Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "02" мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен "03" мая 2017 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
Судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
заявление публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" (410076, г. Саратов, ул. Н.Г. Чернышевского, д. 42; ИНН 6452034165, ОГРН 1026402654585),
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, 30; ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183), Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, 1а), Саратовский филиал публичного акционерного общества "Ростелеком" (410012, г. Саратов, ул. Киселева, д. 40), акционерное общество коммунальных электрических сетей Саратовской области "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 66; ИНН 6454038461, ОГРН 1026403342162), Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (413110, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Коммунистическая, д. 55),
о признании ненормативного правового акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
- - представителя Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - Разуваева К.Г., действующего на основании доверенности от 09.01.2017 N 02-02-04/19;
- - представителя публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" - Гетманцевой С.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2017 N 77,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
Публичное акционерное общество "Саратовнефтепродукт" (далее - ПАО "Саратовнефтепродукт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным распоряжения Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2015 года N 211-р об отказе в предоставлении ПАО "Саратовнефтепродукт" в аренду земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемого автозаправочной станцией.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области предоставить ПАО "Саратовнефтепродукт" в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок площадью 1852 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемый автозаправочной станцией, в течение десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.01.2017 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным распоряжение Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2015 года N 211-р. Суд обязал Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области предоставить ПАО "Саратовнефтепродукт" в аренду спорный земельный участок.
Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.01.2017 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ПАО "Саратовнефтепродукт" в порядке статьи 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 21.03.2017 судом объявлен перерыв до 28.03.2017 до 14 час. 30 мин.
Определением от 28.03.2017 арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А57-7344/2016 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Представитель ПАО "Саратовнефтепродукт" в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.01.2017 подлежащим отмене по следующим основаниям.
01.04.2011 ОАО "Саратовнефтепродукт" и Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области заключен договор аренды земельного участка N 10063/1 от 01.04.2011, на котором расположена АЗС, сроком действия до 14.02.2016.
07.12.2015 ПАО "Саратовнефтепродукт" обратилось в Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемого автозаправочной станцией. К заявлению были приложены, в том числе копии договора аренды земельного участка N 10063/1 от 01.04.2011, а также свидетельства о государственной регистрации права Серии 64 АВ N 906574 от 01.09.2010.
Распоряжением председателя Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30.12.2015 N 211-р заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в аренду по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с расположением на спорном земельном участке сооружений, собственником которых заявитель не является.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Исходя из имеющихся документов, на земельном участке, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, находится АЗС N 96, принадлежащая на праве собственности ПАО "Саратовнефтепродукт", а также нежилое 1-этажное здание, общей площадью 30 кв. м, инв. N 63:450:002:000190230:А, лит. А, принадлежащее на праве собственности ПАО "Саратовнефтепродукт", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 64-АВ 906574 от 01.09.2010.
Указанная АЗС была введена в эксплуатацию в 1985 году и в течение длительного периода времени земельный участок под АЗС находится в аренде у ПАО "Саратовнефтепродукт".
В акте обследования земельного участка N 466 от 22.12.2015, составленного Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, указано, что на момент осмотра на вышеуказанном земельном участке расположены одноэтажное нежилое кирпичное строение и подземные резервуары, о которых не указано в сообщении о перечне всех зданий, сооружений, расположенных на земельном участке.
Отказ в предоставлении земельного участка в аренду был вызван наличием на нем резервуаров, права собственности на которые не были зарегистрированы.
Взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 39.1, статьи 39.2, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусматривают, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться без торгов по договору аренды органом местного самоуправления в пределах их компетенции, в том числе собственникам расположенным на них зданий, сооружений.
Правила подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ устанавливают правовые основания предоставления земельного участка без торгов, на котором расположены здания, сооружения, их собственникам.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для размещения линейных объектов заключается на срок до 49 лет.
При этом из системного анализа положений статьи 22, 34 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) и положений статьи 39.8 ЗК РФ (в редакции, действующей после 01.03.2015) следует, что срок договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных законом.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).
Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района не учтено и правильно установлено судом первой инстанции, что топливные резервуары являются составной частью сложной вещи, которой является автозаправочная станция. Поэтому в соответствии со статьей 134 ГК РФ, учитывая положения Постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 22, Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, право собственности на топливные резервуары АЗС не подлежало регистрации как на самостоятельные объекты недвижимости.
Возражений в указанной части заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Привлеченное к участию АО "Облкоммунэнерго" указало на наличие в границах земельного участка с кадастровым номером 64:50:011020:4 подземных кабельных линий электропередачи с 1997 года и заявило об отсутствии возражений относительно аренды заявителем земельного участка, а также наличии доступа к обслуживанию сети.
ПАО "Ростелеком" сообщило суду об отсутствии на спорном земельном участке принадлежащих им подземных линейных сооружений.
Подземные линейные сооружения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 могут размещаться на земельных участках, принадлежащих муниципалитету без их предоставления и установления сервитутов.
Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не означает автоматического возникновения вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. Линейные объекты большой протяженности могут размещаться под поверхностью значительного количества земельных участков. Следовательно, расположение подземных инженерных коммуникаций, принадлежащих третьему лицу, не является препятствием для реализации ПАО "Саратовнефтепродукт" его исключительного права на предоставление земельного участка в аренду.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок, на котором с 1985 года расположена автозаправочная станция, длительное время находится в аренде у ПАО "Саратовнефтепродукт". Эксплуатация автозаправочной станции невозможна без использования топливных резервуаров. Ранее органы муниципальной власти г. Энгельс Саратовской области не заявляли возражений относительно возможности аренды земельного участка под АЗС по причине не оформления права собственности на резервуары, как самостоятельные объекты недвижимости.
Принимая во внимание, что топливные резервуары являются частью комплекса АЗС, не обладают признаками самостоятельных объектов недвижимости, право собственности на которые подлежат регистрации в ЕГРП, отказ в фактическом продлении отношений по аренде земельного участка, на котором расположен комплекс АЗС, является необоснованным и незаконным.
При указанных обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции правомерно сделаны выводы о возможности удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований не принимаются, поскольку в отзывах на заявление, представленных в суд первой инстанции (т. 1 л.д. 106-108, 111-112), возражения Администрации Энгельсского муниципального района и Комитета по земельным ресурсам сводились только к отсутствию регистрации права собственности на обнаруженные топливные резервуары автозаправочной станции. Возражения, касающиеся наличия на земельном участке линейных объектов, не являлись основанием для издания оспариваемого распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30.12.2015 N 211-р.
Вместе с тем, согласно истребованному судом кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 64:50:011020:4 (т. 2 л.д. 116-118) обременения в пользу иных лиц отсутствуют.
Пролегание по земельному участку линий связи и электропередач не может служить основанием для отказа в заключении договора аренды с собственником автозаправочной станции, расположенной на этом участке.
В апелляционной жалобе не приведены конкретные данные о нарушении прав и законных интересов установленных и определенных лиц-владельцев линейных сооружений в случае заключения договора аренды земельного участка с ПАО "Саратовнефтепродукт".
Кроме того, представителем Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебном заседании не даны пояснения относительно того, каким образом ПАО "Саратовнефтепродукт" при отказе в предоставлении земельного участка в аренду может использовать и распоряжаться, принадлежащим им объектом недвижимого имущества, в отсутствие прав на земельный участок и с учетом его законного использования на протяжении более 30 лет.
Наряду с этим суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о способе восстановления нарушенного права в виде обязания Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района предоставить истцу спорный земельный участок.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28.02.2013 N 409/44-04, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района является органом Администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по управлению земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области отнесено к компетенции органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района.
Пунктами 2.1, 3.1 указанного Положения предусмотрено, что Комитет в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет в том числе, следующие функции: управляет земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области, рассматривает в установленном порядке письменные и устные заявления физических и юридических лиц по вопросам земельных отношений; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией земельного законодательства РФ и обеспечивает единообразие применения законодательства РФ на всей территории Энгельсского муниципального района.
Распоряжением Администрации Энгельсского муниципального района от 28.08.2015 N 89, председателю Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района делегированы полномочия главы Администрации Энгельсского муниципального района по принятию решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги в сфере управления и распоряжения земельными участками, а также подписанию документов в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Энгельсского муниципального района, муниципального образования город Энгельс, а также земельными участками, собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения.
Однако данные нормы не свидетельствуют о наличии у Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района полномочий по распоряжению земельными участками. Управление земельными участками не означает правомочность Комитета по земельным ресурсам по их распоряжению. Делегирование полномочий на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка не влечет возникновение права у Комитета на предоставление земельного участка.
В соответствии со статьей 14 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области, принятого на Референдуме 22.12.1996 (далее - Устав), Комитет по земельным ресурсам не является органом местного самоуправления.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Энгельсского муниципального района, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления - Энгельсской районной администрации (пункт 6 части 1 статьи 24 Устава). В свою очередь Глава Энгельсского муниципального района возглавляет Администрацию Энгельсского муниципального района (пункт 1 статьи 25 Устава).
Согласно пункту 1.1 Административного регламента по предоставлению Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района и Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденному постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 31.12.2009 N 10520 (далее - Административный регламент) предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством является муниципальной услугой, порядок оказания которой регулируется Административным регламентом.
Исходя из пунктов 2.2, 2.3, 3.2.1 - 3.2.2, 3.2.5 Административного регламента, заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подается на имя главы Администрации Энгельсского муниципального района, который и принимает решение о предоставлении земельного участка от имени Администрации Энгельсского муниципального района.
Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района осуществляет подготовку уведомлений о приеме или отказе в приеме документов, а также уведомления об отказе в предоставлении данной муниципальной услуги.
При отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района осуществляет подготовку проекта постановления Администрации Энгельсского муниципального района о предоставлении заявителю земельного участка в собственность (за плату или бесплатно), аренду или безвозмездное срочное пользование. После подписания главой Администрации Энгельсского муниципального района постановления Администрации Энгельсского муниципального района, его копия выдается заявителю Комитетом по земельным ресурсам.
На основании постановления Комитет по управлению имуществом подготавливает проект договора, который затем подписывается его председателем.
Таким образом, Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района наделен полномочиями по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка, подготовке и подписанию необходимых согласовательных документов, включая отказ в предоставлении земельного участка.
При этом решение о предоставлении земельного участка должно было приниматься непосредственно главой Администрации Энгельсского муниципального района в виде постановления, на основании которого впоследствии подлежал заключению договор Комитетом по управлению имуществом.
После внесения изменений в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 передача земельного участка в аренду осуществляется без обязательного издания постановления органа местного самоуправления путем заключения договора.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации Энгельсского муниципального района пояснил, что при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду Комитет по земельным ресурсам передает документы в Комитет по управлению имуществом, который подготавливает проект, а председатель Комитета по управлению имуществом подписывает сам договор аренды земельного участка.
Право заключения договоров аренды земельных участков, осуществления контроля за исполнением заключенных договоров, взысканию платежей закреплено в п. п. 4.1 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, утвержденного Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 22.12.2016 N 89/08-05.
Следовательно, лицом, непосредственно уполномоченным на предоставление земельного участка в аренду, является не Комитет по земельным ресурсам, а Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района. Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района не имеет полномочий на передачу земельного участка на территории муниципального образования в аренду, заключения договора аренды.
Кроме того, ранее действовавший договор аренды спорного земельного участка от 01.04.2011 заключался ПАО "Саратовнефтепродукт" с Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о способе восстановления нарушенного права в виде обязания Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района предоставить истцу спорный земельный участок не соответствует установленным по делу обстоятельствам и не может привести собственно к восстановлению нарушенного права.
Принимая во внимание, что вопросами предоставления земельных участков в аренду, расположенных на территории Энгельсского муниципального района, занимается Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района, который не был привлечен к участию в деле, арбитражный апелляционный суд считал необходимым в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, а также привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ приведенное обстоятельство является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования ПАО "Саратовнефтепродукт" о признании недействительным распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30.12.2015 N 211-р об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемого автозаправочной станцией.
При этом Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района обязан подготовить и направить заявителю проект договора аренды данного земельного участка в установленный земельным законодательством срок.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, чей ненормативный акт признан недействительным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 января 2017 года по делу N А57-7344/2016.
Признать недействительным распоряжение Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2015 года N 211-р об отказе в предоставлении публичному акционерному обществу "Саратовнефтепродукт" в аренду земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемого автозаправочной станцией.
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в срок, установленный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовить и направить публичному акционерному обществу "Саратовнефтепродукт" проект договора аренды земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемый автозаправочной станцией.
Взыскать с Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в пользу публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.05.2017 ПО ДЕЛУ N А57-7344/2016
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 г. по делу N А57-7344/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "02" мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен "03" мая 2017 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
Судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
заявление публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" (410076, г. Саратов, ул. Н.Г. Чернышевского, д. 42; ИНН 6452034165, ОГРН 1026402654585),
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, 30; ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183), Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, 1а), Саратовский филиал публичного акционерного общества "Ростелеком" (410012, г. Саратов, ул. Киселева, д. 40), акционерное общество коммунальных электрических сетей Саратовской области "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 66; ИНН 6454038461, ОГРН 1026403342162), Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (413110, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Коммунистическая, д. 55),
о признании ненормативного правового акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
- - представителя Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - Разуваева К.Г., действующего на основании доверенности от 09.01.2017 N 02-02-04/19;
- - представителя публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" - Гетманцевой С.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2017 N 77,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
установил:
Публичное акционерное общество "Саратовнефтепродукт" (далее - ПАО "Саратовнефтепродукт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным распоряжения Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2015 года N 211-р об отказе в предоставлении ПАО "Саратовнефтепродукт" в аренду земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемого автозаправочной станцией.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области предоставить ПАО "Саратовнефтепродукт" в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок площадью 1852 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемый автозаправочной станцией, в течение десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.01.2017 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным распоряжение Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2015 года N 211-р. Суд обязал Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области предоставить ПАО "Саратовнефтепродукт" в аренду спорный земельный участок.
Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.01.2017 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ПАО "Саратовнефтепродукт" в порядке статьи 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 21.03.2017 судом объявлен перерыв до 28.03.2017 до 14 час. 30 мин.
Определением от 28.03.2017 арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А57-7344/2016 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Представитель ПАО "Саратовнефтепродукт" в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.01.2017 подлежащим отмене по следующим основаниям.
01.04.2011 ОАО "Саратовнефтепродукт" и Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области заключен договор аренды земельного участка N 10063/1 от 01.04.2011, на котором расположена АЗС, сроком действия до 14.02.2016.
07.12.2015 ПАО "Саратовнефтепродукт" обратилось в Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемого автозаправочной станцией. К заявлению были приложены, в том числе копии договора аренды земельного участка N 10063/1 от 01.04.2011, а также свидетельства о государственной регистрации права Серии 64 АВ N 906574 от 01.09.2010.
Распоряжением председателя Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30.12.2015 N 211-р заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в аренду по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с расположением на спорном земельном участке сооружений, собственником которых заявитель не является.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Исходя из имеющихся документов, на земельном участке, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, находится АЗС N 96, принадлежащая на праве собственности ПАО "Саратовнефтепродукт", а также нежилое 1-этажное здание, общей площадью 30 кв. м, инв. N 63:450:002:000190230:А, лит. А, принадлежащее на праве собственности ПАО "Саратовнефтепродукт", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 64-АВ 906574 от 01.09.2010.
Указанная АЗС была введена в эксплуатацию в 1985 году и в течение длительного периода времени земельный участок под АЗС находится в аренде у ПАО "Саратовнефтепродукт".
В акте обследования земельного участка N 466 от 22.12.2015, составленного Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, указано, что на момент осмотра на вышеуказанном земельном участке расположены одноэтажное нежилое кирпичное строение и подземные резервуары, о которых не указано в сообщении о перечне всех зданий, сооружений, расположенных на земельном участке.
Отказ в предоставлении земельного участка в аренду был вызван наличием на нем резервуаров, права собственности на которые не были зарегистрированы.
Взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 39.1, статьи 39.2, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусматривают, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться без торгов по договору аренды органом местного самоуправления в пределах их компетенции, в том числе собственникам расположенным на них зданий, сооружений.
Правила подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ устанавливают правовые основания предоставления земельного участка без торгов, на котором расположены здания, сооружения, их собственникам.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для размещения линейных объектов заключается на срок до 49 лет.
При этом из системного анализа положений статьи 22, 34 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) и положений статьи 39.8 ЗК РФ (в редакции, действующей после 01.03.2015) следует, что срок договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных законом.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).
Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района не учтено и правильно установлено судом первой инстанции, что топливные резервуары являются составной частью сложной вещи, которой является автозаправочная станция. Поэтому в соответствии со статьей 134 ГК РФ, учитывая положения Постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 22, Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, право собственности на топливные резервуары АЗС не подлежало регистрации как на самостоятельные объекты недвижимости.
Возражений в указанной части заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Привлеченное к участию АО "Облкоммунэнерго" указало на наличие в границах земельного участка с кадастровым номером 64:50:011020:4 подземных кабельных линий электропередачи с 1997 года и заявило об отсутствии возражений относительно аренды заявителем земельного участка, а также наличии доступа к обслуживанию сети.
ПАО "Ростелеком" сообщило суду об отсутствии на спорном земельном участке принадлежащих им подземных линейных сооружений.
Подземные линейные сооружения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 могут размещаться на земельных участках, принадлежащих муниципалитету без их предоставления и установления сервитутов.
Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не означает автоматического возникновения вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. Линейные объекты большой протяженности могут размещаться под поверхностью значительного количества земельных участков. Следовательно, расположение подземных инженерных коммуникаций, принадлежащих третьему лицу, не является препятствием для реализации ПАО "Саратовнефтепродукт" его исключительного права на предоставление земельного участка в аренду.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок, на котором с 1985 года расположена автозаправочная станция, длительное время находится в аренде у ПАО "Саратовнефтепродукт". Эксплуатация автозаправочной станции невозможна без использования топливных резервуаров. Ранее органы муниципальной власти г. Энгельс Саратовской области не заявляли возражений относительно возможности аренды земельного участка под АЗС по причине не оформления права собственности на резервуары, как самостоятельные объекты недвижимости.
Принимая во внимание, что топливные резервуары являются частью комплекса АЗС, не обладают признаками самостоятельных объектов недвижимости, право собственности на которые подлежат регистрации в ЕГРП, отказ в фактическом продлении отношений по аренде земельного участка, на котором расположен комплекс АЗС, является необоснованным и незаконным.
При указанных обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции правомерно сделаны выводы о возможности удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований не принимаются, поскольку в отзывах на заявление, представленных в суд первой инстанции (т. 1 л.д. 106-108, 111-112), возражения Администрации Энгельсского муниципального района и Комитета по земельным ресурсам сводились только к отсутствию регистрации права собственности на обнаруженные топливные резервуары автозаправочной станции. Возражения, касающиеся наличия на земельном участке линейных объектов, не являлись основанием для издания оспариваемого распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30.12.2015 N 211-р.
Вместе с тем, согласно истребованному судом кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 64:50:011020:4 (т. 2 л.д. 116-118) обременения в пользу иных лиц отсутствуют.
Пролегание по земельному участку линий связи и электропередач не может служить основанием для отказа в заключении договора аренды с собственником автозаправочной станции, расположенной на этом участке.
В апелляционной жалобе не приведены конкретные данные о нарушении прав и законных интересов установленных и определенных лиц-владельцев линейных сооружений в случае заключения договора аренды земельного участка с ПАО "Саратовнефтепродукт".
Кроме того, представителем Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебном заседании не даны пояснения относительно того, каким образом ПАО "Саратовнефтепродукт" при отказе в предоставлении земельного участка в аренду может использовать и распоряжаться, принадлежащим им объектом недвижимого имущества, в отсутствие прав на земельный участок и с учетом его законного использования на протяжении более 30 лет.
Наряду с этим суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о способе восстановления нарушенного права в виде обязания Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района предоставить истцу спорный земельный участок.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28.02.2013 N 409/44-04, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района является органом Администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по управлению земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области отнесено к компетенции органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района.
Пунктами 2.1, 3.1 указанного Положения предусмотрено, что Комитет в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет в том числе, следующие функции: управляет земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области, рассматривает в установленном порядке письменные и устные заявления физических и юридических лиц по вопросам земельных отношений; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией земельного законодательства РФ и обеспечивает единообразие применения законодательства РФ на всей территории Энгельсского муниципального района.
Распоряжением Администрации Энгельсского муниципального района от 28.08.2015 N 89, председателю Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района делегированы полномочия главы Администрации Энгельсского муниципального района по принятию решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги в сфере управления и распоряжения земельными участками, а также подписанию документов в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Энгельсского муниципального района, муниципального образования город Энгельс, а также земельными участками, собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения.
Однако данные нормы не свидетельствуют о наличии у Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района полномочий по распоряжению земельными участками. Управление земельными участками не означает правомочность Комитета по земельным ресурсам по их распоряжению. Делегирование полномочий на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка не влечет возникновение права у Комитета на предоставление земельного участка.
В соответствии со статьей 14 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области, принятого на Референдуме 22.12.1996 (далее - Устав), Комитет по земельным ресурсам не является органом местного самоуправления.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Энгельсского муниципального района, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления - Энгельсской районной администрации (пункт 6 части 1 статьи 24 Устава). В свою очередь Глава Энгельсского муниципального района возглавляет Администрацию Энгельсского муниципального района (пункт 1 статьи 25 Устава).
Согласно пункту 1.1 Административного регламента по предоставлению Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района и Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденному постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 31.12.2009 N 10520 (далее - Административный регламент) предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством является муниципальной услугой, порядок оказания которой регулируется Административным регламентом.
Исходя из пунктов 2.2, 2.3, 3.2.1 - 3.2.2, 3.2.5 Административного регламента, заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подается на имя главы Администрации Энгельсского муниципального района, который и принимает решение о предоставлении земельного участка от имени Администрации Энгельсского муниципального района.
Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района осуществляет подготовку уведомлений о приеме или отказе в приеме документов, а также уведомления об отказе в предоставлении данной муниципальной услуги.
При отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района осуществляет подготовку проекта постановления Администрации Энгельсского муниципального района о предоставлении заявителю земельного участка в собственность (за плату или бесплатно), аренду или безвозмездное срочное пользование. После подписания главой Администрации Энгельсского муниципального района постановления Администрации Энгельсского муниципального района, его копия выдается заявителю Комитетом по земельным ресурсам.
На основании постановления Комитет по управлению имуществом подготавливает проект договора, который затем подписывается его председателем.
Таким образом, Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района наделен полномочиями по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка, подготовке и подписанию необходимых согласовательных документов, включая отказ в предоставлении земельного участка.
При этом решение о предоставлении земельного участка должно было приниматься непосредственно главой Администрации Энгельсского муниципального района в виде постановления, на основании которого впоследствии подлежал заключению договор Комитетом по управлению имуществом.
После внесения изменений в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 передача земельного участка в аренду осуществляется без обязательного издания постановления органа местного самоуправления путем заключения договора.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации Энгельсского муниципального района пояснил, что при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду Комитет по земельным ресурсам передает документы в Комитет по управлению имуществом, который подготавливает проект, а председатель Комитета по управлению имуществом подписывает сам договор аренды земельного участка.
Право заключения договоров аренды земельных участков, осуществления контроля за исполнением заключенных договоров, взысканию платежей закреплено в п. п. 4.1 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, утвержденного Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 22.12.2016 N 89/08-05.
Следовательно, лицом, непосредственно уполномоченным на предоставление земельного участка в аренду, является не Комитет по земельным ресурсам, а Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района. Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района не имеет полномочий на передачу земельного участка на территории муниципального образования в аренду, заключения договора аренды.
Кроме того, ранее действовавший договор аренды спорного земельного участка от 01.04.2011 заключался ПАО "Саратовнефтепродукт" с Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о способе восстановления нарушенного права в виде обязания Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района предоставить истцу спорный земельный участок не соответствует установленным по делу обстоятельствам и не может привести собственно к восстановлению нарушенного права.
Принимая во внимание, что вопросами предоставления земельных участков в аренду, расположенных на территории Энгельсского муниципального района, занимается Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района, который не был привлечен к участию в деле, арбитражный апелляционный суд считал необходимым в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, а также привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ приведенное обстоятельство является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования ПАО "Саратовнефтепродукт" о признании недействительным распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30.12.2015 N 211-р об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемого автозаправочной станцией.
При этом Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района обязан подготовить и направить заявителю проект договора аренды данного земельного участка в установленный земельным законодательством срок.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, чей ненормативный акт признан недействительным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 января 2017 года по делу N А57-7344/2016.
Признать недействительным распоряжение Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2015 года N 211-р об отказе в предоставлении публичному акционерному обществу "Саратовнефтепродукт" в аренду земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемого автозаправочной станцией.
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в срок, установленный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовить и направить публичному акционерному обществу "Саратовнефтепродукт" проект договора аренды земельного участка площадью 1852 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, с кадастровым номером 64:50:011020:4 из земель населенных пунктов, занимаемый автозаправочной станцией.
Взыскать с Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в пользу публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Ю.КАПЛИН
С.Ю.КАПЛИН
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)