Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2017 N 15АП-5293/2017 ПО ДЕЛУ N А32-35087/2016

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2017 г. N 15АП-5293/2017

Дело N А32-35087/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 10.01.2017 Белов А.В.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- от третьих лиц: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЛОТОС" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2017 по делу N А32-35087/2016 по заявлению закрытого акционерного общества "ЛОТОС",
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования город Краснодар,
третьи лица: департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,

установил:

закрытое акционерное общество "Лотос" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения от 22.09.2016 N 29791.26 Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - заинтересованное лицо, администрация) об отказе в предоставлении муниципальной услуги; о возложении на администрацию обязанности принять в установленном законом порядке в 30-дневный срок решение о предварительном согласовании предоставления в собственность обществу земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, для эксплуатации подъездных железнодорожных путей N 60, 61, кадастровый номер 23:43:0302010:128, находящегося по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Путевая, 5/1, строение N 2.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Закрытое акционерное общество "Лотос" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ранее письмом от 27.10.2015 N 34237.26 Администрация муниципального образования город Краснодар уведомило ЗАО "Лотос" о наличии пересечения земельного участка с красной линией территорий общего пользования. Согласно заключению кадастрового инженера о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0302010:128 и 23:43:0302010:37 по ул. Путевой в г. Краснодаре, границу земельного участка 23:43:0302010:128 пересекает красная линия застройки. Величина области пересечения составляет 1,06-1,72 м. Площадь области пересечения составляет 88 кв. м. Таким образом, податель жалобы считает, что границы испрашиваемого участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" в части исключения областей пересечения. Также податель жалобы ссылается на то, что обществом представлено заявление, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и приложением всех необходимых документов, что подтверждается перечнем приложений к заявлению и не оспаривается заинтересованным лицом. Основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанное в решении администрации, не предусмотрено ни Земельным кодексом Российской Федерации ни постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 02.03.2015 N 1890 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка". В отсутствие решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка нарушены права ЗАО "Лотос", поскольку оно лишено права обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка, а также не может обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ, что в свою очередь влечет невозможность приобретения земельного участка в собственность.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заинтересованное лицо и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Лотос" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- - нежилое сооружение - подъездной ж/д путь N 60, длиной 886 м, находящееся по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Путевая, 3, грузовой участок станции Краснодар-2;
- - нежилое сооружение - подъездной ж/д путь N 61, длиной 97 м, находящееся по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Путевая, 3, грузовой участок станции Краснодар-2.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 3325 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0302010:128, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, 5/1, строение N 2.
15 сентября 2016 года общество направило в администрацию в порядке статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании предоставления ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 для эксплуатации принадлежащих ЗАО "Лотос" на праве собственности объектов недвижимости.
В письме от 22.09.2016 N 29791.26 администрация отказала обществу в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок стоит на кадастровом учете уже с уточненной площадью 3325 кв. м.
Полагая отказ администрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 названного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В данном случае обществом подано заявление о предварительном согласовании со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование необходимости предварительного согласования предоставления земельного участка общество ссылается на необходимость уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128. Такая необходимость, по мнению заявителя, обусловлена заключением кадастрового инженера о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0302010:128, 23:43:0302010:37 по ул. Путевой в г. Краснодаре (далее - заключение кадастрового инженера).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в редакции, действующей на момент подачи и рассмотрения заявления, государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. К числу сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, отображаемых в кадастре, относится описание местоположения границ земельного участка (пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.03.2015 N 2343/12/15-228159 граница земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0302010:37 и 23:43:0302010:113.
Из заключения кадастрового инженера, сформированного по результатам проведенных 01.12.2015 кадастровых работ, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0302010:128, 23:43:0302010:37 являются земельными участками, участвующими в перераспределении земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302010:128 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0302010:37 и 23:43:0302010:113. Отметка о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0302010:37 и 23:43:0302010:113 внесена в кадастровую выписку ошибочно. Граница земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 установлена верно, ошибок в местоположении границы земельного участка не выявлено.
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302010:128 образован, его границы установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, оснований для уточнения его границ в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" отсутствуют, то администрация правомерно отказала обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).
При выполнении кадастровых работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками.
В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.
Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ). Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ст. 43 Закона N 218-ФЗ).
В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, то она может быть исправлена в порядке статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
С учетом изложенного, что в данном случае выявленная техническая ошибка может быть исправлена в порядке статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", то есть, заявителем избран неверный способ защиты.
Более того, по смыслу пункта 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре уточнение границ земельного участка не применяется к земельным участкам, границы которых были уже ранее уточнены и кадастровые сведения о которых носят временный характер.
Обжалуемый отказ администрации от 22.09.2016 N 29791.26 мотивирован ссылкой на "временный" статус земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 и уточненной площадью 3325 кв. м, что свидетельствует о невозможности уточнения границ спорного участка в установленном порядке.
Учитывая вышеуказанные нормы права, частичное пересечение испрашиваемого участка с красными линиями само по себе не может являться основанием для проведения кадастровых работ по повторному уточнению границ участка.
Прохождение по участку красных линий ограничивает испрашиваемый участок в обороте (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации) и, соответственно, в силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, части "е" подпункта II пункта 18 раздела II Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 02.03.2015 N 1890, является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка.
С учетом изложенных обстоятельств, отказ судом первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта не содержат. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2017 по делу N А32-35087/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)