Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2017 N 18АП-10073/2017 ПО ДЕЛУ N А07-5122/2017

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. N 18АП-10073/2017

Дело N А07-5122/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2017 по делу N А07-5122/2017 (судья Бобылев М.П.).
В судебном заседании приняли участие представители индивидуального предпринимателя Валиуллиной Э.К. - Машина А.И. (доверенность от 28.10.2016), Исламов И.С. (доверенность от 28.10.2016).

Индивидуальный предприниматель Валиуллина Эльвира Каусаровна (далее - ИП Валиуллина Э.К., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Администрация, ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, заинтересованные лица) о признании незаконными действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившихся в подаче 14 мая 2014 года в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан заявления о снятии земельного участка с кадастровым номером 02:55:050331:1738, площадью 78 кв. м, расположенном по адресу: г. Уфа, Уфа, Демский район, ул. Новоросийская, по ул. Правды рядом с домом N 31\\2 с государственного кадастрового учета; признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ от 16.05.14 о снятии земельного участка с кадастровым номером 02:55:050331:1738, площадью 78 кв. м, расположенном по адресу: Уфа, Демский район, ул. Новоросийская, по ул. Правды рядом с домом N 31\\2 г. Уфа, с государственного кадастрового учета; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения земельного участка с кадастровым номером 02:55:050331:1738, площадью 78 кв. м, расположенном по адресу: Уфа, Демский район, ул. Новоросийская, по ул. Правды рядом с домом N 31\\2 (с учетом уточнения требований, л.д. 105-113).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2017 (резолютивная часть от 22.06.2017) требования ИП Валиуллиной Э.К. удовлетворены.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апеллянт указывает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050331:1738 подлежал снятию с кадастрового учета для целей уточнения его границ при межевании и мог выступать предметом договора купли-продажи с предпринимателем только после подтверждения идентичности характеристик вновь сформированного земельного участка.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились.
С учетом мнения представителей заявителя, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ИП Валиуллина Э.К. является собственником нежилого помещения - магазин, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 80,6 кв. м, инв. N 354586, лит. А, расположенного по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Новоросийская, по ул. Правды рядом с домом N 31\\2 на основании договора купли-продажи от 23.01.12, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.02.12 сделана запись N 02-04-01\\016\\2012-192, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2012 04 АГ N 602841 (л.д. 16).
На основании решения Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 июня 2014 года (дело 2-1185\\14), вступившего в законную силу 22.07.2014, Администрация обязана заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка общей площадью 78 кв. м, с кадастровым номером: 02:55:050331:1738, расположенного по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Правды рядом с домом N 31/2 (л.д. 26-29).
Согласно кадастровому паспорту N 02\\13\\1-736947 земельный участок с кадастровым номером 02:55:050331:1738, был поставлен на кадастровый учет 13.09.2013, сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока постановки - 14.09.2015. (л.д. 34-35).
14.05.2014 Администрация обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:050331:1738, сведения о котором носят временный характер.
На основании указанного заявления Администрации от 14.05.2014 в ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение от 16.05.2014 о снятии с учета объекта недвижимости на основании части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В ходе исполнения судебного акта Демского районного суда от 20.06.2014 заявитель обратилась в Администрацию ГО г. Уфа, в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа с просьбой в добровольном порядке исполнить судебный акт.
Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации ГО г. Уфа РБ письмом от 17.02.2017 исх. N И-884 (л.д. 21) сообщило ИП Валиуллиной Э.К., что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050331:1738, расположенный по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Правды рядом с домом N 31/2 снят с кадастрового учета и сведения о нем аннулированы, в связи с чем подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка не представляется возможным.
16.02.2017 ИП Валиуллина Э.К. обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" с просьбой восстановить земельный участок с кадастровым номером 02:55:050331:1738 (л.д. 22-23).
Письмом исх. N 01462 от 27.02.2017 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало в восстановлении земельного участка, указав, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050331:1738 аннулирован в ГКН 16.05.2014 по заявлению представителя Администрации от 14.05.2014. Кроме того, на момент вынесения решения Демского районного суда города Уфы от 20.06.2014 спорный земельный участок не мог быть предметом спора (л.д. 24-25).
29.05.2017 нотариусом нотариального округа город Уфа РБ Селезневой Е.А. по заявлению (л.д. 71) уполномоченного заявителем Исламова Ильдара Салимгареевича на основании доверенности (л.д. 14) произведен осмотр информационных ресурсов, опубликованных в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет: официального сайта Росреестра, публичной кадастровой карты http://PKK5.ROSREESTR.RU/.
Согласно протокола осмотра доказательств (л.д. 72-89), земельный участок с кадастровым номером 02:55:050331:1738 на момент осмотра не найден (не имеется), дата постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:050331:1738-13.09.13, снят с учета 16.05.2014 по заявлению Администрации городского округа город Уфа, в квартале 02:55:050331 находится единственное здание-магазин, здание, находящиеся в квартале 02:55:050331, имеет кадастровый номер 02:55:0300331:78, иных зданий нет.
Согласно данным кадастрового паспорта здания N 02\\16\\1-952288 от 26.12.2016, имеющего кадастровый номер N 02:55:0300331:78 следует, что нежилое помещение - магазин, расположенный по адресу: город Уфа, Демский район, ул. Новороссийская, по ул. Правды рядом с домом N 31\\2, принадлежит на праве собственности Валиуллиной Э.К. Дата регистрации в государственном кадастре недвижимости - 10.02.2014. Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050331:1738 (л.д. 59-61).
Письмом от 26.09.2013 (вх. N 01-01-32230) ИП Валиуллина Э.К. обратилась в Администрацию с просьбой представить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 02:55:050331:1738, площадью 78 кв. м.
Письмами N В13715 от 31.03.2014, N В13715 от 23.04.2014 Администрация ГО г. Уфа сообщила заявителю об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (л.д. 19-20).
Считая действия Администрации, выраженные в подаче заявления о снятии с кадастрового учета и действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по снятию с кадастрового учета земельного участка с номером 02:55:050331:1738 незаконными и нарушающими ее законные права и интересы, ИП Валиуллина Э.К. обратилась с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что основания для снятия земельного участка с кадастрового учета отсутствовали, поскольку земельный участок не являлся преобразуемым, срок его постановки на кадастровый учет как временного на дату снятия с кадастрового учета не истек, в силу чего суд признал действия органа кадастрового учета противоречащими нормам ст. 24 - 25 Закона о кадастре, а действия Администрации - норме ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку совершены с целью воспрепятствовать предпринимателю в реализации права на приватизацию земельного участка на основании вступившего в законную силу решения суда. Суд удовлетворил заявленные требования к Администрации и к органу кадастрового учета, поскольку посчитал, что к нарушению прав заявителя привели совокупные виновные действия указанных лиц, и без обращения Администрации в орган кадастрового учета снятие земельного участка с кадастрового учета являлось невозможным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Администрации, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Лицо само определяет способ защиты его нарушенного права.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В части 1 ст. 25 Закона о кадастре установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре).
В силу ч. 4 ст. 24 указанного Закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Частью 5 статьи 24 Закона о кадастре установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч. 3 и ч. 3.1 ст. 24 Закона о кадастре учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
В силу ч. 4.1 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении, исключаются из государственного кадастра недвижимости с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки.
Норма ст. 25 Закона о кадастре регулирует порядок кадастрового учета земельных участков, носящих статус "временный".
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета временный земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 24 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с частью 9 статьи 47 настоящего Федерального закона, в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.
Согласно ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, снятие земельного участка с кадастрового учета осуществляется только по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24 - 25 Закона о кадастре (п. п. 21, 23 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Между тем в материалы настоящего дела ни Администрацией, ни кадастровой палатой не представлено доказательств того, что спорный земельный участок является преобразуемым.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет 13.09.2013 (л.д. 34-35), в силу чего на момент обращения Администрации с заявлением о его снятии с государственного кадастрового учета и принятия обжалуемого решения кадастровой палаты срок временной регистрации участка не истек.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что у Администрации, а также у ФГБУ "ФКП Росреестра" не имелось правовых оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, в силу чего такие действия противоречат ст. ст. 24 - 25 Закона о кадастре.
В силу пункта 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
С учетом изложенной правовой позиции следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконными как действий кадастровой палаты, так и действий Администрации по подаче заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета, поскольку нарушение прав заявителя повлекли взаимосвязанные действия указанных лиц.
Таким образом, поскольку снятие спорных земельных участков с кадастрового учета препятствует разрешению вопроса о приватизации спорного земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20.06.2014 по делу 2-1185\\14 (л.д. 26-29), ИП Валиуллина Э.К. вправе требовать признания оспариваемых действий незаконными.
Доводы апеллянта о том, что спорный земельный участок подлежал снятию с кадастрового учета для целей уточнения его границ при межевании, в силу чего не мог выступать предметом договора купли-продажи, отклоняется апелляционной коллегией как противоречащие изложенным правовых нормам и разъяснениям, и кроме того, направленные на преодоление вступившего в законную силу решения Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20.06.2014 по делу 2-1185\\14, что противоречит ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2017 по делу N А07-5122/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
М.И.КАРПАЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)