Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-7359/2017

Требование: Об отмене постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ в утверждении схемы расположения участка мотивирован тем, что схема разработана с нарушением п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N 33а-7359


Судья: Никишова С.А.

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. к администрации Красноярского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, по апелляционной жалобе администрации Красноярского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 мая 2016 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя Б. - Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Красноярского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Красноярского МО) о признании незаконным постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указывал, что на основании протокола общего собрания N от 05 мая 2007 года ему, как члену садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ) "Маяк-2", выделен в пользование земельный участок N площадью <...> квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ "Маяк-2". Постановлением администрации Красноярского МО N от 13 января 2016 года административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что данная схема разработана с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), образование данного земельного участка нарушает требование пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Б. полагал, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку соответствующим решением Энгельсского районного совета народных депутатов исполнительного комитета утвержден проект организации территории садоводческого товарищества (далее - СТ) "Маяк-2", в который включен спорный земельный участок, в связи с чем основания, указанные администрацией для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, отсутствовали.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 мая 2016 года признано незаконным постановление администрации Красноярского МО N от 13 января 2016 года об отказе Б. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: <адрес>, СНТ "Маяк-2", участок N, подготовленной в целях образования земельного участка для его предоставления без проведения торгов.
Дополнительным решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 11 июля 2016 года на администрацию Красноярского МО возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу утвердить схему расположения указанного выше земельного участка, об исполнении решения сообщить административному истцу и суду.
В апелляционной жалобе администрация Красноярского МО ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что в основу судебного акта необоснованно положен представленный административным истцом проект организации территории СНТ "Маяк-2", который противоречит плану, имеющемуся у администрации, в соответствии с которым вынесено оспариваемое постановление.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пункт 1 статьи 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории. Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных). Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктами 3 и 4 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений между сторонами) схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Положениями пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, районный суд исходил из того, что обжалуемое решение администрации принято с нарушением вышеперечисленных норм, поскольку земельный участок N, находящийся в пользовании Б., ранее предоставлен СТ "Маяк-2" и включен в границы земельного участка СНТ "Маяк-2".
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Энгельсского районного совета народных депутатов исполнительного комитета N от 23 марта 1988 года утвержден проект организации территории СТ "Маяк-2" при заводе свинцовых аккумуляторов. Площадь земельного участка составляла 5 га.
Решением Энгельсского районного совета народных депутатов исполнительного комитета N от 20 июля 1988 года дополнительно прирезан к ранее выделенному земельному участку, земельный участок площадью 1,6 га, из которого 1,1 га за счет самовольно занятого участка и 0,5 га свободных земель севернее СТ "Маяк-2". Отведенная площадь распределена в границах указанных в проекте организации территории.
21 декабря 1992 года проект организации территории СТ "Маяк-2" завода свинцовых аккумуляторов был согласован.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области N от 10 января 1993 года разрешено изъятие земельных участков общей площадью 49,42 гектара и их отведение в постоянное пользование под коллективное садоводство согласно приложению. СНТ "Маяк-2" выделено 0,9 гектара.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района N от 03 марта 1994 года решено изъять из земель, находящихся в коллективной долевой собственности АО "Генеральское", земельный участок площадью 0,56 гектара, в том числе пастбища - 0,56 гектара, и предоставить СНТ "Маяк-2" в постоянное пользование.
На основании указанных документов внесены изменения в проект организации территории СТ "Маяк". Спорный земельный участок входит в состав земель отведенных СТ "Маяк".
Согласно выписке из протокола общего собрания СНТ "Маяк-2" от 14 мая 2005 года постановлено перенумеровать земельные участки, выделенные СНТ "Маяк-2" по постановлению N от 03 марта 1994 года и присвоить земельному участку под N N.
05 мая 2007 года Б. принят в члены СНТ "Маяк-2" и ему предоставлен в пользование земельный участок N, площадью <...> квадратных метров.
22 декабря 2015 года Б. обратился с заявлением в администрацию Красноярского МО об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов.
Постановлением администрации Красноярского МО N от 13 января 2016 года Б. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (образование земельного участка нарушает требование, установленное пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2011 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение).
Судебная коллегия полагает, что у администрации Красноярского МО не имелось оснований для отказа Е.Д. Брагеру в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно публичной кадастровой карте кадастровый квартал с кадастровым номером N, включает в себя 132 земельных участка площадью 8,31 га, отнесенных к СНТ "Маяк-2". Земельный участок под N, предоставленный Б. входит в границы общего земельного участка СНТ "Маяк-2".
По смыслу пункта 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
К указанному заявлению прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости).
Проект территории СТ "Маяк-2", утвержденный в установленном порядке, включает в себя земельный участок площадью <...> квадратных метров, находящийся в пользовании Б., границы земельного участка входят в границы общего земельного участка СНТ "Маяк-2".
Иных оснований к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка N площадью <...> квадратных метров по адресу: <адрес>, СНТ "Маяк-2", выделенного Б., оспариваемое постановление не содержит.
При таком положении решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 мая 2016 года, с учетом дополнительного решения Энгельсского районного суда Саратовской области от 11 июля 2016 года, является законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 мая 2016 года с учетом дополнительного решения Энгельсского районного суда Саратовской области от 11 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красноярского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)