Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец считает, что регистрация права собственности ответчика на спорные земельные участки нарушает права города Москвы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - Понамарев Ю.А. по доверен. от 22.11.2016,
от Администрации Красногорского муниципального района Московской области - Барков А.Н. по доверен. от 12.01.2017,
рассмотрев 23 мая 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации Красногорского муниципального района Московской области
на решение от 26 октября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 23 января 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (ИНН 5024002077, ОГРН 1025002864710)
третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055), Управление Росреестра по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561), ГУП "Мосгортранс" (ОГРН 1027739527243, ИНН 7705061213), ФГБУ "ФКП Росреестра" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании права собственности на земельные участки
установил:
Департамент городского имущества города Москвы (далее Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее Администрация, ответчик) о признании права собственности города Москвы:
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7350 общей площадью 190 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7351 общей площадью 1 100 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7352 общей площадью 9 050 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7353 общей площадью 1 360 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7354 общей площадью 2 000 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ГУП "Мосгортранс", ФГБУ "ФКП Росреестра".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017, исковые требования удовлетворены.
Администрацией подана кассационная жалоба, согласно которой ответчик просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том что город Москва является собственником спорных земельных участков.
Представитель Администрации в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Департамент возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Третьи лица в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что согласно выпискам из ЕГРП от 03.12.2015 Красногорский муниципальный район Московской области является собственником спорных земельных участков.
Департамент, считая, что регистрация права собственности Красногорского муниципального района Московской области на указанные земельные участки нарушает права города Москвы на данные земельные участки, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5 статьи 3.1 Федерального закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в применимой к спорным правоотношениям редакции) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Согласно выпискам из ЕГРП от 03.12.2015 регистрация права собственности ответчика на спорные земельные участки была осуществлена на основании договора аренды земельного участка от 24.07.2000 N 373, заключенного между Администрацией Красногорского района и ГП "12 автобусный парк" государственной компании "Мосгортранс".
Судами установлено, что регистрация права собственности Красногорского муниципального района Московской области на спорные земельные участки осуществлена не на основании распорядительного акта. Доказательства, что спорные земельные участки заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования или предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным ответчиком, не представлены.
Судами установлено, что на спорных земельных участках располагается ГУП "Мосгортранс".
Согласно Уставу ГП "12 автобусный парк" Государственной компании "Мосгортранс", утвержденному Президентом ГК "Мосгортранс" 25.03.1994, предприятие создано в соответствии с распоряжением Исполкома Моссовета от 06.12.1971 N 2527.
Согласно справке Московской областной регистрационной палаты от 31.07.2001 N 627 ГП "12 автобусный парк" ГК "Мосгортранс" прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ГУП г. Москвы "Мосгортранс".
Согласно Уставу ДГУП "12 автобусный парк ГУП города Москвы "Мосгортранс", утвержденному 13.04.2001, учредителем предприятия является ГУП города Москвы "Мосгортранс", ДГУП "12 автобусный парк ГУП города Москвы "Мосгортранс" создано в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2000 N 928 и приказом ГУП "ГК "Мосгортранс" от 05.04.2001 N 115.
В соответствии с п. 1.2 Устава ГУП г. Москвы "Мосгортранс" учредителем предприятия является город Москвы в лице Департамента имущества города Москвы.
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что земельный участок площадью 1,37 га предоставлен Администрацией Красногорского района в аренду ГП "12 автобусный парк" 24.06.2000 для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280".
Из кадастровой выписки от 02.12.2015 на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27 следует, что участок площадью 13700 кв. м поставлен на кадастровый учет 08.07.2003, разрешенное использование - для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280".
Судами установлено, что на основании пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" зарегистрировано право собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27 (запись о государственной регистрации права от 08.02.2013 N 50-50-99/122/2012-059).
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27 является участком, предоставленным государственному унитарному предприятию, созданному городом Москвой в лице Департамента имущества города Москвы, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является основанием для отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:27 к собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27 снят с кадастрового учета 09.09.2015.
Согласно выписке из ЕГРП от 03.12.2015 права на земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27 не зарегистрированы.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-17882/13 (решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2013, оставленное без изменений постановлением Десятого арбитражного суда от 25.12.2013) признано отсутствующим право собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27.
Постановлением Федерального суда Московского округа от 07.04.2014 указанные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело N А41-17882/13 отправлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела N А41-17882/13 Администрацией Красногорского муниципального района Московской области заявлено ходатайство об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу, определением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2014 отказ от иска судом принят, производство по делу прекращено.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о повороте исполнения судебного акта по делу N А41-17882/13.
Определением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2015 по делу N А41-17882/13 заявление Департамента удовлетворено; суд определил восстановить в ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27, площадью 13 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., д. 27.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 определение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2015 по делу N А41-17882/13 оставлено без изменения.
Согласно кадастровой выписке от 02.12.2015 земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27 разделен, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354.
Суды пришли к правильному выводу о том, что город Москва являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:27 является собственником образованных из указанного земельного участка земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды обоснованно признали исковые требования о признании права собственности города Москвы на указанные земельные участки подлежащими удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Положения статей 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О).
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2017 года по делу N А41-35234/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2017 N Ф05-5415/2017 ПО ДЕЛУ N А41-35234/2016
Требование: О признании права собственности города Москвы на земельные участки.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец считает, что регистрация права собственности ответчика на спорные земельные участки нарушает права города Москвы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. по делу N А41-35234/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - Понамарев Ю.А. по доверен. от 22.11.2016,
от Администрации Красногорского муниципального района Московской области - Барков А.Н. по доверен. от 12.01.2017,
рассмотрев 23 мая 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации Красногорского муниципального района Московской области
на решение от 26 октября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 23 января 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (ИНН 5024002077, ОГРН 1025002864710)
третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055), Управление Росреестра по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561), ГУП "Мосгортранс" (ОГРН 1027739527243, ИНН 7705061213), ФГБУ "ФКП Росреестра" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании права собственности на земельные участки
установил:
Департамент городского имущества города Москвы (далее Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее Администрация, ответчик) о признании права собственности города Москвы:
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7350 общей площадью 190 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7351 общей площадью 1 100 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7352 общей площадью 9 050 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7353 общей площадью 1 360 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7354 общей площадью 2 000 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ГУП "Мосгортранс", ФГБУ "ФКП Росреестра".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017, исковые требования удовлетворены.
Администрацией подана кассационная жалоба, согласно которой ответчик просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том что город Москва является собственником спорных земельных участков.
Представитель Администрации в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Департамент возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Третьи лица в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что согласно выпискам из ЕГРП от 03.12.2015 Красногорский муниципальный район Московской области является собственником спорных земельных участков.
Департамент, считая, что регистрация права собственности Красногорского муниципального района Московской области на указанные земельные участки нарушает права города Москвы на данные земельные участки, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5 статьи 3.1 Федерального закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в применимой к спорным правоотношениям редакции) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Согласно выпискам из ЕГРП от 03.12.2015 регистрация права собственности ответчика на спорные земельные участки была осуществлена на основании договора аренды земельного участка от 24.07.2000 N 373, заключенного между Администрацией Красногорского района и ГП "12 автобусный парк" государственной компании "Мосгортранс".
Судами установлено, что регистрация права собственности Красногорского муниципального района Московской области на спорные земельные участки осуществлена не на основании распорядительного акта. Доказательства, что спорные земельные участки заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования или предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным ответчиком, не представлены.
Судами установлено, что на спорных земельных участках располагается ГУП "Мосгортранс".
Согласно Уставу ГП "12 автобусный парк" Государственной компании "Мосгортранс", утвержденному Президентом ГК "Мосгортранс" 25.03.1994, предприятие создано в соответствии с распоряжением Исполкома Моссовета от 06.12.1971 N 2527.
Согласно справке Московской областной регистрационной палаты от 31.07.2001 N 627 ГП "12 автобусный парк" ГК "Мосгортранс" прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ГУП г. Москвы "Мосгортранс".
Согласно Уставу ДГУП "12 автобусный парк ГУП города Москвы "Мосгортранс", утвержденному 13.04.2001, учредителем предприятия является ГУП города Москвы "Мосгортранс", ДГУП "12 автобусный парк ГУП города Москвы "Мосгортранс" создано в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2000 N 928 и приказом ГУП "ГК "Мосгортранс" от 05.04.2001 N 115.
В соответствии с п. 1.2 Устава ГУП г. Москвы "Мосгортранс" учредителем предприятия является город Москвы в лице Департамента имущества города Москвы.
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что земельный участок площадью 1,37 га предоставлен Администрацией Красногорского района в аренду ГП "12 автобусный парк" 24.06.2000 для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280".
Из кадастровой выписки от 02.12.2015 на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27 следует, что участок площадью 13700 кв. м поставлен на кадастровый учет 08.07.2003, разрешенное использование - для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280".
Судами установлено, что на основании пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" зарегистрировано право собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27 (запись о государственной регистрации права от 08.02.2013 N 50-50-99/122/2012-059).
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27 является участком, предоставленным государственному унитарному предприятию, созданному городом Москвой в лице Департамента имущества города Москвы, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является основанием для отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:27 к собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27 снят с кадастрового учета 09.09.2015.
Согласно выписке из ЕГРП от 03.12.2015 права на земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27 не зарегистрированы.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-17882/13 (решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2013, оставленное без изменений постановлением Десятого арбитражного суда от 25.12.2013) признано отсутствующим право собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27.
Постановлением Федерального суда Московского округа от 07.04.2014 указанные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело N А41-17882/13 отправлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела N А41-17882/13 Администрацией Красногорского муниципального района Московской области заявлено ходатайство об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу, определением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2014 отказ от иска судом принят, производство по делу прекращено.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о повороте исполнения судебного акта по делу N А41-17882/13.
Определением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2015 по делу N А41-17882/13 заявление Департамента удовлетворено; суд определил восстановить в ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27, площадью 13 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., д. 27.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 определение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2015 по делу N А41-17882/13 оставлено без изменения.
Согласно кадастровой выписке от 02.12.2015 земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:27 разделен, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354.
Суды пришли к правильному выводу о том, что город Москва являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:27 является собственником образованных из указанного земельного участка земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды обоснованно признали исковые требования о признании права собственности города Москвы на указанные земельные участки подлежащими удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Положения статей 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О).
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2017 года по делу N А41-35234/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судьи
Р.Р.ЛАТЫПОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судьи
Р.Р.ЛАТЫПОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)