Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2017 ПО ДЕЛУ N А13-1765/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N А13-1765/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующей Осокиной Н.Н., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от общества Поспеловой А.К. по доверенности от 10.12.2015, Галичевой Т.В. по доверенности от 03.07.2015, от Управления Дурягиной Г.Ф. по доверенности от 19.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 5 апреля 2017 года по делу N А13-1765/2017 (судья Логинова О.П.),
установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; место нахождения: 188304, Ленинградская область, город Гатчина, улица Соборная, дом 31; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; далее - Управление) об оспаривании постановления от 06.02.2017 N 07:22:27-36:17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Суд привлек к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области, Удальцова Артема Николаевича.
Решением суда от 5 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Удальцов А.Н. в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает приведенные в ней доводы Управления и просит ее удовлетворить.
Администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении Удальцова А.Н. на земельных участках с кадастровыми номерами 35:22:0208028:19 (площадью 900 кв. м) и 35:22:0208028:150 (площадью 590 кв. м), расположенных по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ягницкий с/с, деревня Глинское, по результатам которой составлен акт от 20.12.2016 N 207.
При проверке Управлением установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 35:22:0208028:150, расположенный по адресу Вологодская область, Череповецкий район, Ягницкий с/с, деревня Глинское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью - 590 кв. м. Границы участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства по результатам проведенных в 2012 году кадастровых работ.
Данный земельный участок приобретен Удальцовым А.Н. по договору купли-продажи от 14.01.2014, заключенному с Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, и принадлежит ему на праве собственности, о чем в ЕГРН 23.05.2014 внесена соответствующая запись.
В договоре купли-продажи отражено, что земельный участок продается свободным, правами других лиц не обременен, не заложен, а также установлены ограничения (обременения) - прибрежная защитная полоса и водоохранная зона Рыбинского водохранилища - река Молога.
По результатам обмера Управлением установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 35:22:0208028:150 расположена одиночная опора, а также часть анкерной опоры.
При этом протяженность воздушной линии электропередачи с юго-запада на северо-запад составляет 35,77 м, протяженность линии с северо-запада на юго-восток составляет 38,62 м. Обе линии проходят в границах земельного участка с кадастровым номером 35:22:0208028:150.
Основание опор представляет собой прямоугольник с размерами 30 x 20 см, следовательно площадь основания опоры составляет 0,06 кв. м, площадь занятия части земельного участка составляет 0,12 кв. м (0,06 кв. м под одиночной опорой и 0,06 кв. м под частью анкерной опоры).
Согласно письму от 10.11.2016 N МР2/2-6/09/699 производственного отделения "Череповецкие электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" воздушная линия электропередачи ВЛ 0,4 кВ Л-1 от КТП 10/0,4 кВ "Глинское" (ВЛ 10 кВ "Заповедник" от ПС 35/10 кВ "Ягница") принадлежит обществу и введена в эксплуатацию в 1985 году.
На основании этого Управление пришло к выводу о том, что фактически часть земельного участка с кадастровым номером 35:22:0208028:150 используется обществом для размещения одиночной опоры и части анкерной опоры и данные действия общества по занятию и использованию части земельного участка с кадастровым номером 35:22:0208028:150 площадью 0,12 кв. м под размещение опор линий электропередачи нарушают требования статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и образуют событие административного правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ, выражающегося в самовольном занятии части земельного участка, находящегося в собственности физического лица, использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на этот земельный участок.
По данному факту нарушения Управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.01.2017 и вынесено постановление от 06.02.2017 по делу N 07:22:27-36:17 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав недоказанным факт наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция согласна с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено должностными лицами Управления в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.21, пунктом 1 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктами 3, 20 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в виде наложения административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к данной норме в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
В пункте 2 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.02.2001 N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства" разъяснено, что отсутствие у лица надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, занятый недвижимым имуществом, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Статьей 26 ЗК РФ определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу статьи 1 Закона N 122-ФЗ к ограничениям (обременениям) прав на земельные участки отнесены установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности.
В силу статьи 87 ЗК РФ земли энергетики являются самостоятельными подразделами категории земель промышленности, особенности правового режима которых установлены статьями 89, 90 названного Кодекса и должны учитываться при проведении зонирования территорий.
Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 89 ЗК РФ определено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утвержден Порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности этих линий (далее - Порядок N 486).
Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли (пункт 3 Порядка N 486).
Пунктом 4 данного Порядка установлены нормы отвода земли под опоры в зависимости от класса напряжения ВЛ.
Как следует из пункта 5 Порядка N 486 конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.
Учитывая изложенное, общество имеет исключительное право на земельные участки под опорами линий электропередачи в границах, установленных в соответствии с Порядком N 486.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", к объектам электроэнергетики относятся объекты электросетевого хозяйства, в т.ч. линии электропередачи и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В данном случае указанная воздушная линия электропередачи введена в эксплуатацию в 1985 году, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии от 30.10.1985, согласно которому воздушная линия электропередачи 0,4 кВ выполнена на железобетонных опорах, размещена в деревнях Раменье, Плоское, Глинское.
Данный линейный объект введен в эксплуатацию в период действия постановления Совета Министров СССР от 11.09.1972 N 667, предусматривающего установление охранных зон у всех воздушных линий электропередачи, не требовавшего их кадастрового учета.
В данном нормативном правовом акте указано, что вдоль воздушных линий электропередачи 0,4 кВ устанавливалась двухметровая охранная зона, право ограниченного пользования чужим земельным участком (публичный сервитут).
Охранная зона ВЛ-0,4 кВ, а также право ограниченного пользования чужими земельными участками (публичный сервитут) возникли в момент введения объекта в эксплуатацию в силу закона (постановления Совмина СССР), не требующего их кадастрового учета.
Таким образом, охранная зона воздушной линии электропередачи 0,4 кВ Л-1 от КТП 10/0,4 кВ "Глинское" по ВЛ-10 кВ "Заповедник" (ПС "Ягница"), проходящая по земельному участку с кадастровым номером 35:22:0208028:150 установлена в силу закона, сведения об этой зоне могут быть внесены в государственный кадастр до 01.01.2022.
Также из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле следует, что воздушная линия электропередачи 10 кВ "Заповедник" и воздушная линия электропередачи 0,4 кВ Л-1 от КТП 10/0,4 кВ "Глинское" по ВЛ-10 кВ "Заповедник" (ПС "Ягница"), проходящие по земельному участку с кадастровым номером 35:22:0208028:150, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, д. Глинское, является частью электросетевого комплекса - "Подстанция ПС 35/10 кВ Ягница с пятью линиями электропередачи: ВЛ-10 кВ "Козлово", ВЛ-10 кВ "Большой Двор", ВЛ-10 кВ "Заповедник", ВЛ-10 кВ "Пленишник", ВЛ-10 кВ "Раменье", кадастровый (условный) номер: 35:22:000000:0000:05467:0000, принадлежащего обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2008 35-СК N 361173.
Для эксплуатации объектов электроэнергетики, в том числе ВЛ-10 кВ "Заповедник", расположенных в Череповецком районе Вологодской области, между Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района и обществом заключен договор аренды земельных участков от 11.02.2008 N 25/2008 ВЭ04-08/0134. Указанный договор заключен на неопределенный срок и в настоящее время является действующим, что подтверждается письмом администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 06.02.2017 N 1-11/245. В соответствии с договором и кадастровым планом земельного участка (условный) номер: 35:22:000000:0000:05467:0000 обществу в аренду передан участок площадью 225 537 кв. м. Согласно схеме, приложенной к договору, в аренду переданы и земли, расположенные в деревне Глинское под линиями электропередачи.
Удальцов А.Н. приобрел земельный участок с кадастровым номером 35:22:0208028:150 по договору купли-продажи 14.01.2014.
Таким образом, указанный линейный объект как объект недвижимости существовал на момент оформления в собственность земельного участка Удальцовым А.Н. и принадлежал на праве собственности обществу. Земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, предоставлен обществу по договору аренды. Доказательств самовольного занятия земельного участка в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель, Управлением не представлено.
При этом Управление и Удальцов А.Н. в своих пояснениях не отрицают то обстоятельство, что линии электропередачи вместе с опорами возведены на спорном земельном участке до приобретения его Удальцовым А.Н. в собственность.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что возведение линии электропередачи осуществлено ранее момента предоставления земельного участка в собственность Удальцова А.Н., который, действуя разумно и добросовестно, должен был быть осведомлен о нахождении на приобретаемом земельном участке линейных сооружений. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.08.2011 N ВАС-9456/11.
Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что Управление не вменяет обществу в вину размещение всего объекта недвижимости - электросетевого комплекса электросетевого комплекса - "Подстанция ПС 35/10 кВ Ягница с пятью линиями электропередачи; ВЛ-10 кВ - Раменье", ВЛ-10 кВ "Козлово", ВЛ-10 кВ "Большой Двор", ВЛ-10 кВ "Заповедник", ВЛ-10 кВ "Пленишник", кадастровый (условный) номер 35:22:000000:0000:05467:0000, принадлежащего обществу на праве собственности, а считает незаконным размещение 2 опор воздушной линии электропередачи 0,4 кВ Л-1 от КТП 10/0,4 кВ "Глинское" по ВЛ-10 кВ "Заповедник" (ПС "Ягница").
При этом в силу пункта 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
По смыслу приведенной правовой нормы под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. Удаление нескольких опор электролинии приведет к нарушению целостности линейного объекта.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управлением не приняты достаточные и необходимые меры для установления объективной и субъективной сторон административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, полного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 5 апреля 2017 года по делу N А13-1765/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
Л.Н.РОГАТЕНКО
О.А.ТАРАСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)