Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2017 N 16АП-1724/2017 ПО ДЕЛУ N А63-10753/2016

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N А63-10753/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Александра Сергеевича
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2017 по делу N А63-10753/2016 (под председательством судьи Карпеля В.Л.),
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирины Тимофеевны (ОГРНИП 312265104600280, ИНН 262511785860)
к администрации Ульяновского сельсовета (ОГРН 1022601172549, ИНН 2625024457), администрации Георгиевского муниципального района (ОГРН 1042600074472, ИНН 2625030820), Терскому войсковому казачьему обществу (ОГРН 1021500581574, ИНН 1501017790), индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Александру Сергеевичу (ОГРНИП 315265100005031),
о признании незаконным отказов в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения, о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды и субаренды земельного участка, применении последствий их недействительности,
при участии в судебном заседании:
от главы КФХ Иванова А.С.: представитель Юрицына В.А. по доверенности от 02.12.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирина Тимофеевна (далее - глава КФХ Каракай И.Т.) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Ульяновского сельсовета (далее - администрация поселения), Терскому войсковому казачьему обществу (далее - казачье общество), в котором согласно уточненным требованиям просила:
- - признать незаконным, выраженный в письмах администрации поселения от 08.09.2015 N 609, от 05.05.2016 N 382, от 04.07.2016 N 558 и от 04.08.2016 N 645 отказ в предоставлении главе КФХ Каракай И.Т. в аренду земельного участка общей площадью 4 784 000 кв. м, с кадастровым номером 26:25:030702:7, имеющего местоположение: Ставропольский край, Георгиевский район, участок находится примерно в 4,5 км по направлению на юго-восток от п. Новоульяновский;
- - обязать уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, совершив мероприятия, предусмотренные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов Александр Сергеевич (далее - глава КФХ Иванов А.С.).
По делу N А63-14805/2016 глава КФХ Каракай И.Т. обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации поселения, казачьему обществу, главе КФХ Иванову А.С., в котором просила:
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 03.08.2016 N 5, заключенный между администрацией поселения и казачьим обществом в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7;
- - признать недействительным (ничтожным) договор субаренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.08.2016, заключенный между казачьим обществом и главой КФХ Ивановым А.С. в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7;
- - применить последствия недействительности сделок в виде возврата уполномоченному органу земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7.
Определением от 01.12.2016 судом удовлетворено ходатайство главы КФХ Каракай И.Т. об объединении дел N А63-10753/2016 и N А63-14805/2016 в одно производство, поскольку данные дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, составу участвующих лиц. Объединенному делу присвоен номер N А63-10753/2016.
Определением от 20.02.2017 администрация Георгиевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) привлечена судом в качестве второго заинтересованного лица по требованию главы КФХ Каракай И.Т. о признании незаконным выраженного в письмах от 08.09.2015 N 609, от 05.05.2016 N 382, от 04.07.2016 N 558 и от 04.08.2016 N 645 отказа в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7.
Определением от 10.03.2017 суд первой инстанции произвел замену администрации поселения на ее правопреемника - администрацию муниципального района.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2017 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными отказы администрации муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края от 04.07.2016 N 558 и от 04.08.2016 N 645; признал недействительными (ничтожными) договоры аренды от 03.08.2016 N 5 и субаренды от 17.08.2016; применил последствия недействительности ничтожных сделок в виде возврата в распоряжение администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7, площадью 4 827 000 кв. м, имеющего местоположение: Ставропольский край, Георгиевский район, участок находится примерно в 4,5 км по направлению на юго-восток от ориентира п. Новоульяновский, расположенного за пределами участка; обязал администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края выполнить требования статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7, площадью 4 827 000 кв. м, имеющего местоположение: Ставропольский край, Георгиевский район, участок находится примерно в 4,5 км по направлению на юго-восток от ориентира п. Новоульяновский, расположенного за пределами участка для целей осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что что в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса глава КФХ Каракай И.Т. вправе претендовать на получение земельного участка без торгов для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). На дату обращения казачьего общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в администрации поселения на рассмотрении уже находились заявления, поступившие от главы КФХ Каракай И.Т., обладающей правом получения данного земельного участка без торгов, с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ.
В апелляционных жалобах администрация района и глава КФХ Иванов А.С. просили отменить решение суда первой инстанции от 17.03.2017, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Жалобы мотивированы следующим. Суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что земельный участок должен предоставляться по результатам торгов (в виде аукциона). Суд при разрешении спора не учел, что один из заявителей (казачье общество) обладает преимущественным правом на заключение договора аренды земельного участка (без проведения торгов). Право на предоставление казачьим обществам земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, закреплено в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в редакции, действовавшей в период рассмотрения администрацией заявлений глав хозяйств и казачьего общества (далее - Закон N 36-КЗ) предусмотрено, что земельные участки могут быть предоставлены без торгов казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
Глава КФХ Каракай И.Т. в отзыве указала на несостоятельность доводов жалоб, а также законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Определением от 13.06.2017 судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте рассмотрения жалобы вместе с соответствующим файлом размещена 16.06.2017 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от администрации Георгиевского городского округа (далее - администрация округа) Ставропольского края в порядке статьей 48 и 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступили ходатайство о замене администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края на администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края, а также ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и прекращении производства по ней.
Возражений не поступило.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Законом Ставропольского края N 21-кз от 02.03.2017 "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Георгиевского муниципального района Ставропольского края, путем их объединения с муниципальным образованием городским округом городом Георгиевском Ставропольского края" муниципальное образование Георгиевский муниципальный район Ставропольского края преобразован путем объединения с городским округом городом Георгиевском. Наименование преобразованного муниципального образования - Георгиевский городской округ.
С учетом изложенной суд апелляционной инстанции считает необходимым произвести процессуальное правопреемство администрации района на администрацию округа.
Согласно части 5 статьи 49 и части 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если после принятия апелляционной жалобы к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ принят судом. Арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает отказ от апелляционной жалобы, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Суд апелляционной инстанции считает, что отказ администрации округа от жалобы не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Заявленное ходатайство по форме и содержанию соответствует статье 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подписано представителем - Лутковым С.Ю., действующим на основании доверенности от 27.06.2017. Из ходатайства следует, что последствия отказа заявителю известны и понятны.
При таких обстоятельствах, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает возможным принять отказ администрации округа от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2017 по делу N А63-10753/2016 и на основании части 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратить производство по ней.
В судебном заседании представитель главы КФХ Иванова А.С. поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя главы КФХ Иванова А.С., Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба КФХ Иванова А.С. подлежит удовлетворению исходя и следующего.
Из материалов дела следует, что 06.09.2015 глава КФХ Каракай И.Т. обратилась в администрацию поселения с заявлением о предоставлении для целей расширения крестьянского хозяйства земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7.
В письме от 08.09.2015 N 609 уполномоченный орган сообщил главе КФХ Каракай И.Т. об оставлении ее заявления без рассмотрения по причине отсутствия в администрации поселения информации об испрашиваемом земельном участке ввиду имеющих место судебных разбирательств в отношении него.
08 ноября 2015 года глава КФХ Каракай И.Т. повторно обратилась в администрацию поселения по вопросу предоставления крестьянскому хозяйству земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7, приложив к заявлению копию свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя и выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 28.10.2015, копии соглашения о создании КФХ и свидетельства ИНН.
В заявлении от 22.06.2016 предприниматель просила заключить с ней договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7 для целей расширения деятельности крестьянского хозяйства, сроком на 49 лет, указала, что к предыдущим заявлениям от 06.09.2015, 08.11.2015 и 15.04.2016 ею были приложены все необходимые документы.
В письме от 04.07.2016 N 558 администрация поселения сообщила главе КФХ Каракай И.Т., что вопрос о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка будет разрешаться по результатам рассмотрения в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа кассационной жалобы главы КФХ Иванова А.С., поданной на судебные акты, принятые по делу N А63-4292/2015.
Письмом от 04.08.2016 N 645 администрация поселения сообщила главе КФХ Каракай И.Т., что земельный участок с кадастровым номером 26:25:030702:7 не может быть предоставлен ей в аренду, так как в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставлен в аренду казачьему обществу, с которым администрацией поселения (арендодатель) заключен договор аренды от 03.08.2016 N 5.
Согласно договору аренды от 03.08.2016 N 5 земельный участок с кадастровым номером 26:25:030702:7 предоставлен казачьему обществу в аренду на основании постановления администрации поселения от 02.08.2016 N 127, на срок с 03.08.2016 по 02.08.2065. Государственная регистрация договора аренды произведена в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 15.08.2016 внесена запись о регистрации N 26-26/008-26/008/205/2016-9462/2.
По договору субаренды от 17.08.2016 казачье общество (арендатор) передало земельный участок с кадастровым номером 26:25:030702:7 в субаренду главе КФХ Иванову А.С. Государственная регистрация договора субаренды произведена регистрирующим органом, о чем в ЕГРП имеется запись от 23.06.2016 N 26-26/008-26/008/205/2016-9968/1.
Полагая, что выраженные в письмах отказы администрации поселения в предоставлении главе КФХ в аренду земельного участка, а также договор аренды от 03.08.2016 N 5 и договор субаренды от 17.08.2016 являются незаконными и нарушают права и законные интересы, глава КФХ Каракай И.Т. обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, не учел следующего.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе:
- - в случае предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ);
- - в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства как крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (для осуществления их деятельности), так и казачьими обществами (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (пункт 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
В силу приведенных правовых норм земли сельскохозяйственного назначения (земельные участки для осуществления сельскохозяйственного производства) могут предоставляться уполномоченными органами без проведения торгов как крестьянским (фермерским) хозяйствам (но с соблюдением положений статьи 39.18 ЗК РФ), так и казачьим обществам (по основанию, предусмотренному подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ).
Материалы дела подтверждают, что наряду с заявлением главы КФХ Каракай И.Т. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:25:030702:7 с соответствующим заявлением в администрацию обращалось казачье общество.
Администрация, возражая против требований главы КФХ Каракай И.Т., ссылалась на наличие у казачьего общества права на получение испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов даже при наличии заявок от иных лиц. Данный довод органа местного самоуправления отклонен судом.
Суд указал, что земельный участок государственной или муниципальной собственности может быть предоставлен для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан и КФХ, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Указанный вывод суда первой инстанции инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований главы хозяйства, не может быть признан апелляционным судом законным и обоснованным.
В силу пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в аренду, в том числе казачьим обществам, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Земельным кодексом предусмотрено право казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов для осуществления сельскохозяйственного производства на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
В развитие названных правовых норм на территории Ставропольского края принят Закон N 36-КЗ, статья 21 которого регулирует вопросы, связанные с заключением договора аренды земельного участка. По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 21 названного Закона (в редакции, действовавшей в период рассмотрения заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка), договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. К числу исключений относится предоставление земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края (пункт 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ).
Таким образом, статьей 21 Закона N 36-КЗ определены территории, в границах которых допускается предоставление в аренду (без проведения торгов) земельных участков казачьим обществам - это территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-КЗ "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" Ульяновский сельсовет Георгиевского района Ставропольского края включен в перечень муниципальных образований Ставропольского края, наделенных статусом сельского поселения (статья 2 Закона, приложение 2).
Граница муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края установлена Законом Ставропольского края от 29.06.2004 N 51-КЗ "Об установлении границ муниципальных образований в Георгиевском районе Ставропольского края" (статья 10). Описание границы муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, а также схематическая карта данного муниципального образования приведены в качестве приложений к названному закону.
Согласно Уставу муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, принятому решением совета депутатов Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края от 25.03.2008 N 301-25, данное муниципальное образование является сельским поселением (статья 1 Устава). Территорию сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов пос. Новоульяновский и пос. Ульяновка, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Административным центром поселения является поселок Новоульяновский Георгиевского района Ставропольского края (статья 2 Устава). Граница муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края установлена Законом Ставропольского края от 29.06.2004 N 51-КЗ "Об установлении границ муниципальных образований в Георгиевском районе Ставропольского края" (статья 9 Закона N 51-КЗ). Описание границы муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, а также схематическая карта данного муниципального образования, приведены в качестве приложений к названному закону (Приложение N 9).
Исходя из приведенных норм и содержания Устава муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, указанное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения и имеет определенную территорию в границах, установленных краевым законодательством.
Расположение спорного земельного участка в границах муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, наделенного статусом сельского поселения, подтверждается материалами дела и признается участниками спорных правоотношений. Также казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, соответственно, вправе претендовать на получение без торгов для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования земельных участков, расположенных в границах сельского поселения, отнесенного пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ к соответствующей территории.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что действия администрации по отказу в предоставлении в аренду главе КФХ Каракай И.Т. испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права заявителя, является ошибочным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые действия администрации соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону N 101-ФЗ и не нарушают права и законные интересы главы КФХ Каракай И.Т. в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (абзац 2 пункт 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного Глава КФХ Каракай И.Т. не является заинтересованным лицом в оспаривании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 03.08.2016 N 5, а также договора субаренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.08.2016.
Следовательно, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 48, 49, 265, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

произвести процессуальное правопреемстве администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края на администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края.
Принять отказ администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2017 по делу N А63-10753/2016.
Производство по апелляционной жалобе прекратить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2017 по делу N А63-10753/2016 отменить, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Александра Сергеевича - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать главе крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирине Тимофеевне в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирины Тимофеевны в пользу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Александра Сергеевича 3 000 руб. возмещения расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)