Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
- от администрации Щелковского муниципального района Московской области - Мясова С.А., по доверенности от 28.12.2015 N 1-33/1238;
- от общества с ограниченной ответственностью "МУЛЬТИМАРКЕТ" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от индивидуального предпринимателя Киричок А.С. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции дело N А41-38609/15,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МУЛЬТИМАРКЕТ" к администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, третье лицо - индивидуальный предприниматель Киричок А.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МУЛЬТИМАРКЕТ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) в котором просило:
- - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии во внимание заявления ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52, при принятии решений о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающих акты о выборе вышеуказанных земельных участков, решений о предоставлении земельных участков в аренду, а также в уклонении от организации и проведении аукциона на право заключения договоров аренды вышеназванных земельных участков;
- - обязать администрацию в течение 4 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу образовать земельный участок площадью 352 кв. м для строительства магазина, расположенного по адресу:, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельный участок площадью 454 кв. м, для строительства магазина, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52, подготовить, организовать и провести аукцион на право заключения договора аренды образованных земельных участков.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Киричок А.С. (далее - ИП Киричок А.С., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2015 года по делу N А41-38609/15 суд признал незаконным бездействие Администрации Щелковского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии решения по существу и ненаправлении ответа ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ" на заявление от 24.02.2015 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52, а также обязал Администрацию Щелковского муниципального района Московской области совершить действия, предусмотренные статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52 (л.д. 70 - 74).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (л.д. 77 - 79).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 года, апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции, в связи с тем, что суд первой инстанции рассмотрел дело не по тем требованиям, которые были заявлены ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ".
В ходе рассмотрения дела в арбитражном апелляционном суде по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ" подало заявление об уточнении своих требований, в котором просило суд признать незаконным бездействие Администрации Щелковского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии решения по существу и ненаправлении ответа ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ" на заявление от 24.02.2015 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52, и непроведению торгов по заключению договоров аренды в отношении указанных земельных участков; а также обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области совершить действия, предусмотренные статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52.
Представитель администрации возражал против удовлетворения ходатайства об уточнении заявленных требований, поскольку его удовлетворение приведет к одновременному изменению предмета и основания заявленных требований.
Частью 1 статьи 49 АПК установлено, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
По смыслу указанной нормы предметом иска (заявления) является материально-правовое требование о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменения или прекращения его. Изменение предмета иска (заявления) - это изменение материально-правового требования лица, обратившегося в суд, за судебной защитой.
Основание иска (заявления) - это обстоятельства, на которые ссылается истец (заявитель) в подтверждение своих требований. Изменение основания иска (заявления) - изменение обстоятельств, на которых истец (заявитель) основывает свое требование.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
Изучив указанное ходатайство, апелляционный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении указанного ходатайства ввиду его несоответствия требованиям статьи 49 АПК РФ, учитывая, что его удовлетворение приведет к одновременному изменению предмета и основания заявленных требований.
Выслушав объяснения представителя администрации, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов, 19 декабря 2014 года (вх N 4805-с и 4836-с) ИП Киричек А.С., привлеченный к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, обратился к администрации с заявлениями о предоставлении для строительства социального магазина "Ветеран" двух земельных участков, а именно: земельного участка площадью 200 кв. м, по адресу: г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, и земельного участка площадью 300 кв. м, по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52 (л.д. 59, 61).
13 февраля 2015 года на официальном сайте администрации Щелковского муниципального района Московской области было размещено сообщение Администрации Щелковского муниципального района Московской области о предоставлении для целей связанных со строительством вышеуказанных земельных участков (л.д. 24).
Аналогичное сообщение было опубликовано в Информационном вестнике Совета депутатов и администрации Щелковского муниципального района Московской области за февраль 2015 года
Общество 24 февраля 2015 года направило в адрес администрации заявку о предоставлении указанных земельных участков в аренду. Данное уведомление получено администрацией 02 марта 2015 года, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 25 - 27).
Письмом от 01 апреля 2015 года администрация сообщила заявителю, что она обеспечит опубликование извещения о проведении торгов в порядке, установленном пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ (л. д. 38 - 39).
Полагая, что со стороны администрации допущено бездействие, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В связи с тем, что общество обратилось к администрации с заявлением о предоставлении указанных земельных участков 02 марта 2015 года, то применению подлежит нормы Земельного кодекса в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившего в силу с 01 марта 2015 года.
Общество в заявлении указывает, что электронное письмо с уведомлением (в электронном и бумажном виде) о предоставлении указанных земельных участков в аренду поступило в администрацию 24 февраля 2015 года.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что электронный адрес, на который обществом были направлены уведомления, принадлежит администрации и что последняя их получила.
При этом сам факт обращения заявителя к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за четыре дня до вступления в силу соответствующих изменений закона, не свидетельствует о наличии у заявителя права на предоставление земельного участка, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Нормами Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) предусмотрен порядок и сроки рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращения граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Общество 24 февраля 2015 года направило в адрес администрации уведомление о предоставлении указанных земельных участков в аренду. Данное уведомление получено администрацией 02 марта 2015 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д. 27 - 27 об.).
Письмом от 01 апреля 2015 года администрация сообщила заявителю, что она обеспечит опубликование извещения о проведении торгов в порядке, установленном пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, которое направлено обществу 02 апреля 2015 года по адресу: 197371, г. Санкт-Петербург, пр-т Королева, д. 30, пом. 2Н, что подтверждается выпиской из реестра почтовых отправлений (л.д. 38 - 41).
Дополнительно копия ответа была вручена представителю общества 14 сентября 2015 года, что подтверждается распиской в получении.
Таким образом, бездействие со стороны администрации отсутствовало.
Кроме того, решений о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении указанных выше земельных участков, а также решений о предоставлении этих земельных участков в аренду администрацией не принималось и, соответственно, довод общества о том, что его заявление на приобретение земельных участков не было учтено при принятии администрацией соответствующих решений, является несостоятельным.
Пунктом 30 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в принятии решения о проведении аукциона, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
В силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Согласно подпунктам 5 и 6 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона, а также земельный участок не отнесен к определенной категории земель.
В ходе судебного разбирательства установлено, что спорные земельные участки не сформированы как объекты земельных правоотношений.
Таким образом, не сформированные земельные участки, не являясь объектами права, не могут быть переданы на торги, поскольку в соответствии с земельным законодательством предметом аукциона предметом аукциона может быть только сформированные земельные участки с установленными границами.
Учитывая изложенное выше, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2015 года по делу N А41-38609/15 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2016 N 10АП-15468/2015 ПО ДЕЛУ N А41-38609/15
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу N А41-38609/15
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
- от администрации Щелковского муниципального района Московской области - Мясова С.А., по доверенности от 28.12.2015 N 1-33/1238;
- от общества с ограниченной ответственностью "МУЛЬТИМАРКЕТ" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от индивидуального предпринимателя Киричок А.С. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции дело N А41-38609/15,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МУЛЬТИМАРКЕТ" к администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, третье лицо - индивидуальный предприниматель Киричок А.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МУЛЬТИМАРКЕТ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) в котором просило:
- - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии во внимание заявления ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52, при принятии решений о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающих акты о выборе вышеуказанных земельных участков, решений о предоставлении земельных участков в аренду, а также в уклонении от организации и проведении аукциона на право заключения договоров аренды вышеназванных земельных участков;
- - обязать администрацию в течение 4 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу образовать земельный участок площадью 352 кв. м для строительства магазина, расположенного по адресу:, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельный участок площадью 454 кв. м, для строительства магазина, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52, подготовить, организовать и провести аукцион на право заключения договора аренды образованных земельных участков.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Киричок А.С. (далее - ИП Киричок А.С., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2015 года по делу N А41-38609/15 суд признал незаконным бездействие Администрации Щелковского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии решения по существу и ненаправлении ответа ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ" на заявление от 24.02.2015 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52, а также обязал Администрацию Щелковского муниципального района Московской области совершить действия, предусмотренные статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52 (л.д. 70 - 74).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (л.д. 77 - 79).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 года, апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции, в связи с тем, что суд первой инстанции рассмотрел дело не по тем требованиям, которые были заявлены ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ".
В ходе рассмотрения дела в арбитражном апелляционном суде по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ" подало заявление об уточнении своих требований, в котором просило суд признать незаконным бездействие Администрации Щелковского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии решения по существу и ненаправлении ответа ООО "МУЛЬТИМАРКЕТ" на заявление от 24.02.2015 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52, и непроведению торгов по заключению договоров аренды в отношении указанных земельных участков; а также обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области совершить действия, предусмотренные статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельного участка площадью 352 кв. м для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, земельного участка площадью 454 кв. м, для строительства социального магазина "Ветеран", расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52.
Представитель администрации возражал против удовлетворения ходатайства об уточнении заявленных требований, поскольку его удовлетворение приведет к одновременному изменению предмета и основания заявленных требований.
Частью 1 статьи 49 АПК установлено, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
По смыслу указанной нормы предметом иска (заявления) является материально-правовое требование о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменения или прекращения его. Изменение предмета иска (заявления) - это изменение материально-правового требования лица, обратившегося в суд, за судебной защитой.
Основание иска (заявления) - это обстоятельства, на которые ссылается истец (заявитель) в подтверждение своих требований. Изменение основания иска (заявления) - изменение обстоятельств, на которых истец (заявитель) основывает свое требование.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
Изучив указанное ходатайство, апелляционный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении указанного ходатайства ввиду его несоответствия требованиям статьи 49 АПК РФ, учитывая, что его удовлетворение приведет к одновременному изменению предмета и основания заявленных требований.
Выслушав объяснения представителя администрации, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов, 19 декабря 2014 года (вх N 4805-с и 4836-с) ИП Киричек А.С., привлеченный к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, обратился к администрации с заявлениями о предоставлении для строительства социального магазина "Ветеран" двух земельных участков, а именно: земельного участка площадью 200 кв. м, по адресу: г. Щелково, ул. Октябрьская, рядом с домом 7, и земельного участка площадью 300 кв. м, по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Серково, рядом с домом 52 (л.д. 59, 61).
13 февраля 2015 года на официальном сайте администрации Щелковского муниципального района Московской области было размещено сообщение Администрации Щелковского муниципального района Московской области о предоставлении для целей связанных со строительством вышеуказанных земельных участков (л.д. 24).
Аналогичное сообщение было опубликовано в Информационном вестнике Совета депутатов и администрации Щелковского муниципального района Московской области за февраль 2015 года
Общество 24 февраля 2015 года направило в адрес администрации заявку о предоставлении указанных земельных участков в аренду. Данное уведомление получено администрацией 02 марта 2015 года, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 25 - 27).
Письмом от 01 апреля 2015 года администрация сообщила заявителю, что она обеспечит опубликование извещения о проведении торгов в порядке, установленном пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ (л. д. 38 - 39).
Полагая, что со стороны администрации допущено бездействие, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В связи с тем, что общество обратилось к администрации с заявлением о предоставлении указанных земельных участков 02 марта 2015 года, то применению подлежит нормы Земельного кодекса в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившего в силу с 01 марта 2015 года.
Общество в заявлении указывает, что электронное письмо с уведомлением (в электронном и бумажном виде) о предоставлении указанных земельных участков в аренду поступило в администрацию 24 февраля 2015 года.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что электронный адрес, на который обществом были направлены уведомления, принадлежит администрации и что последняя их получила.
При этом сам факт обращения заявителя к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за четыре дня до вступления в силу соответствующих изменений закона, не свидетельствует о наличии у заявителя права на предоставление земельного участка, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Нормами Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) предусмотрен порядок и сроки рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращения граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Общество 24 февраля 2015 года направило в адрес администрации уведомление о предоставлении указанных земельных участков в аренду. Данное уведомление получено администрацией 02 марта 2015 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д. 27 - 27 об.).
Письмом от 01 апреля 2015 года администрация сообщила заявителю, что она обеспечит опубликование извещения о проведении торгов в порядке, установленном пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, которое направлено обществу 02 апреля 2015 года по адресу: 197371, г. Санкт-Петербург, пр-т Королева, д. 30, пом. 2Н, что подтверждается выпиской из реестра почтовых отправлений (л.д. 38 - 41).
Дополнительно копия ответа была вручена представителю общества 14 сентября 2015 года, что подтверждается распиской в получении.
Таким образом, бездействие со стороны администрации отсутствовало.
Кроме того, решений о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении указанных выше земельных участков, а также решений о предоставлении этих земельных участков в аренду администрацией не принималось и, соответственно, довод общества о том, что его заявление на приобретение земельных участков не было учтено при принятии администрацией соответствующих решений, является несостоятельным.
Пунктом 30 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в принятии решения о проведении аукциона, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
В силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Согласно подпунктам 5 и 6 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона, а также земельный участок не отнесен к определенной категории земель.
В ходе судебного разбирательства установлено, что спорные земельные участки не сформированы как объекты земельных правоотношений.
Таким образом, не сформированные земельные участки, не являясь объектами права, не могут быть переданы на торги, поскольку в соответствии с земельным законодательством предметом аукциона предметом аукциона может быть только сформированные земельные участки с установленными границами.
Учитывая изложенное выше, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2015 года по делу N А41-38609/15 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)