Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2017 N 08АП-8101/2017 ПО ДЕЛУ N А46-3490/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2017 г. N 08АП-8101/2017

Дело N А46-3490/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8101/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2017 по делу N А46-3490/2017 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шевелева Валерия Ивановича к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании действий незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Мартынова Алиса Сергеевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/13129 от 05.09.2016 сроком действия один год;
- от индивидуального предпринимателя Шевелева Валерия Ивановича - Молоков Александр Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности N 55 АА 1156002 от 06.03.2015 сроком действия пятьдесят лет;
- установил:

индивидуальный предприниматель Шевелев Валерий Иванович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Шевелев В.В.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании действий Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившихся в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером 55:36:030120:4699 и неразграниченных земель с образованием земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:ЗУ1 общей площадью 3280 кв. м с местоположением, установленным относительно ориентира - здания склада с почтовым адресом: Омская область, г. Омск; САО, Проспект Мира, 183, незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы предпринимателя; обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:ЗУ1 общей площадью 3280 кв. м с местоположением, установленным относительно ориентира - здания склада с почтовым адресом: Омская область, г. Омск САО, Проспект Мира, 183 и направить это решение с приложением схемы в адрес ИП Шевелева В.И.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.05.2017 по делу N А46-3490/2017 требования заявителя удовлетворены ввиду незаконности оспариваемого отказа.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2017 по делу N А46-3490/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что основанием для отказа предпринимателю в перераспределении земельного участка явилось то, что на спорных участках располагается объект недвижимого имущества.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель предпринимателя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ИП Шевелев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:160206:4699, категория - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития объектов автомобильного и иного городского наземного транспорта, площадью 2121 кв. м, расположенного по ул. Проспект Мира, 183 (свидетельство о государственной собственности серия 55 N 095701 от 29.03.2016).
Согласно договору N 1 СД о совместной деятельности (простого товарищества) по оформлению путем перераспределения права собственности на земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными по ул. Проспект Мира, 183 в Советском административном округе г. Омска, а также обеспечению проезда к ним от 01.07.2015 Мех Владимир Владимирович и ИП Шевелев В.И, определили соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица в целях оформления путем перераспределения права собственности на земли, государственная собственность на которые не разграничена, примыкающие (смежные чересполосные земли) к земельным участкам Участников, расположенным по ул. Проспект Мира, 183 в Советском административном округе г. Омска, а также в целях проведения мероприятий по обеспечению свободного, полного, беспрепятственного доступа к ним.
В рамках указанного договора оформление предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации документации, а также осуществление государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок, в границы которого входит перераспределяемый (смежные чересполосные земли) земельный участок и земельный участок с кадастровым номером 55:36:030120:4698, принадлежащий на праве собственности Меху Владимиру Владимировичу, возлагалось на последнего (пункт 2.4.1.).
Согласно вступившему в законную силу 20 июля 2016 года решению Центрального районного суда г. Омска от 21 апреля 2016 года по делу N 2а-2724/2016 Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обязывался в установленные законодательством сроки принять решение по заявлению Меха В.В. о перераспределении земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанное решение Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не исполнено.
21 июля 2016 года между Мехом Владимиром Владимировичем и ИП Шевелевым В.И. было заключено дополнительное соглашение, согласно которому договор изложен в иной редакции. Из соглашения следует, что оформление предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации документации, а также осуществление государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок, в границы которого входит перераспределяемый (смежные чересполосные земли) земельный участок и земельный участок с кадастровым номером 55:36:030120:4699, принадлежащий на праве собственности ИП Шевелеву В.И., возлагается на ИП Шевелева В.И. (пункт 2.5.1.).
17 ноября 2016 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предприниматель обратился в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (письмо получено Департаментом 28 ноября 2016 года).
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и утвержденным проектом планировки территории перераспределяемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:030120:ЗУ1 общей площадью 3280 кв. м подлежит образованию из земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:4699 и неразграниченных земель для исключения чересполосицы земель.
Письмом от 21 декабря 2016 года N Исх-ДИО/4766-ог Департамент отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, мотивировав это следующим образом.
В соответствии с пунктом 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования) схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе о местоположении зданий, сооружений. Согласно п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
По данным геоинформационных систем, имеющихся в распоряжении Департамента, в границах образуемого земельного участка севернее т. 7 находится подземное убежище.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является ее несоответствие вышеуказанным форме, формату, требованиям к подготовке.
Согласно с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
В случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В связи с вышеизложенным, Департамент отказал в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:4699, находящегося в частной собственности.
Заявитель, полагая, что указанный отказ противоречит закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.05.2017 по делу N А46-3490/2017 требования заявителя удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Департаментом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
В силу подпункта 2 части 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
По положениям статьи 11.10. Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
По положениям статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пункта 2 статьи 39.28, пунктов 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В данном случае судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами дела, что предприниматель представил в Департамент схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием условного номера каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, проектной площади земельного участка с указанием координат характерных точек границы земельного участка и изображением границ земельного участка.
В материалах дела имеется также акт обследования земельного участка от 18.04.2017 N 164-ф, составленный специалистами заинтересованного лица, в котором отражено, что в южной части испрашиваемого земельного участка расположено заглубленное сооружение из железобетонных блоков, плит перекрытия и кирпичной кладки. В акте указано, что характеристики объекта не позволяют сделать вывод о том, что указанное сооружение ранее являлось защитным сооружением гражданской обороны, сведения о наименовании объекта и зарегистрированных правах на момент обследования отсутствуют.
Таким образом, указанный акт не подтверждает нахождение на испрашиваемом участке объекта недвижимого имущества. Доказательств того, что указанное в акте сооружение является по своим характеристикам объектом недвижимого имущества, поставленного на учет в качестве такового в установленном порядке, имеет собственника, не представлено суду апелляционной инстанции.
Учитывая указанное и положения процитированных выше норм права, суд первой инстанции правомерно заключил, что заявление предпринимателя о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности является обоснованным.
В данном случае суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у Департамента отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявления предпринимателя.
В суде апелляционной инстанции Департамент также не представил доказательства законности оспариваемого отказа.
Суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Департамент, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2017 по делу N А46-3490/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)