Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2017 N 17АП-4871/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-62494/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 г. N 17АП-4871/2017-ГК

Дело N А60-62494/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя: Стрелкова Д.В., представитель по доверенности, паспорт,
от заинтересованного лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2017 года,
принятое судьей Смагиным К.Н.,
по делу N А60-62494/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании незаконным отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды,
установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области, Территориальное управление, заинтересованное лицо), выраженного в письме от 06.10.2015 N АР-11506/07, в переоформлении права постоянного бессрочного пользования на земельные участки и предоставлении их в аренду; обязании Территориального управления предоставить в аренду образованные из земельных участков с кадастровыми номерами 66:42:0000000:77 и 66:42:0000000:78 земельные участки (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, отказав заявителю в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что земельные участки надлежащим образом не образованы, носят временный характер. Указывает, что схема, а также заявление на утверждение схемы, не предоставлялись обществом в Территориальное управление. Полагает, что отказ ТУ Росимущества в Свердловской области носит условный характер, поскольку обусловлен необходимостью предоставления заявителем заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с приложением соответствующей схемы. Заинтересованное лицо считает ошибочной позицию заявителя о том, что на него при обращении в ТУ Росимущества в Свердловской области не распространяются положения статей 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (о необходимости предоставления заявителем утвержденной схемы расположения земельных участков). По мнению апеллянта, разъяснение, изложенное в Письме Минэкономразвития от 25.06.2015 N Д23-3051, касается деятельности и полномочий регистрирующего органа и не распространяет свое действие на ТУ Росимущества в Свердловской области. Отмечает, что ТУ Росимущества в Свердловской области регистрацией прав на земельные участки не занимается, Письма Минэкономразвития имеют рекомендательный характер. Помимо изложенного, Территориальное управление считает, что заявителем пропущен срок на судебную защиту. Указывает, что судом вопрос о пропуске срока на судебную защиту не рассмотрен.
ОАО "МРСК Урала" представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "МРСК Урала" на праве собственности принадлежат следующие объекты электросетевого хозяйства:
- - Сооружение ВЛ-110 кВ БАЭС-ПС Заречная литер 1 (Свидетельство о государственной регистрации права 66АГ 369971 от 02.09.2008);
- - Электросетевой комплекс подстанции 110/35/10 кВ Белоречка (Свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 399972 от 02.09.2008);
- - Электросетевой комплекс подстанции 110/10 кВ Логиново (Свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 313220 от 17.07.2008);
- - ВЛ-35 кВ ПС Каменская-ПС Заречная, литер 1 (Свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 313193 от 17.07.2008);
- - ВЛ-110 кВ ПС Гагарская-ПС Колюткино, Литер 1 (Свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 313194).
Для размещения указанных объектов ОАО "Свердловэнерго" как правопредшественнику ОАО "МРСК Урала" были предоставлены земельные участки на праве (постоянного) бессрочного пользования, что подтверждается Свидетельствами от 06.02.1997 N 7333, от 06.02.1997 N 73334.
Земельным участкам, на которых размещены указанные выше электросетевые объекты ОАО "МРСК Урала" присвоен статус единого землепользования с кадастровыми номерами 66:42:0000000:77, 66:42:0000000:78, что подтверждается данными кадастровых паспортов.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:42:0000000:77, 66:42:0000000:78 являются собственностью Российской Федерацией (право зарегистрировано в 2003 году).
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 66:42:0000000:77, 66:42:0000000:78 перешло к ОАО "МРСК Урала" в 2008 году в порядке универсального правопреемства (пункт 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации) при реорганизации ОАО "Свердловэнерго" в форме присоединения к ОАО "МРСК Урала".
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, заявитель заключил договоры подряда на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков путем выделения земельного участка из земель с кадастровыми номерами 66:42:0000000:77, 66:42:0000000:78 с последующей постановкой на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков и заключением договоров аренды на образованные земельные участки.
В 2013-2014 годах в результате проведенных кадастровых работ были образованы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:
1. земельные участки, выделенные из земельного участка с кадастровым номером 66:42:0000000:77:
- 1.1. 66:42:0000000:2406 по адресу Свердловская область, г. Заречный, д. Боярка, пл. 275 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-110 БАЭС-ПС Гагаринская;
- 1.2. 66:42:0101029:336 по адресу Свердловская область, г. Заречный, пл. 49 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-110 кВ БАЭС-ПС Гагарская;
- 1.3. 66:42:0000000:2381 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, пл. 371 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-110 кВ БАЭС-ПС Гагарская;
- 1.4. 66:42:0000000:2408 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, пл. 742 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-110 кВ ПС Гаринская-ПС Калюткино;
- 1.5. 66:42:0000000:1573 по адресу Свердловская область, г. Заречный, пл. 778 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-110 кВ БАЭС-ПС Гагарская;
- 1.6. 66:42:0000000:2380 по адресу Свердловская область, г. Заречный пл. 721 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-110 кВ БАЭС-ПС Заречная;
- 1.7. 66:42:0201012:160 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, пл. 32 кв. м, на котором расположены опары ВЛ-35 кВ Белоречка;
- 1.8. 66:42:0201003:1410 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, пл. 52 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-35 кВ Белоречка;
- 1.9. 66:42:0301001:65 по адресу Свердловская область, ГО Заречный пл. 556 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-35 ПС Каменка-ПС Заречная;
- 1.10.66:42:0102001:1772 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, пл. 469 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-35 кВ ПС Каменка-ПС Заречная;
- 2. земельные участки, выделенные из земельного участка с кадастровым номером 66:42:0000000:78:
- 2.1. 66:42:0101012:158 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, пл. 2 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-10 кВ ф. Б.Брусяны ЭКС ПС Логиново;
- 2.2. 66:42:0000000:2655 по адресу Свердловская область, ГО Заречный с. Мезенское, пл. 2 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-10 кВ ф. М.-Брусяны ЭКС ПС 110/35/10 кВ Белоречка;
- 2.3. 66:42:0000000:2651 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, с. Мезенское, пл. 216 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-10 кВ ф. Мезенский ЭКС ПС 110/35/10 Белоречка;
- 2.4. 66:42:0000000:2661 по адресу Свердловская область, ГО Заречный с. Мезенской, пл. 98 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-10 кВ ф. Лесной ЭКС ТПС Гагарская;
- 2.5. 66:42:0000000:2657 по адресу Свердловская область, ГО Заречный д. Гагарка, пл. 399 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-10 кВ ф. Лесной (ЭКС ТПС Гагарская);
- 2.6. 66:42:0201003:1564 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, площадью 43 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-10 кВ ф. Лесной (ЭКС ТПС Гагарская);
- 2.7. 66:42:0102010:290 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, площадью 1 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-10 кВ ф. Лесной (ЭКС ТПС Гагарская);
- 2.8. 66:42:0501001:1052 по адресу Свердловская область, ГО Заречный, д. Курманка, пл. 58 кв. м, на котором расположены опоры ВЛ-10 кВ ф. Лесной (ЭКС ТПС Гагарская).
Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет в 2013-2014 годах.
В письме от 09.09.2016 N СЭ/ЦЭС/01-03/6094 ОАО "МРСК Урала" просило ТУ Росимущества в Свердловской области произвести раздел земельных участков с кадастровым номером 66:42:0000000:77, 66:42:0000000:78 и передать их в аренду ОАО "МРСК Урала" для ведения обществом своей деятельности.
Ранее в письме от 14.04.2016 СЭ/ЦЭС/01-03/2213 ОАО "МРСК Урала" сообщило Территориальному управлению, что ими были проведены землеустроительные работы, по результатам которых из земельных участков с кадастровыми номерами 66:42:0000000:77, 66:42:0000000:78 образованы и поставлены на кадастровый учет вышеназванные земельные участки.
Письмом от 06.10.2016 N АР-11506/07 Территориальное управление повторно отказало ОАО "МРСК Урала" в образовании земельных участков, предоставлении их в аренду и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками со ссылкой на то, что с 01.03.2015 вступили в силу существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие иной порядок раздела земельного участка, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Рассмотрев спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Закон о введении в действие ЗК РФ) лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.07.2012 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных "Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475.
В силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ на ОАО "МРСК Урала" возложена обязанность по переоформлению принадлежащих ему права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 66:42:0000000:77, 66:42:0000000:78, поскольку обладателем этого права заявитель быть не может.
Оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что заявителем проведены в полном объеме кадастровые работы в отношении земельных участков, образуемых из земельных участков с кадастровыми номерами 66:42:0000000:77, 66:42:0000000:78; земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет в 2013-2014 годах.
Постановлением Главы городского округа Заречный от 13.08.2007 N 914-П утверждена схема расположения земельных участков, образуемых из единых землепользовании 66:42:00000000:77, 66:42:0000000:78 и согласовано выделение из них 18 земельных участков.
Отказывая в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования заинтересованное лицо затребовало от заявителя схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Вместе с тем требования о необходимости предоставления схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, введены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и вступили в силу с 01.03.2015.
Закон о введении в действие ЗК РФ предоставления таких схем для переоформления ранее возникшего права не предусматривает.
В связи с чем, оснований для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные участки у Территориального управления не имелось.
При названных обстоятельствах, поскольку оспариваемый отказ не соответствует положениям закона, нарушает права и законные интересы ОАО "МРСК Урала", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 27.02.2017 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2017 года по делу N А60-62494/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.В.СЕМЕНОВ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)