Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Высота" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 по делу N А07-4289/2016 (судья Кузнецов Д.П.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Высота" - Мустафин М.Б. (доверенность от 15.10.2015),
открытого акционерного общества "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" - Валеев Р.А. (доверенность от 01.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Высота" (далее - общество "Высота", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Администрации, отраженного в письме N 12692 от 07.12.2015, о невозможности предоставления обществу "Высота" земельного участка по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, площадью 12 017 +-38 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010902:342, почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Кировский район, ул. Октябрьской революции, д. 63а, в аренду для строительства; об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Высота" путем принятия в двухнедельный срок (с момента вступления решения суда в законную силу) решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка для строительства торгово-сервисного комплекса и направления в адрес общества проекта договора аренды указанного земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, открытое акционерное общество "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" (далее - общество "АК Востокнефтезаводмонтаж").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 (резолютивная часть от 20.04.2016) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Высота" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы полагает необоснованными выводы суда первой инстанции об истечении срока действия акта выбора испрашиваемого заявителем земельного участка, так как такой срок не является пресекательным и не является безусловным основанием для прекращения права заявителя на предоставление земельного участка, и непредставление земельного участка обществу "Высота" в пределах срока действия предварительного согласования места размещения объекта связано не с несвоевременными действиями общества "Высота", а обусловлено противоправными действиями и бездействиями Администрации.
Апеллянт считает незаконным отказ Администрации в предоставлении земельного участка по мотиву утверждения градостроительных документов в границах территории, на которой расположен спорный земельный участок, отмечая, что процедура предварительного согласования места размещения объекта была начата и пройдена ранее утверждения данных градостроительных документов, ввиду чего положения п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01.03.2015) неприменимы к спорным правоотношениям.
Апеллянт также считает неверными выводы суда о невозможности предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 ввиду его нахождения в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии территории и которая на основании договора N 38-РТ от 13.08.2013 предоставлена обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж", так как постановление от 30.12.2010 N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" принято Администрацией ранее заключения указанного договора о развитии территории, и заявитель имеет приоритет в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии объекта права - земельного участка в силу исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости, указывая, что согласно кадастровой выписке о земельном участке от 29.12.2014 N 02/14/1-954530 датой истечения временного характера сведений о земельном участка являлось 20.10.2016, и земельный участок не мог быть снят с кадастрового учета ранее указанной даты.
К дате судебного заседания от общества "АК Востокнефтезаводмонтаж", Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились.
С учетом мнения представителей заявителя и третьего лица и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, в том числе преюдициальных обстоятельств, установленных судебными актами по делам N N А07-7170/2013, А07-2831/2014 и А07-17394/2014, 10.11.2009 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовлен акт N А-196/ОПО выбора земельного участка площадью 12 016,88 кв. м для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Коммунистической в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества "Высота" (л.д. 22-29).
19.10.2010 Комиссией по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято решение о предоставлении обществу "Высота" земельного участка по ул. Коммунистическая для строительства торгово-сервисного комплекса, оформленное соответствующим протоколом (л.д. 77-79).
30.12.2010 Администрацией вынесено постановление N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу: ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" (л.д. 39).
Указанным постановлением утвержден акт выбора земельного участка N А-196/ОПО от 10.11.2009 для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества "Высота".
При рассмотрении дела N А07-7170/2013 по заявлению общества "Высота" об оспаривании бездействия Администрации, выразившегося в непредоставлении обществу в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342, арбитражными судами установлено, что Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан дополнением от 08.07.2011 N 7-6263/Ю внесло изменения в акт выбора земельного участка от 10.11.2009 N А-196/ОПО в части указания границ земельного участка и его площади в сторону увеличения до 16 670,83 кв. м.
Впоследствии по заявлению Администрации земельный участок площадью 16 670 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 02:55:010902:342.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 02.11.2011 N 02/11/1-286555 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010902:342 поставлен на кадастровый учет 19.10.2011, имеет разрешенное использование - "для реконструкции здания со строительством пристроев с северной стороны и южной стороны для размещения служебных помещений и стоянки автотранспорта".
20.03.2013 общество "Высота" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 общей площадью 16 663+/-45 кв. м. Решение по данному заявлению Администрацией не было принято, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании допущенного бездействия.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.06.2013 по делу N А07-7170/2013 (л.д. 40-44) требования общества "Высота" удовлетворены, признано незаконным, не соответствующим п. 5 ст. 30, п. 2 ст. 32 ЗК РФ бездействие Администрации в предоставлении обществу "Высота" испрашиваемого земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по указанному делу (л.д. 45-50) решение суда от 13.06.2013 отменено, в удовлетворении требований общества "Высота" отказано.
Отменяя решение суда от 13.06.2013, суд апелляционной инстанции указал на несоблюдение порядка предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта в отношении участка площадью 16 663 +/- 45 кв. м.
С учетом обозначенных судебных актов, по поручению общества "Высота" в отношении земельного участка были проведены землеустроительные работы в форме уточнения местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342, по результатам которых составлен межевой план. В соответствии с данным межевым планом площадь земельного участка составила 12 017 кв. м с погрешностью 38 кв. м, что соответствует площади земельного участка, указанной в акте выбора 10.11.2009 N А-196/ОПО.
Согласно сведениям из кадастровой выписки о земельном участке от 29.12.2014 N 02/14/1-954530 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010902:342 имеет площадь 12 017+/-38 кв. м, разрешенное использование - "для реконструкции здания со строительством пристроев с северной стороны и южной стороны для размещения служебных помещений и стоянки автотранспорта" (л.д. 30).
При рассмотрении дела N А07-17394/2014 судами установлено, что в Администрацию от общества "Высота" поступило заявление от 27.12.2013 о предоставлении в аренду для строительства земельного участка общей площадью 12 017 кв. м с кадастровым номером 02:55:010902:342 (л.д. 18) и заявление от 24.12.2013 о продлении срока действия постановления Администрации от 30.12.2010 N 7510 (л.д. 17).
По результатам проведенной федеральным бюджетным учреждением "Челябинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (эксперт Кононенко М.В.) судебной экспертизы установлено, что подписи от имени Лобачева А.Б., расположенные в графе "Генеральный директор А.Б. Лобачев" в двух письмах общества "Высота" от 24.12.2013 и от 27.12.2013, выполнены не самим Лобачевым А.Б., а другим лицом (лицами). При этом эксперт указал, что выявленные различия в исследуемых подписях и образцах подписей и почерка Лобачева А.Б. устойчивы, существенны, не зависят от необычных условий выполнения и в каждом сравнении образуют совокупность признаков, достаточную для вывода о выполнении подписей от имени Лобачева А.Б. не самим Лобачевым А.Б., а другим лицом (лицами).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу N А07-17394/2014 (л.д. 67-75) сделал вывод о том, что в установленном законом порядке общество "Высота" 27.12.2013 с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в Администрацию не обращалось.
После рассмотрения дела N А07-17394/2014 общество "Высота" обратилось в Администрацию с заявлением от 29.10.2015 (л.д. 19) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 площадью 12 017 кв. м в аренду для строительства торгово-сервисного комплекса на основании постановления Администрации от 30.12.2010 N 7510 о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 07.12.2015 N 12692 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителю об отказе в предоставлении земельного участка, сославшись на отсутствие оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", для предоставления испрашиваемого земельного участка без торгов, а также указав в обоснование принятого решения на то, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 находится в границах земельного участка, представленного обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж" Администрацией по договору о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ. Заинтересованным лицом в письме помимо изложенного указано на несовпадение имеющегося вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010962:342 и заявленного обществом "Высота" на основании акта выбора.
Считая указанный отказ Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы общества "Высота" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции исходил из изменения с 01.03.2015 порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и отсутствия оснований для применения к рассматриваемым отношениям норм ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввиду того, что с момента предварительного согласования для заявителя места размещения объекта прошло более установленного указанной нормы трехлетнего срока. Отказ в удовлетворении заявления общества также мотивирован судом нормой п. 11 ст. 30 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) и наличием утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 (в редакции от 20.03.2013) Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, постановлением Администрации от 20.11.2015 N 3944 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Салавата Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской и Октябрьской Революции в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", и фактом представления обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж" Администрацией по договору о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ территории, включающей спорный земельный участок, что исключает предоставление земельного участка в силу ст. ст. 30, 32 ЗК РФ как не свободного от прав третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 цитируемой статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе с 01.03.2015 изменен порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости.
В силу п. 1 ст. 39.6 новой редакции ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
В данном случае акт N А-196/ОПО выбора земельного участка площадью 12 016,88 кв. м для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Коммунистической в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества "Высота" был подготовлен Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 10.11.2009 (л.д. 22-29).
30.12.2010 Администрацией вынесено постановление N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу: ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" (л.д. 39).
Указанным постановлением утвержден акт выбора земельного участка N А-196/ОПО от 10.11.2009 для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества "Высота".
При таких обстоятельствах, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке принято Администрацией за пределами установленного ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехлетнего срока, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления обществу испрашиваемого земельного участка в аренду в порядке ст. ст. 31, 32 ЗК РФ в прежней редакции.
Доводы апелляционной жалобы общества "Высота" о том, что непредставление земельного участка обществу в пределах срока действия предварительного согласования места размещения объекта было связано не с несвоевременными действиями общества, а обусловлено противоправными действиями и бездействием Администрации, ввиду чего земельный участок должен быть предоставлен в соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. ст. 31, 32 ЗК РФ, апелляционный суд находит не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Так, из преюдициальных обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дела N А07-7170/2013, следует, что невозможность предоставления обществу "Высота" испрашиваемого земельного участка была вызвана увеличением по инициативе общества приблизительно на 4 000 кв. м (на 25%) площади поставленного на кадастровый учет земельного участка за счет включения площади дополнительного земельного участка в нарушение установленного ст. ст. 30, 31 ЗК РФ порядка предоставления земельного участка, в том числе без получения необходимого заключения (согласования) Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и без утверждения уполномоченным органом в установленном порядке.
При этом, постановление Администрации от 30.12.2010 N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу: ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" (л.д. 39), которым предусматривалось предоставление земельного участка в изначально согласованной площади на основании акта выбора земельного участка N А-196/ОПО от 10.11.2009 отменено не было, что не исключало реализации обществом права на предоставление такого земельного участка.
Согласно обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела N А07-17394/2014 общество "Высота" располагало объективной возможностью обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для строительства земельного участка общей площадью 12 017 кв. м с кадастровым номером 02:55:010902:342, однако письмо с просьбой общества "Высота" о предоставлении в аренду для строительства земельного участка, датированное 27.12.2013, исходило не от уполномоченного руководителя общества "Высота" Лобачева А.Б., а от неустановленного лица (лиц).
С учетом изложенного апелляционная коллегия не может согласиться с доводами апеллянта о том, что неразрешение Администрацией вопроса о предоставлении обществу "Высота" спорного земельного участка до изменения с 01.03.2015 порядка предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости было вызвано исключительно противоправными действиями и бездействием Администрации, так как заявитель располагал возможностью реализации своего права на предоставление спорного земельного участка, однако не воспользовался ею по своей воле.
Ссылки апеллянта на то, что срок действия акта выбора испрашиваемого заявителем земельного участка не является пресекательным и не является безусловным основанием для прекращения права заявителя на предоставление земельного участка, отклоняются апелляционным судом, поскольку отказ судом первой инстанции в удовлетворении заявления общества мотивирован не истечением срока действия акта выбора земельного участка N А-196/ОПО от 10.11.2009, а изменением порядка предоставления публичных земельных участков для строительства и невозможностью применения к спорным правоотношениям переходных положений, установленных в ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Арбитражный апелляционный суд также считает обоснованным отказ судом первой инстанции в удовлетворении заявления общества ввиду того, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 находится в границах земельного участка, представленного обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж" Администрацией по договору о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ.
В соответствии с п. 7 ст. 11.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
В силу ч. 1 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи.
Договор заключается органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 17.2, 17.3, 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации от 10.04.2013 N 1612 принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной проспектом Салавата Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской, территорией сквера у Монумента Дружбы и улицей Октябрьской революции, в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 95).
По результатам аукциона от 25.07.2013 между Администрацией и обществом "АК Востокнефтезаводмонтаж" оформлен договор о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ (л.д. 102-110).
Согласно справке МУП "Центр недвижимости" городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.02.2015 N 110 (л.д. 111) испрашиваемый обществом "Высота" земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 находится в границах земельного участка, представленного обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж" в аренду по договору о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ.
Таким образом, на момент обращения общества "Высота" в Администрацию с заявлением от 29.10.2015 о предоставлении спорного земельного участка названный участок в составе застраиваемой территории был обременен правами третьего лица - общества "АК Востокнефтезаводмонтаж".
Из системного толкования статей 30 и 31 ЗК РФ следует, что выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются первым этапом реализации процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который состоит из нескольких стадий: публичное информирование населения и заинтересованных лиц о планируемом предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта; выбор земельного участка для строительства; утверждение акта выбора земельного участка и схемы расположения к нему как завершающий этап процедуры выбора земельного участка. Целью проведения процедуры выбора земельного участка для строительства является определение места его расположения и предполагаемых границ с учетом мнения всех заинтересованных лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты при предоставлении земельного участка.
В силу пунктов 2, 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления обеспечивают выбор земельного участка для строительства, свободного от прав третьих лиц.
Поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок обременен правами третьего лица, а предоставлению в порядке ст. ст. 31, 32 ЗК РФ подлежат свободные земельные участки с соблюдением прав и законных интересов всех заинтересованных лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть ему предоставлен, а отказ Администрации соответствует требованиям ЗК РФ.
Довод апеллянта о том, что заявитель имеет приоритет в предоставлении испрашиваемого земельного участка, так как постановление от 30.12.2010 N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" принято Администрацией ранее заключения указанного договора о развитии территории, является необоснованным.
Оспаривание заявителем наличия законных оснований для возникновения у общества "АК Востокнефтезаводмонтаж" прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 в составе застраиваемой территории при наличии правопритязаний на него со стороны общества "Высота" свидетельствует о наличии спора о праве в отношении названного земельного участка, который подлежит рассмотрению в рамках искового, а не административного судопроизводства.
Следовательно, названные доводы апеллянта не могут быть предметом судебной оценки в рамках рассмотрения настоящего дела в порядке главы 24 АПК РФ по заявлению общества о признании незаконным решения Администрации, отраженного в письме N 12692 от 07.12.2015, о невозможности предоставления обществу "Высота" земельного участка по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, площадью 12 017 +-38 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010902:342, почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Кировский район, ул. Октябрьской революции, д. 63а, в аренду для строительства.
Выводы суда первой инстанции о невозможности предоставления земельного участка в связи с утверждением градостроительных документов в границах территории, на которой расположен спорный земельный участок (п. 11 ст. 30 ЗК РФ), и исключением сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, являются неверными, не соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу того, что процедура предоставления земельного участка для строительства обществу "Высота" была начата в порядке предварительного согласования места размещения объекта, был подготовлен акт N А-196/ОПО выбора земельного участка площадью (л.д. 22-29) и вынесено постановление Администрации от 30.12.2010 N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу: ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" (л.д. 39) до момента утверждения постановлением Администрации от 20.11.2015 N 3944 проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Салавата Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской и Октябрьской Революции в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заявитель был вправе претендовать на предоставление ему в дальнейшем испрашиваемого земельного участка, а при утверждении градостроительных документов органы местного самоуправления должны были учесть предварительное согласование места размещения объекта заявителя на земельном участке.
Доказательства того, что на момент принятия оспариваемого решения Администрации земельный участок с кадастровым номером 02:55:010902:342 уже был снят с кадастрового учета, материалы дела не содержат. Отсутствует указание об этом в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка и в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 07.12.2015 N 12692 (л.д. 20).
Вместе с тем, с учетом вышеизложенных выводов апелляционного суда данные выводы суда первой инстанции не привели к принятию по существу неправильного решения, ввиду чего обжалуемое решение отмене не подлежит.
По изложенным основаниям апелляционный суд не усмотрел оснований для приостановления производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А07-7953/2016 по ходатайству общества "Высота", заявленному в суде апелляционной инстанции, поскольку снятие земельного участка на момент вынесения решения с кадастрового учета само по себе не являлось единственным обстоятельством, исключающим предоставление земельного участка обществу "Высота" в аренду.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Поскольку определение арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 не исполнено, и суду не представлены доказательства уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, указанная государственная пошлина подлежит взысканию с общества "Высота" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 по делу N А07-4289/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Высота" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Высота" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2016 N 18АП-7201/2016 ПО ДЕЛУ N А07-4289/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2016 г. N 18АП-7201/2016
Дело N А07-4289/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Высота" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 по делу N А07-4289/2016 (судья Кузнецов Д.П.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Высота" - Мустафин М.Б. (доверенность от 15.10.2015),
открытого акционерного общества "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" - Валеев Р.А. (доверенность от 01.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Высота" (далее - общество "Высота", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Администрации, отраженного в письме N 12692 от 07.12.2015, о невозможности предоставления обществу "Высота" земельного участка по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, площадью 12 017 +-38 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010902:342, почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Кировский район, ул. Октябрьской революции, д. 63а, в аренду для строительства; об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Высота" путем принятия в двухнедельный срок (с момента вступления решения суда в законную силу) решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка для строительства торгово-сервисного комплекса и направления в адрес общества проекта договора аренды указанного земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, открытое акционерное общество "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" (далее - общество "АК Востокнефтезаводмонтаж").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 (резолютивная часть от 20.04.2016) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Высота" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы полагает необоснованными выводы суда первой инстанции об истечении срока действия акта выбора испрашиваемого заявителем земельного участка, так как такой срок не является пресекательным и не является безусловным основанием для прекращения права заявителя на предоставление земельного участка, и непредставление земельного участка обществу "Высота" в пределах срока действия предварительного согласования места размещения объекта связано не с несвоевременными действиями общества "Высота", а обусловлено противоправными действиями и бездействиями Администрации.
Апеллянт считает незаконным отказ Администрации в предоставлении земельного участка по мотиву утверждения градостроительных документов в границах территории, на которой расположен спорный земельный участок, отмечая, что процедура предварительного согласования места размещения объекта была начата и пройдена ранее утверждения данных градостроительных документов, ввиду чего положения п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01.03.2015) неприменимы к спорным правоотношениям.
Апеллянт также считает неверными выводы суда о невозможности предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 ввиду его нахождения в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии территории и которая на основании договора N 38-РТ от 13.08.2013 предоставлена обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж", так как постановление от 30.12.2010 N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" принято Администрацией ранее заключения указанного договора о развитии территории, и заявитель имеет приоритет в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии объекта права - земельного участка в силу исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости, указывая, что согласно кадастровой выписке о земельном участке от 29.12.2014 N 02/14/1-954530 датой истечения временного характера сведений о земельном участка являлось 20.10.2016, и земельный участок не мог быть снят с кадастрового учета ранее указанной даты.
К дате судебного заседания от общества "АК Востокнефтезаводмонтаж", Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились.
С учетом мнения представителей заявителя и третьего лица и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, в том числе преюдициальных обстоятельств, установленных судебными актами по делам N N А07-7170/2013, А07-2831/2014 и А07-17394/2014, 10.11.2009 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовлен акт N А-196/ОПО выбора земельного участка площадью 12 016,88 кв. м для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Коммунистической в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества "Высота" (л.д. 22-29).
19.10.2010 Комиссией по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято решение о предоставлении обществу "Высота" земельного участка по ул. Коммунистическая для строительства торгово-сервисного комплекса, оформленное соответствующим протоколом (л.д. 77-79).
30.12.2010 Администрацией вынесено постановление N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу: ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" (л.д. 39).
Указанным постановлением утвержден акт выбора земельного участка N А-196/ОПО от 10.11.2009 для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества "Высота".
При рассмотрении дела N А07-7170/2013 по заявлению общества "Высота" об оспаривании бездействия Администрации, выразившегося в непредоставлении обществу в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342, арбитражными судами установлено, что Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан дополнением от 08.07.2011 N 7-6263/Ю внесло изменения в акт выбора земельного участка от 10.11.2009 N А-196/ОПО в части указания границ земельного участка и его площади в сторону увеличения до 16 670,83 кв. м.
Впоследствии по заявлению Администрации земельный участок площадью 16 670 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 02:55:010902:342.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 02.11.2011 N 02/11/1-286555 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010902:342 поставлен на кадастровый учет 19.10.2011, имеет разрешенное использование - "для реконструкции здания со строительством пристроев с северной стороны и южной стороны для размещения служебных помещений и стоянки автотранспорта".
20.03.2013 общество "Высота" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 общей площадью 16 663+/-45 кв. м. Решение по данному заявлению Администрацией не было принято, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании допущенного бездействия.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.06.2013 по делу N А07-7170/2013 (л.д. 40-44) требования общества "Высота" удовлетворены, признано незаконным, не соответствующим п. 5 ст. 30, п. 2 ст. 32 ЗК РФ бездействие Администрации в предоставлении обществу "Высота" испрашиваемого земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по указанному делу (л.д. 45-50) решение суда от 13.06.2013 отменено, в удовлетворении требований общества "Высота" отказано.
Отменяя решение суда от 13.06.2013, суд апелляционной инстанции указал на несоблюдение порядка предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта в отношении участка площадью 16 663 +/- 45 кв. м.
С учетом обозначенных судебных актов, по поручению общества "Высота" в отношении земельного участка были проведены землеустроительные работы в форме уточнения местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342, по результатам которых составлен межевой план. В соответствии с данным межевым планом площадь земельного участка составила 12 017 кв. м с погрешностью 38 кв. м, что соответствует площади земельного участка, указанной в акте выбора 10.11.2009 N А-196/ОПО.
Согласно сведениям из кадастровой выписки о земельном участке от 29.12.2014 N 02/14/1-954530 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010902:342 имеет площадь 12 017+/-38 кв. м, разрешенное использование - "для реконструкции здания со строительством пристроев с северной стороны и южной стороны для размещения служебных помещений и стоянки автотранспорта" (л.д. 30).
При рассмотрении дела N А07-17394/2014 судами установлено, что в Администрацию от общества "Высота" поступило заявление от 27.12.2013 о предоставлении в аренду для строительства земельного участка общей площадью 12 017 кв. м с кадастровым номером 02:55:010902:342 (л.д. 18) и заявление от 24.12.2013 о продлении срока действия постановления Администрации от 30.12.2010 N 7510 (л.д. 17).
По результатам проведенной федеральным бюджетным учреждением "Челябинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (эксперт Кононенко М.В.) судебной экспертизы установлено, что подписи от имени Лобачева А.Б., расположенные в графе "Генеральный директор А.Б. Лобачев" в двух письмах общества "Высота" от 24.12.2013 и от 27.12.2013, выполнены не самим Лобачевым А.Б., а другим лицом (лицами). При этом эксперт указал, что выявленные различия в исследуемых подписях и образцах подписей и почерка Лобачева А.Б. устойчивы, существенны, не зависят от необычных условий выполнения и в каждом сравнении образуют совокупность признаков, достаточную для вывода о выполнении подписей от имени Лобачева А.Б. не самим Лобачевым А.Б., а другим лицом (лицами).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу N А07-17394/2014 (л.д. 67-75) сделал вывод о том, что в установленном законом порядке общество "Высота" 27.12.2013 с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в Администрацию не обращалось.
После рассмотрения дела N А07-17394/2014 общество "Высота" обратилось в Администрацию с заявлением от 29.10.2015 (л.д. 19) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010902:342 площадью 12 017 кв. м в аренду для строительства торгово-сервисного комплекса на основании постановления Администрации от 30.12.2010 N 7510 о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 07.12.2015 N 12692 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителю об отказе в предоставлении земельного участка, сославшись на отсутствие оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", для предоставления испрашиваемого земельного участка без торгов, а также указав в обоснование принятого решения на то, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 находится в границах земельного участка, представленного обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж" Администрацией по договору о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ. Заинтересованным лицом в письме помимо изложенного указано на несовпадение имеющегося вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010962:342 и заявленного обществом "Высота" на основании акта выбора.
Считая указанный отказ Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы общества "Высота" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции исходил из изменения с 01.03.2015 порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и отсутствия оснований для применения к рассматриваемым отношениям норм ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввиду того, что с момента предварительного согласования для заявителя места размещения объекта прошло более установленного указанной нормы трехлетнего срока. Отказ в удовлетворении заявления общества также мотивирован судом нормой п. 11 ст. 30 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) и наличием утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 (в редакции от 20.03.2013) Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, постановлением Администрации от 20.11.2015 N 3944 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Салавата Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской и Октябрьской Революции в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", и фактом представления обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж" Администрацией по договору о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ территории, включающей спорный земельный участок, что исключает предоставление земельного участка в силу ст. ст. 30, 32 ЗК РФ как не свободного от прав третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 цитируемой статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе с 01.03.2015 изменен порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости.
В силу п. 1 ст. 39.6 новой редакции ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
В данном случае акт N А-196/ОПО выбора земельного участка площадью 12 016,88 кв. м для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Коммунистической в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества "Высота" был подготовлен Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 10.11.2009 (л.д. 22-29).
30.12.2010 Администрацией вынесено постановление N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу: ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" (л.д. 39).
Указанным постановлением утвержден акт выбора земельного участка N А-196/ОПО от 10.11.2009 для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества "Высота".
При таких обстоятельствах, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке принято Администрацией за пределами установленного ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехлетнего срока, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления обществу испрашиваемого земельного участка в аренду в порядке ст. ст. 31, 32 ЗК РФ в прежней редакции.
Доводы апелляционной жалобы общества "Высота" о том, что непредставление земельного участка обществу в пределах срока действия предварительного согласования места размещения объекта было связано не с несвоевременными действиями общества, а обусловлено противоправными действиями и бездействием Администрации, ввиду чего земельный участок должен быть предоставлен в соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. ст. 31, 32 ЗК РФ, апелляционный суд находит не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Так, из преюдициальных обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дела N А07-7170/2013, следует, что невозможность предоставления обществу "Высота" испрашиваемого земельного участка была вызвана увеличением по инициативе общества приблизительно на 4 000 кв. м (на 25%) площади поставленного на кадастровый учет земельного участка за счет включения площади дополнительного земельного участка в нарушение установленного ст. ст. 30, 31 ЗК РФ порядка предоставления земельного участка, в том числе без получения необходимого заключения (согласования) Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и без утверждения уполномоченным органом в установленном порядке.
При этом, постановление Администрации от 30.12.2010 N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу: ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" (л.д. 39), которым предусматривалось предоставление земельного участка в изначально согласованной площади на основании акта выбора земельного участка N А-196/ОПО от 10.11.2009 отменено не было, что не исключало реализации обществом права на предоставление такого земельного участка.
Согласно обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела N А07-17394/2014 общество "Высота" располагало объективной возможностью обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду для строительства земельного участка общей площадью 12 017 кв. м с кадастровым номером 02:55:010902:342, однако письмо с просьбой общества "Высота" о предоставлении в аренду для строительства земельного участка, датированное 27.12.2013, исходило не от уполномоченного руководителя общества "Высота" Лобачева А.Б., а от неустановленного лица (лиц).
С учетом изложенного апелляционная коллегия не может согласиться с доводами апеллянта о том, что неразрешение Администрацией вопроса о предоставлении обществу "Высота" спорного земельного участка до изменения с 01.03.2015 порядка предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости было вызвано исключительно противоправными действиями и бездействием Администрации, так как заявитель располагал возможностью реализации своего права на предоставление спорного земельного участка, однако не воспользовался ею по своей воле.
Ссылки апеллянта на то, что срок действия акта выбора испрашиваемого заявителем земельного участка не является пресекательным и не является безусловным основанием для прекращения права заявителя на предоставление земельного участка, отклоняются апелляционным судом, поскольку отказ судом первой инстанции в удовлетворении заявления общества мотивирован не истечением срока действия акта выбора земельного участка N А-196/ОПО от 10.11.2009, а изменением порядка предоставления публичных земельных участков для строительства и невозможностью применения к спорным правоотношениям переходных положений, установленных в ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Арбитражный апелляционный суд также считает обоснованным отказ судом первой инстанции в удовлетворении заявления общества ввиду того, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 находится в границах земельного участка, представленного обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж" Администрацией по договору о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ.
В соответствии с п. 7 ст. 11.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
В силу ч. 1 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи.
Договор заключается органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 17.2, 17.3, 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации от 10.04.2013 N 1612 принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной проспектом Салавата Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской, территорией сквера у Монумента Дружбы и улицей Октябрьской революции, в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 95).
По результатам аукциона от 25.07.2013 между Администрацией и обществом "АК Востокнефтезаводмонтаж" оформлен договор о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ (л.д. 102-110).
Согласно справке МУП "Центр недвижимости" городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.02.2015 N 110 (л.д. 111) испрашиваемый обществом "Высота" земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 находится в границах земельного участка, представленного обществу "АК Востокнефтезаводмонтаж" в аренду по договору о развитии застроенной территории от 13.08.2013 N 38-РТ.
Таким образом, на момент обращения общества "Высота" в Администрацию с заявлением от 29.10.2015 о предоставлении спорного земельного участка названный участок в составе застраиваемой территории был обременен правами третьего лица - общества "АК Востокнефтезаводмонтаж".
Из системного толкования статей 30 и 31 ЗК РФ следует, что выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются первым этапом реализации процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который состоит из нескольких стадий: публичное информирование населения и заинтересованных лиц о планируемом предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта; выбор земельного участка для строительства; утверждение акта выбора земельного участка и схемы расположения к нему как завершающий этап процедуры выбора земельного участка. Целью проведения процедуры выбора земельного участка для строительства является определение места его расположения и предполагаемых границ с учетом мнения всех заинтересованных лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты при предоставлении земельного участка.
В силу пунктов 2, 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления обеспечивают выбор земельного участка для строительства, свободного от прав третьих лиц.
Поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок обременен правами третьего лица, а предоставлению в порядке ст. ст. 31, 32 ЗК РФ подлежат свободные земельные участки с соблюдением прав и законных интересов всех заинтересованных лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть ему предоставлен, а отказ Администрации соответствует требованиям ЗК РФ.
Довод апеллянта о том, что заявитель имеет приоритет в предоставлении испрашиваемого земельного участка, так как постановление от 30.12.2010 N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" принято Администрацией ранее заключения указанного договора о развитии территории, является необоснованным.
Оспаривание заявителем наличия законных оснований для возникновения у общества "АК Востокнефтезаводмонтаж" прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010962:342 в составе застраиваемой территории при наличии правопритязаний на него со стороны общества "Высота" свидетельствует о наличии спора о праве в отношении названного земельного участка, который подлежит рассмотрению в рамках искового, а не административного судопроизводства.
Следовательно, названные доводы апеллянта не могут быть предметом судебной оценки в рамках рассмотрения настоящего дела в порядке главы 24 АПК РФ по заявлению общества о признании незаконным решения Администрации, отраженного в письме N 12692 от 07.12.2015, о невозможности предоставления обществу "Высота" земельного участка по ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, площадью 12 017 +-38 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010902:342, почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Кировский район, ул. Октябрьской революции, д. 63а, в аренду для строительства.
Выводы суда первой инстанции о невозможности предоставления земельного участка в связи с утверждением градостроительных документов в границах территории, на которой расположен спорный земельный участок (п. 11 ст. 30 ЗК РФ), и исключением сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, являются неверными, не соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу того, что процедура предоставления земельного участка для строительства обществу "Высота" была начата в порядке предварительного согласования места размещения объекта, был подготовлен акт N А-196/ОПО выбора земельного участка площадью (л.д. 22-29) и вынесено постановление Администрации от 30.12.2010 N 7510 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу: ул. Коммунистическая в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка" (л.д. 39) до момента утверждения постановлением Администрации от 20.11.2015 N 3944 проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Салавата Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской и Октябрьской Революции в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заявитель был вправе претендовать на предоставление ему в дальнейшем испрашиваемого земельного участка, а при утверждении градостроительных документов органы местного самоуправления должны были учесть предварительное согласование места размещения объекта заявителя на земельном участке.
Доказательства того, что на момент принятия оспариваемого решения Администрации земельный участок с кадастровым номером 02:55:010902:342 уже был снят с кадастрового учета, материалы дела не содержат. Отсутствует указание об этом в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка и в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 07.12.2015 N 12692 (л.д. 20).
Вместе с тем, с учетом вышеизложенных выводов апелляционного суда данные выводы суда первой инстанции не привели к принятию по существу неправильного решения, ввиду чего обжалуемое решение отмене не подлежит.
По изложенным основаниям апелляционный суд не усмотрел оснований для приостановления производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А07-7953/2016 по ходатайству общества "Высота", заявленному в суде апелляционной инстанции, поскольку снятие земельного участка на момент вынесения решения с кадастрового учета само по себе не являлось единственным обстоятельством, исключающим предоставление земельного участка обществу "Высота" в аренду.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Поскольку определение арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 не исполнено, и суду не представлены доказательства уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, указанная государственная пошлина подлежит взысканию с общества "Высота" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 по делу N А07-4289/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Высота" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Высота" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)