Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2016 ПО ДЕЛУ N А66-396/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2016 г. по делу N А66-396/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 2 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Гребешкова Вадима Вячеславовича представителя Тихомирова Г.Л. по доверенности от 11.01.2016, от Правительства Тверской области представителя Травкиной О.Н. по доверенности от 18.03.2016, от государственной компании "Российские автомобильные дороги" представителя Богданова В.В. по доверенности от 09.08.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гребешкова Вадима Вячеславовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 мая 2016 года по делу N А66-396/2016 (судья Балакин Ю.П.),
установил:

индивидуальный предприниматель Гребешков Вадим Вячеславович (место жительства: 170003, г. Тверь; ОГРНИП 307695230400071, ИНН 690210205632; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Правительству Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 44; ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054; далее - Правительство) о признании недействительным распоряжения от 06.08.2015 N 414-рп "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" и возложении обязанности на Правительство в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда принять новый акт об удовлетворении ходатайства заявителя о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:1399, общей площадью 27 000 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка и имеющего почтовый адрес: Тверская область, Калининский район, с/п Каблуковское, с. Каблуково, из состава земель сельскохозяйственного назначения и имеющего разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, администрация Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, государственная компания "Российские автомобильные дороги" в лице Тверского территориального управления (далее - Компания), федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз" в лице Тверского филиала, Министерство сельского хозяйства Тверской области, администрация муниципального образования Тверской области "Калининский район".
Решением суда от 25 мая 2016 года в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что ответчиком более чем на два месяца нарушен срок рассмотрения ходатайства о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую. Отмечает, что генеральным планом Каблуковского сельского поселения и правилами землепользования и застройки принадлежащий Предпринимателю земельный участок уже отнесен к зоне транспортной инфраструктуры с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства. Более того, часть земельного участка находится в зоне полосы отвода предполагаемой к строительству скоростной автомобильной дороги М-11. Изложенное препятствует использованию земельного участка для сельскохозяйственного производства и указывает на наличие оснований для перевода его из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель транспорта.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал жалобу в полном объеме.
Правительство, Компания в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании с доводами Предпринимателя не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в отзыве на апелляционную жалобы требования заявителя отклонило.
Заслушав представителей Предпринимателя, Правительства, Компании, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Предприниматель на основании договора купли-продажи от 17.01.2015 приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:1399, общей площадью 27 000 кв. м, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка и имеющего почтовый адрес: Тверская обл., Калининский р-н, с/п Каблуковское, с. Каблуково (свидетельство о государственной регистрации права от 21.01.2015 серии 69-АГ N 124157).
В марте 2015 года Предприниматель обратился в Правительство с ходатайством о переводе названного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Распоряжением Правительства от 06.08.2015 N 414-рп заявителю отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую со ссылкой на пункты 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Предприниматель, ссылаясь на неправомерность отказа, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, названным Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в пункте 3 указанной статьи Закона N 172-ФЗ.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Закона N 172-ФЗ. Согласно пункту 4 названной статьи Закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ определено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в том числе в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом согласно части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допустим лишь в исключительных случаях, предусмотренных Законом.
Распоряжением Правительства от 16.11.2011 N 262-рп утвержден регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Рассмотрение заявления Предпринимателя осуществлялось в порядке, установленном указанным регламентом.
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии, созданной при Правительстве, от 14.07.2015 исключительность перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую не подтверждена, имеются предусмотренные законодательством основания для отказа в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения. Комиссия рекомендовала Правительству принять решение об отказе в переводе.
При рассмотрении дела судом также установлено, что в состав спорного земельного участка входит вид сельскохозяйственных угодий - пашня.
В соответствии со статьей 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Более того, принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:1399 расположен на мелиорированных землях объекта осушения "Каблуково" СПК "Заборовский". Данный объект площадью 870 га осушения закрытым дренажом сдан в эксплуатацию в 1978 году. Нарушение целостности осушительной системы может привести к частичному подтоплению земель.
Согласно статье 13.2 закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" мелиорированные земли относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию не допускается в целях размещения на них промышленных объектов.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Каблуковского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов от 26.12.2012 N 49, генеральным планом Каблуковского сельского поселения спорный земельный участок относится к территориальной зоне транспортной инфраструктуры, сформированной для реализации проекта по строительству скоростной автомобильной дороги М-11 "Москва - Санкт-Петербург".
Постановлением администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" от 21.03.2013 N 598 согласован акт выбора земельного участка ориентировочной площадью 314,4 га для строительства скоростной автомобильной трассы "Москва - Санкт-Петербург" на участке км 147 + 300 - км 217 + 900 Тверская область, Калининский район, а также утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте, необходимых для строительства данной автодороги.
Согласно утвержденной схеме спорный земельный участок расположен в границах полосы отвода автомобильной дороги (л.д. 113).
В свете изложенного, как верно указал суд первой инстанции, перевод спорного земельного участка в иную категорию земель для использования в целях, не связанных со строительством скоростной автомобильной дороги М-11, не соответствует утвержденным документам территориального планирования. Данное обстоятельство в силу пункта 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о переводе земель из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, это изъятие осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется. Местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на пункт 3 статьи 56.3 ЗК РФ об истечении трехлетнего срока для принятия решения об изъятии спорного земельного участка, не принимаются апелляционным судом. Статья 56.3 ЗК РФ введена в действие в составе главы VII.1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд" Законом N 499-ФЗ, который вступил в силу с 01.04.2015. Положений о том, что нормы указанной главы, в том числе определяющие срок для принятия решения об изъятии земельного участка, распространяются на правоотношения, возникшие до вступления Закона N 499-ФЗ в силу, в нем не содержится.
Доказательств фактической невозможности использования земельного участка в целях сельскохозяйственного производства до его изъятия заявителем не представлено.
Ссылка Предпринимателя на нарушение ответчиком срока рассмотрения заявления также подлежит отклонению. Податель жалобы не доказал, что допущенное нарушение каким-либо образом повлияло на реализацию его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах дела и приведенных нормах права суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа Правительства в переводе принадлежащего Предпринимателю земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Оспариваемое распоряжение Правительства от 06.08.2015 N 414-рп принято в соответствии с требованиями земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная жалоба Предпринимателя, не содержит доводов, опровергающих правомерность обжалуемого решения. Иное толкование апеллянтом норм земельного законодательства и иная правовая оценка обстоятельств спора не свидетельствуют об ошибочности выводов суда и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Поскольку на основании подпункта 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел составляет 150 руб., излишне уплаченная Предпринимателем по платежному поручению от 24.06.2016 N 65 государственная пошлина в сумме 1350 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 25 мая 2016 года по делу N А66-396/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гребешкова Вадима Вячеславовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Гребешкову Вадиму Вячеславовичу (место жительства: 170003, г. Тверь; ОГРНИП 307695230400071, ИНН 690210205632) 1350 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 24.06.2016 N 65 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.РОМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)