направленный в адрес директора МБОУ "Средняя школа N 9" о формировании границ спорного земельного участка. В данном ответе указано, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.06.2010 N 1034-р исполнителем услуг по межеванию земельных участков Министерства Обороны РФ является ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ". Приведена ссылка на положения статьи 33 Земельного кодекса РФ о порядке определения размера площади земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования.
Письмом от 24.11.2014 исх. N Ф-41/2446 Камчатский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" обращался в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ о разделе земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328.
Письмом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.12.2014 N 141/39618 в адрес Камчатского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" были направлены материалы по согласованию Схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328.
Схема раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328 согласована Департаментом имущественных отношений МО РФ, Дальневосточным территориальным управлением имущественных отношений МО РФ.
В материалах дела имеются доказательства неоднократных обращений Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес Министра обороны РФ, Департамента имущественных отношений МО РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, 261 ОМИС о передаче в муниципальную собственность спорного земельного участка (письма от 28.07.2015 исх. N ГД-01-4/627/15, от 31.03.2016 исх. N 01-01-01/710/16).
Следовательно, работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:328 произведены в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.
На доводы апелляционных жалоб ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерства обороны Российской Федерации о наличии записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:328, о недоказанности того, что после раздела земельного участка с кадастровым 41:01:0010126:328, он сохранился в измененных границах, коллегия возражает и отмечает следующее.
В пункте 1 статьи 11.4 ЗК РФ закреплено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
На основании пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ и при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В схеме расположения земельного участка указана площадь исходного земельного участка (41:01:0010126:328) - 198305 кв. м.
Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым 41:01:0010126:328, выданного после проведения действий по формированию и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:3397, площадь земельного участка с кадастровым 41:01:0010126:328 составляет 198305 кв. м, что соответствует площади исходного земельного участка до момента его раздела.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:328 сохранился в измененных границах.
Факт не внесения Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Камчатскому краю в ЕГРП записи о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:3397 не доказывает не соблюдение истцом порядка раздела земельного участка.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что спорный земельный участок был сформирован в нарушение требований законодательства, с превышением нормативов, устанавливаемых для определения площади земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного на нем здания школы, в противоречие со сложившимся фактическим землепользованием.
Доказательств, свидетельствующих о том, что площадь земельного участка превышает необходимую для эксплуатации здания школы, находящегося в муниципальной собственности, равно как и нахождение в его пределах объектов, являющихся федеральной собственностью, в порядке статьи 65 АПК РФ ответчиками не представлено.
В этой связи доводы апелляционных жалоб о несоблюдении администрацией порядка согласования раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:398 с целью образования спорного земельного участка отклоняются судебной коллегией, как опровергаемые имеющимися в деле доказательствами.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что на спорном земельном участке, кроме здания школы, расположены следующие объекты недвижимости: - с кадастровым номером 41:01:0010126:3567 (сооружение тепловые сети от ЦТП-304, сведения о зарегистрированных правах на данный объект отсутствуют, представлена выписка N 181 от 04.02.2016 из Реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа); с кадастровым номером 41:01:0010126:3484 (сооружение сети водоснабжения 75 участка (ул. Солнечная, ул. О.Кошевого, ул. Гастелло) площадью 2033 м, собственник Камчатский край, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "Камчатский водоканал").
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений сторон) установлено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к линейным объектам. В силу пункта 5 статьи 2 Закона о водоснабжении водопроводной сетью является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под объектами теплоснабжения понимаются источники тепловой энергии или их совокупность. Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно пункту 1.3 "СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003", утвержденных Приказом Минрегионразвития России 30.06.2012 N 280 в состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, центральные тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и т.п.
В соответствии с положениями статей 89, 90 ЗК РФ, нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Согласно пункту 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм ЗК РФ следует, что хотя линейные объекты, и являются объектами недвижимости, однако в силу исключения, предусмотренного пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ, у собственника такого объекта недвижимости не возникает предусмотренного нормами Земельного кодекса права на получение земельного участка, на котором располагается указанный объект.
Кроме того, ГУП КК "Петропавловский водоканал" (с учетом уточнения) и Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края во мнениях на иск указали об отсутствии правопритязаний на спорный земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:3397.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок используется ответчиками.
При таких обстоятельствах, а также учитывая фактическое владение истцом спорным земельным участком, суд первой инстанции правомерно указал, что истец доказал наличие у него права собственности на спорный земельный участок в установленной площади - 1 807 13 кв. м и удовлетворил исковые требования в части признания права муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на спорный земельный участок с целью устранения правовой неопределенности и внесения соответствующих сведений в публичный реестр. Такой вывод суда первой инстанции признается апелляционным судом правомерным и соответствующим обстоятельствам настоящего спора.
Доводы ответчиков о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади размещенного на нем здания школы обоснованно отклонены арбитражным судом, как бездоказательные; при этом доводы апеллянтов в части нарушения судом первой инстанции принципа распределения бремени доказывания юридически значимых для дела обстоятельств также отклоняются судебной коллегией, учитывая представление истцом в материалы дела межевого плана, подготовленного органом технического учета в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
С учетом изложенного доводы апелляционных жалоб не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствующей части, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2017 по делу N А24-2193/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.С.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Д.А.ГЛЕБОВ
С.Б.КУЛТЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)